От «ромба» к тройке центральных. Как «Спартак» прошёл апрель
Красно-белые вылетели из Кубка России, но продолжают вести борьбу за серебряные медали
В апреле «Спартак» доставил своим болельщикам немало отрицательных эмоций. Даже немного странно осознавать, что за целый месяц команда не проиграла ни одного матча в РПЛ.
Впервые в сезоне красно-белые нанесли 10+ ударов из штрафной (без полуфлангов) в 5 турах подряд. Превзошли соперников по ожидаемым голам (xG). Контролировали территорию. Больше владели мячом.
Доминировать по всем пяти показателям одновременно не получилось ни разу. Отсюда – результаты.
Несмотря на все старания так и не удалось распечатать ворота «Ахмата». Дерби с «Динамо» – худший матч с точки зрения реализации моментов. Встречу с «Торпедо» красно-белые заканчивали вдевятером, в глухой обороне и могли пропустить больше одного гола. С «Краснодаром» – открытый футбол без центра поля. С «Ростовом» москвичи вновь не забили всё, что должны были и пропустили после дальнего удара.
8 пропущенных голов в 5 турах чемпионата – худший показатель за всё время работы Абаскаля.
Впрочем, продвинутая статистика свидетельствует, что пациент скорее жив, чем мертв.
Постепенно приходит в себя нападение. «Спартак» реализует моменты выше ожидаемых xG (+2 гола). 15 ударов из штрафной соперника в среднем за матч – топовые цифры. Так много не было даже в июле-августе.
Красно-белые стали лучше защищаться. Меньше допущенных ударов и острых моментов.
Увы, сыграть на «ноль» всё равно не удается:
Сохраняются проблемы при игре без мяча. Нас продолжают ловить в переходных фазах. По этой причине Абаскаль идёт на тактические перестановки (5-3-2), добавив обороне устойчивости против сильных соперников.
Возросло количество грубых индивидуальных ошибок. Апофеоз – дерби с «Динамо». Бело-голубые забили три гола, вообще не создавая моментов. Похожая картина наблюдалась и во встрече с «Краснодаром».
Серьёзные кадровые потери
С началом весны «Спартак» стал терять не только очки, но и футболистов. Из-за проблем со здоровьем регулярно выпадали игроки практически в каждой линии:
Никита Чернов – мышечное повреждение (задняя поверхность бедра)
Георгий Джикия – мышечное повреждение (бедро)
Квинси Промес – мышечное повреждение
Шамар Николсон – простуда
Виктор Мозес – «недомогание», мышечная травма?
Даниил Хлусевич – травма голеностопа
В апреле ситуация с травмами вышла на пик. В трёх турах подряд кто-то из игроков старта обязательно покидал поле досрочно.
Другим ударом по составу стали дисквалификации. Здесь тоже целая группа:
Соболев
Селихов
Николсон
Литвинов
Мартинс
В первой части сезона «Спартаку» приходилось отправлять в лазарет важных для Абаскаля футболистов. Мозес, Джикия, Литвинов, Мартинс, Зиньковский, Игнатов выбывали на сроки от нескольких недель до нескольких месяцев. При этом, команда отлично шла по дистанции, и никто не акцентировал внимание на потерях.
Сейчас вне состава одновременно оказались системообразующие исполнители, для которых нет прямой равноценной замены, равно как и возможности безболезненно перестроить игру команды в их отсутствие.
Матч в Питере из-за дисквалификации пропускает Литвинов. Участие Джикия под вопросом. Остается надеяться, что это отголоски «эпидемии».
Разнообразие схем
В марте Абаскаль придерживался классической для себя модели (4-3-3), а когда нужно было спасать игру (всегда), перестраивал команду на «пожарные» 4-2-4.
На поражение в Оренбурге главный тренер отреагировал переходом на «ромб». В дальнейшем наблюдались разные, в том числе гибридные, формации.
«Ахмат»/ «Динамо»/ «Акрон»
«Ромб» как самая частая схема в этом месяце.
Есть возможность создавать численный перевес в центре/прессинговать тройкой (нападающие + Игнатов) или образовывать две линии в среднем блоке. Второе получалось не очень. Соперник имел перевес 3-в-2 при начале атак, а когда не хватало компактности без мяча, легко ломал наши оборонительные построения.
Системная проблема – узость атак. Слева Зобнин ещё может нагружать фланг, но правый – практически не работает. Мартинса Абаскаль использует не как полноценного вингера, а в качестве ориентира в штрафной. Николсон – неповоротливый. Готов играть на обоих краях и всегда подстраивается под партнеров Зиньковский. Однако именно в схеме с «ромбом» тренерский штаб его практически не использовал. Исключением стал матч с «Акроном», где в старте вышли все атакующие игроки.
«Урал»/«Торпедо»
Самое консервативное прочтение модели 4-Х-Х – пять номинальных центральных полузащитников.
В Екатеринбург без мяча красно-белые много играли в среднем блоке – Зобнин и Денисов помогали на флангах. Мартинс оказывался единственным активным хавбеком в плане прессинга. Красно-белые с большим трудом доставляли мяч в чужую треть поля. «Урал» перекрывал центр, а пробиться на фланг не удавалось.
С «Торпедо» в средней линии действовал Литвинов. Это помогло в билд-апе. Кроме того, Пруцев оказался на позиции «восьмёрки» и получил свободу креативить на чужой трети. Итог: лучший показатель по количеству передач под удар – 5. Впрочем, уровень соперника тоже сказывался.
«Краснодар»/«Ростов»
Переход на схему с тремя центральными защитниками должен был сбалансировать игру, но дал разный эффект.
5-3-2 против «Краснодара» – странно. Красно-белые могли рассчитывать только на забросы в штрафную и добровольно лишили себя главного козыря – атаки.
Против «Ростова» – нет. Несмотря на скромный по именам состав, жёлто-синие хорошо организованы без мяча и опасны на стандартах. С такой командой осторожный стартовый план и не «спартаковский» футбол – разумное решение.
Абаскаль называл такое состояние «позиционным преимуществом». И всё-таки в большинстве случаев он оказался вынужден перестраивать игру команды втором тайме. Самый популярный вариант: усилить фланги и организовать дуэт больших центральных нападающих (4-2-4). По-другому было только в последнем туре. Поединок с «Ростовом» красно-белые заканчивали в расстановке 3-4-3.
Переход на схему с тремя центральными защитниками не случаен: «Спартак» готовится к «Зениту».
Плохие первые таймы
Цельные матчи у «Спартака» получаются крайне редко. Подобная картина наблюдалась и в первой части сезона. Сейчас красно-белые прибавляют после перерыва, а раньше было наоборот. После хорошего первого тайма следовал невнятный второй.
Всё изменилось после зимней паузы. И теперь болельщики могут вопрошать сакраментальное: «Почему нельзя играть так с самого начала?»
«Если бы мы контролировали игру, у нас была бы возможность усиливать игру заменами», – так Абаскаль объяснил появление шести номинальных защитников в основе на матч с «Краснодаром».
Потери ключевых игроков в каждой линии заставили Абаскаля не только пробовать другие сочетания, но и сохранять резервы. 7 матчей за 28 дней – нормальный график при хорошем ростере. В отсутствие оного, приходится соблюдать осторожность. Иногда тренер вынужден оставлять в запасе (менять) футболистов во избежание получениями ими травм.
Только против «Торпедо» и отчасти в дерби с динамовцами красно-белые проводили хорошие первые таймы. В любом случае, даже при беглом взгляде на стартовый состав можно было заметить не совсем очевидные (оптимальные) ходы.
Например, Николсон в игре с «Ахматом». Маслов в роли опорного хавбека. Перманентно пребывающий в запасе Зиньковский. Перегруз средней линии большим количеством полузащитников во вред атаке.
Возможно, не все решения главного тренера носили предупредительный характер, но то, что стратегический подтекст имел место – очевидно. К сожалению, это тоже сказывалось на игре.
Было бы лучше, если «Спартак» максимально выкладывался в первом тайме, а затем переходил в режим сдерживания? Открытый вопрос в сослагательном наклонении.
Индивидуальные ошибки
Среднее количество допущенных ударов из штрафной и ожидаемых голов у «Спартака» – наименьшее с начала сезона.
Если б ещё футболисты не «косячили» на ровном месте. Пока приходится констатировать обратное.
Селихов редко ошибается. Так грубо как с «Динамо» – впервые. В первом случае Александр пошёл на выход, затем остановился и уже не успевал к мячу. Худший расклад для вратаря на стандарте – оказаться в полупозиции. Эпизод с голом Макарова вовсе необъясним. Поначалу показалось, что Селихова могло смутить движение Тавареша. Но на повторе видно, что португалец не успевал и не особенно пытался сыграть на перехвате. Саша просто стоял и смотрел за полётом мяча в угол своих ворот…
В последнем туре Селихов тоже пропустил неожиданный гол. Удар Селявы из-за пределов штрафной получился идеальным по силе и точности. Наш вратарь попался на противоходе – сделал несколько шагов влево и уже не доставал мяч. Момент из категории «не выручил».
Денисов почти спас команду, догнав мяч на линии ворот. Вот только выбил его не за лицевую, а в поле – прямо на ногу Арсену Захаряну… Надолго запомнится перфоманс Дуарте. Проиграв единоборство, парагваец просто бросил оппонента и остановился. Не такая вопиющая, но тоже ошибка чуть ранее помогла забить Джону Кордобе. Чернов после этого не доиграл даже тайм, а в следующем матче оказался на скамейке запасных.
В общем, эпизодов, когда действие одного конкретного футболиста приводило к пропущенному голу, оказалось слишком многого.
Персонально
Голевая серия Бальде. Травма Промеса открыла сенегальцу дорогу в стартовый состав. Абаскаль не просто так говорил, что не видит сенегальца в качестве классического центрального нападающего. Кейта действует в оттяжке, ближе к левому флангу, ищет пространство и забивает в быстрых атаках. Если б ещё пенальти реализовывал... Гол в ворота «Акрона» должен был стать 4-м (в 4-х матчах подряд).
Дуарте – в основе. Поначалу это было вынужденной мерой – травма Джикии и перевод Литвинова в опорную зону. Теперь парагваец играет регулярно. Против «Ростова» Алексис провёл свой пока лучший матч за «Спартак». Только одна явная ошибка – когда запустил «свечу» перед своей штрафной. И раньше было видно, что Дуарте техничен, умеет начинать атаки. В отчетной игре он был великолепен в защите: стопроцентный результат в отборах, чистая игра без единого фола.
Тавареш – ложный крайний защитник. Португалец стабильно в топе по количеству передач и их точности. В «Спартаке» он становится еще одним (наравне с Литвиновым) разгонщиком атак. Преимущество перед Русланом в технике: здорово обыгрывает один в один. Для команд, играющих в позиционный футбол нормально, когда один из номинальных крайних защитников при атаке располагается в центре, а за ширину – отвечают другие. Идея постепенно реализуется.
Чернов на стандартах в атаке. За профессиональную клубную карьеру Никита забил 8 мячей (181 матче). До недавнего времени он редко атаковал сам. За апрель он нанёс столько же ударов, сколько за весь предыдущий сезон. Против «Ахмата» и «Динамо» защитник отметился ударами с высоким коэффициентом – 0,14 и 0,27 xG – должен был забивать. С «Уралом» и «Торпедо» у него так же были попытки, правда, значительно менее опасные.
Соболев – пенальтист. Несмотря на присутствие Промеса, в матче с «Краснодаром» одиннадцатиметровый отправился исполнять Соболев. В сложный момент Абаскаль доверил право самому надёжному бьющему. Александр очень уверенно исполняет пенальти и редко промахивается. Из 13 попыток неудачной оказалась только 1.
Зиньковский как секретное оружие. Недавно Антон сказал, что ему не очень подходит схема «в пять защитников». Не подходит, но и не мешает приносить пользу команде. Зина выходит непосредственно на фланг (даже при 3-4-3) и может выполнять любимый маневр со смещением в центр. В субботу он повторил личный рекорд в новой команде – результативные действия в 3-х матчах подряд. Продлить серию будет трудно. Впрочем, шанс есть. У Зиньковского получаются отличные подачи. Сейчас в «Спартаке» Антон входит в топ-5 по xA, а в пересчете на 90 минут – уступает по этому показателю только Промесу.
Денисов не пропускает матчей. Из 37 официальных игр красно-белых Даниил не выходил с первых минут только в 7. За 25 тура РПЛ он не появился в основе лишь 3 раза. Отдых в групповом турнире Кубка – свидетельство высокого доверия тренера. Денисов слишком часто становится непосредственным участником эпизодов, заканчивающихся взятием ворот москвичей. Весной ситуация только ухудшилась. Помимо «Акрона», у Даниила был совершенно жуткий матч в Оренбурге. Тогда Абаскаль тоже поменял защитника в перерыве. С «Динамо» и «Краснодаром» Денисов оставался на скамейке запасных. Верит ли тренер в своего протеже так же сильно, как раньше?
Промес – рекордсмен. Гол в ворота «Краснодара» стал для Промеса 22-м в сезоне – лучший результат в карьере. Голландец превзошёл свой показатель 17/18, когда удалось отличиться за «Спартак» сразу в четырёх турнирах. Ещё Квинси догнал по голам в РПЛ Вагнера и Азмуна (85).
На протяжении всего сезона Абаскаль неоднократно подчеркивал, что «Спартак» – молодая команда. Ряд матчей испанец называл «тестом на зрелость» для своих футболистов, проверкой их профессиональных качеств, характера, умений действовать в сложных ситуациях.
Всё вышеперечисленное касается и главного тренера. Гильермо проходит испытания не без ошибок, зато стойко, показывая готовность принимать решения сообразно обстоятельствам. Одно из них – переход на схему с тремя центральными защитниками.
Апрель получился очень тяжелым. Команда потеряла возможность завершить сезон, выиграв трофей. При этом, в чемпионате, несмотря на массу сложностей, удалось удержаться в тройке. Перед решающим этапом «Спартак» сохранил неплохую диспозицию, и будет бороться за «серебро».
Фото: официальный сайт «Спартака»
Будем надеяться, что это случится раньше.
Сила воли есть, осталось найти стабильность в игре.
Удачи Спартаку!