Лотар Маттеус: «Русским не хватает характера»
Лотар Маттеус поездил по свету еще будучи игроком. По завершении карьеры он продолжил путешествовать уже в качестве тренера. Поработав в Сербии, Венгрии и даже Бразилии (где стал первым европейским тренером в истории), обладатель всех возможных футбольных трофеев, видимо, устал от экзотики и минувшим летом согласился на предложение сильнейшего на сегодняшний день австрийского клуба «Ред Булл» из Зальцбурга, и теперь ассистирует Джованни Траппатони.
- Вы долго работали первым тренером. Почему согласились на роль второго в Зальцбурге?
- С Траппатони приятно работать даже в роли ассистента. В конце концов, мы знакомы друг с другом уже очень давно: 6 лет сотрудничали как тренер и игрок. Нынешнее положение дел, конечно, непривычно и для меня, и для него. Вся ответственность лежит на Траппатони, он принимает решения, но мы постоянно обсуждаем друг с другом все текущие вопросы. У Траппатони можно многому научиться, и я уверен, что эти знания обязательно пригодятся мне в будущем.
- Где вам интереснее всего было работать?
- Мне везде было интересно. И в те годы, когда я еще сам играл, и когда начал тренировать. Я всегда умел получать удовольствие от работы, потому что я обожаю футбол и при этом люблю постоянно открывать для себя что-то новое. Мне было интересно и в Венгрии, и в Белграде, где мой клуб «Партизан», не обладавший большими возможностями, пробился в групповой этап лиги чемпионов. Между прочим, больше ни одна сербская команда не добивалась такого успеха. Увлекательно было и в сборной Венгрии, где все околофутбольные структуры устарели лет на тридцать, и нам пришлось многое создавать с нуля. На это, конечно, уходила масса времени и сил, но я там многому научился.
- А в немецкую бундеслигу не собираетесь?
- В футболе никогда не известно, что случится завтра. В принципе, я готов к любому повороту событий. Но при этом я вовсе не зациклен на Германии. Проект «Ред Булл» тоже интересен. Единственное, что – австрийский футбол, к сожалению, второго сорта. Это видно по результатам и сборной, и клубов. Поэтому нам будет очень сложно добиться серьезных успехов на европейском уровне.
- Так ведь перед вами поставили четкую задачу: через пару-тройку лет стать регулярным участником лиги чемпионов.
- Высокие цели ставить нужно. Но нам будет очень трудно. Наша команда в чемпионате может играть процентов на 70 от своих реальных возможностей, и этого хватает, чтобы занять первое место. Но когда дело доходит до еврокубков, футболисты не могут просто взять и переключиться, выложиться на все сто. В принципе, тот потенциал, который есть у «Ред Булла», позволяет ставить перед клубом серьезные задачи. Но только в том случае, если весь австрийский футбол будет прогрессировать. Все игры внутреннего чемпионата должны проходить в том же темпе, в котором играют в еврокубках. И если команда будет вынуждена выдерживать эти скорости постоянно, неделю за неделей, тогда у нас что-то получится. Пока до этого еще далеко. И это – главная проблема как «Ред Буллз», так и всего австрийского футбола, в целом.
- «Ред Булл» инвестировал серьезные деньги в приобретение таких футболистов как Линке, Нико Ковач, Циклер. Они очень опытны, но, с другой стороны, их расцвет уже позади.
- Это шаг, на который мы пошли сознательно, чтобы уже в этом сезоне быть конкурентоспособными на международном уровне. Я не вижу проблемы в том, что наши лидеры уже в возрасте. Ведь рядом с ними и молодежь быстрее прогрессирует. Мы прекрасно понимаем, что через пару лет нам придется заменить одного-двух игроков, и мы готовы к этому. И вот что еще я хотел бы сказать: те деньги, которые вложены в приобретение новичков – они только по местным меркам большие. А по европейским – ничто.
- В Зальцбурге пытаются привлекать зрителей на стадион разнообразными посторонними зрелищами до и после матча: проводят мотокроссы, устраивают световое шоу. Неужели футбол в этом нуждается?
- В этом нуждается наш клуб и его владельцы. «Ред Булл» – особенное предприятие с особенной стратегией, и его хозяева смотрят на футбол другими глазами. Для них футбол – это в какой-то степени шоу-бизнес. Зато у нас стадион почти всегда полон, приходит очень много детей. Здесь пытаются продавать футбол как семейный праздник – с шоу, без агрессии, без страха. С другой стороны, у нас очень молодой футбольный клуб, и специфической футбольной атмосферы нам пока не хватает.
- Вы хорошо знакомы с восточноевропейским футболом. Каковы, на ваш взгляд, его перспективы?
- В Восточной Европе немало хороших футболистов, а у ведущих клубах развита инфраструктура и есть серьезные финансовые возможности. И в России, и в некоторых соседних странах в футбол пришли большие деньги. Вот что мне в восточноевропейском футболе нравится. Но есть, конечно, и немало слабых сторон. Российская сборная и клубы, за исключением команды, выигравшей кубок УЕФА, серьезных успехов не добивались. Я думаю, что дело тут в психологии. Русским не хватает характера, воли к победе. Когда это изменится, придут и большие победы.
- То есть если бы вас позвали в Россию, вы бы поехали?
- Москва – отличный город, в котором есть очень серьезные клубы с большим потенциалом. Многие тренеры были бы не прочь там поработать.
- Как вам понравился чемпионата мира?
- Не то, чтобы очень. Футбол стал более оборонительным. Было очень много закрытых матчей. Для многих главной задачей было сохранить свои ворота в неприкосновенности. Это касается и сборной Италии, которая благодаря такой тактике победила. Но и Германия в матчах с сильными соперниками создавала не так много голевых моментов, как против слабых команд. В моду вошел оборонительный футбол, что, конечно, не очень хорошо для зрителей. Если тебе не удалось пропустить, достаточно реализовать один-единственный момент и ты – победитель.
- И что с этим делать?
- Нужно искать новые пути, но это займет определенное время. Для того, чтобы играть в красивый атакующий футбол, нужны игроки, умеющие действовать нестандартно.
- А что думаете по поводу немецкого футбола, в частности?
- Германия после чемпионата мира пребывает в эйфории. Конечно, это событие сыграло очень важную роль в развитии немецкого футбола. Например, у нас теперь множество прекрасных стадионов. Но, несмотря на это, нужно смотреть на вещи более трезво. И не стоит забывать о том, что сборная Германии за последние лет пять ни разу не смогла обыграть никого из грандов. Витать в облаках опасно, нужно трезво оценивать действительность. Да, мы все живем этой эйфорией до сих пор. Но нашей сборной необходимо уже сейчас забыть об успехе и ту игру, которую она показывала дома перед своими болельщиками, показывать и дальше, в других – более сложных условиях.
Сергей КРИВОХАРЧЕНКО