9 мин.

Лучшие тренеры: итоги конкурса для блогеров Трибуны. Ловите 3 классные истории

Привет! Подводим итоги конкурса на лучший рассказ о тренере, который мы запустили вместе с «ЛитРес» в честь выхода книг «Тренеры» и «Команды» Егора Мичурина, автора блога Football Archive.

В упертой борьбе победили Harry Hole, Дмитрий Панов и Dallas-61. Поздравляем! Публикуем рассказы в авторской орфографии и пунктуации.

Кстати, с 20 сентября по 20 октября на «ЛитРес» действует промокод TRIBUNA — по нему можно получить скидку 25% на электронные и аудиокниги скидка на электронки и аудио 25%. Так что можно купить книгу Егора по очень хорошей цене прямо сейчас.

Harry Hole

 

Вспоминая о величайших тренерах такого клуба, как Ювентус, в основном всем приходит на ум Липпи, Конте, Аллегри, Трапаттони. Некоторые более изощренные болельщики вспомнят Раньерри, Дешама, Дель Нери, Капелло, Феррару. Серьезно увлекающиеся фанаты могут припомнить времена Дзоффа и Маркези.

Однако сегодня бы хотел рассказать о первом тренер Ювентуса, достойного звания великого, или популярной ныне приставки топ – Карло Каркано.

Карло родился в Варезе, но его детство прошло в Милане. Увлечение футболом началось с самых ранних лет, как и у большинства ровесников. Будучи футболистом, всю свою карьеру Каркано сыграл исключительно в одном клубе – Алессандрия из одноименного города. Переход в профессиональный клуб позволил юноше сводить концы с концами, так как больше никакой работы он найти не смог. Зарекомендовал себя сильным центральным полузащитником, но крупных успехов не добился. Относительно рано завершив карьеру, Каркано решил попробовать свои силы в качестве главного тренера. Именно период Каркано считается одним из лучших в истории Ювентуса. Это были первые крупные успехи клуба с момента его создания. Тренера пригласил лично Эдуардо Аньелли, снабдив того лучшими кадрами Италии. Юве приобрел Монти, Калигариса, Орси, Феррари и Чезарини – главных звезд тех лет.

Каркано был очень увлечен тактическими схемами, любил экспериментировать, и игроки неоднократно отмечали, что тренер скрупулезно сидел по ночам в офисе без сна, стараясь подобрать наилучшее сочетание игроков на поле на ближайший матч. Помимо прочего, Карло Каркано обладал выдающимся талантом педагогики. Он всегда умел подобрать ключ даже к самому сложному характеру, а также заставить любого игрока выполнять то, что было необходимо. В команде действовали принципы строжайшей дисциплины, что в первое время выливалось в конфликты между тренером и игроками. Из самых известных инцидентов была ссора Каркано и Ренато Чезарини – одного из сильнейших полузащитников клуба.

Чезарини во время перехода в Ювентус имел не самую лучшую славу — он любил разгульную жизнь, включавшую в себя алкоголь, сигары и женщин, а еще обожал покер. Чезарини настолько засиживался порой за покерным столом, что наутро опаздывал на тренировки. Каркано без каких-либо предупреждений и личных бесед просто ввел систему крупных штрафов за нарушения режима. Это стало сильно бить по карману игрока. Прознав, что Каркано нанимает дворовых мальчишек следить за квартирами футболистов, докладывая о ночных похождениях, Ренато стал перекупать ребят, предлагая им больше денег, а взамен те не говорили о его походах в клубы. Это сработало, но на время – Карло быстро раскрыл обман и просто повысил штрафы еще в несколько раз. Чезарини от безысходности предложил тренеру сделку – если он забивает гол, то его штраф отменяется. Благодаря обилию штрафов Ренато пришлось играть на порядок лучше прежнего, что лишь играло на руку Ювентусу. Карло добился своего.

В эпоху Карло Каркано Ювентус проповедовал атакующий футбол. Играя зачастую по схеме 4-3-3, Ювентус формировал сильнейший трезубец впереди из Орси, Бореля и Сернаджотто, Чезарини помогал нападающим из глубины. Монти же прославился как костолом, грубо встречая соперников и выключая из игры сразу по несколько человек. А на воротах ловил все, что летело, легендарный Комби. Ювентус победил в пяти чемпионатах Италии подряд, закрепив за собой звание первого гегемона в истории итальянского футбола, так как никому доселе не удавалось победить пять раз подряд. Четыре из этих чемпионств подряд взял именно Карло. Этот рекорд в будущем удалось побить только одному тренеру — Аллегри.

Прощание получилось крайне скомканным и печальным. В 1934 году стало известно о нетрадиционной сексуальной ориентации Карло, что крайне осуждалось режимом Муссолини. В этой связи ему пришлось покинуть Ювентус 16 декабря. Попробовав свои силы в Дженоа, Интере и Аталанте, он остановился на любимой Алессандрие, где и закончил карьеру тренера в 1950 году.

Вспоминая о величайших тренерах Ювентуса невозможно не включить в этот список и Каркано, заложившего в сознании итальянцев привычку воспринимать Ювентус как внутреннего гегемона.

2018 год. Я, тогда ещё просто автор паблика о красноярском «Рассвете», договорился на интервью с тренером команды Александром Анатольевичем Кишиневским. Это, на секундочку, легендарный тренер, через которого прошли Серёжа Чепчугов и Миша Комков, и который в своё время бегал вместе с Романцевым и Тархановым. А я — безработный болельщик с замашками спортивного журналиста... В общем, думал, что получится трёхминутный разговор в стиле «да-да-нет-да».

А вот и нет! Мой список вопросов закончился уже через 15 минут, после чего я отключил диктофон и просто стал слушать кучу историй из команды, за которую к тому моменту переживал уже несколько лет. Причём его не смущало, что я как бы вообще непонятно кто, и стоит ли мне доверять — большой вопрос. Нет! Я узнал всё и даже то, о чём никогда бы и подумать не мог! Наше общение растянулось на полтора часа. Понятно, что большинство тех историй не вышли в свет — было бы стыдно подвести человека.

В итоге мы условились держать связь и с тех пор её держим. До ковида она была прочной, потом, когда АА перешёл в «Енисей-2», немного ослабла, но с праздниками друг друга до сих пор поздравляем. А всё началось с того интервью, которое безработный болельщик брал у легенды красноярского футбола.

Дмитрий Панов

2018 год. Я, тогда ещё просто автор паблика о красноярском «Рассвете», договорился на интервью с тренером команды Александром Анатольевичем Кишиневским. Это, на секундочку, легендарный тренер, через которого прошли Серёжа Чепчугов и Миша Комков, и который в своё время бегал вместе с Романцевым и Тархановым. А я — безработный болельщик с замашками спортивного журналиста... В общем, думал, что получится трёхминутный разговор в стиле «да-да-нет-да». А вот и нет! Мой список вопросов закончился уже через 15 минут, после чего я отключил диктофон и просто стал слушать кучу историй из команды, за которую к тому моменту переживал уже несколько лет. Причём его не смущало, что я как бы вообще непонятно кто, и стоит ли мне доверять — большой вопрос. Нет! Я узнал всё и даже то, о чём никогда бы и подумать не мог! Наше общение растянулось на полтора часа. Понятно, что большинство тех историй не вышли в свет — было бы стыдно подвести человека. В итоге мы условились держать связь и с тех пор её держим. До ковида она была прочной, потом, когда АА перешёл в «Енисей-2», немного ослабла, но с праздниками друг друга до сих пор поздравляем. А всё началось с того интервью, которое безработный болельщик брал у легенды красноярского футбола... Будьте здоровы, Александр Анатольевич!

Dallas-61

Тренер на букву Л Это, увы, совсем небольшой формат, чтобы рассказать как в моей жизни случился Фрэнк Лэмпард. Когда Абрамович только купил «Челси» и обратил наше внимание на такой ФК, внимание мое было приковано поначалу к смешным игрокам оттуда: Гронкьяйер, Джо Коул, Креспо с подбитым глазом и другой нападающий, который не забивал голов. В ту эпоху телефонов без приложений, но с кнопками мой друг Серега выполнял функцию спортс.ру и фонбет одновременно. Заходил к букмекерам в своем доме и оттуда слал мне смс-трансляции (кто бил и кто забил) игр загадочного, но уже близкого русскому «Челси».

И вот среди этих смс в какой-то момент замелькала фамилия «этого паренька, ничего так, в центре бегает» — а именно Lampard. О человеке этом мы ничего не знали, но, что символично, фамилию его Сережа писал сходу правильно. Потом в ночном клубе я почему-то посмотрел один тайм достаточно унылого первого матча с «Барселоной», чтобы потом увидеть всё то чудо под названием 4:2 в Лондоне, где получилась игра примерно у всех «синих», а правил ею старина Фрэнк. Спустя время моя очень бывшая девушка Алена сказала заветное «да», когда Англия кость-в-кость что-то свое личное делила с Португалией, Деку сражался против Лэмпса, матч понравился всем, а британцы, конечно, не прошли по пенальти. Фрэнк забил на 116-й минуте и вообще был амбассадором фразы «никогда не сдавайся», поэтому, как и с Аленой – это была любовь с первого настоящего взгляда.

Потом и ещё потом были напряженные матчи, футболки с рынка (простые, синие) и из США (непростые, белые с львами) Фрэнка, фото в них в инстгрм и вечное звание самого любимого нерусского футболиста.

А потом прошло лет 15 и несмотря на пандемию Лига Чемпионов приехала в мой город вместе с «Челси». Приличную синюю форму заменила кислотно-розовая, а знакомые фамилии разбавили ребята калибра Курта Зумы и Тэмми Абрахама. Как всем известно наши парни попали (частично из-за нервов) 0:4, но мы были так оглушены гимном лиги, мячиком со звездочками в центре поля и Игрой, что будто со всей этой историей получили порцию эмоциональной анастезии.

По исходу 90+ минут, группа болельщиков с рисованным баннером орала по-английски подбухшими голосами у выхода в подтрибунку, мы хлопали своим, тянули, тянули это чудное мгновение и даже не сразу заметили тренера гостей в черном свитере идущего к центру поля. Я помню как провожал Матвея и срывал голос крича, что всё, всё-всё ещё получится у Дани, Олссона и даже Юры Газинского, когда заметил как Фрэнк возвращается назад. Орущие «лондонцы» на какое-то время взяли паузу и я крикнул ему что-то вроде Фрэнк — ты лучший футболист моего детства Фрэнк, я прожег юность под твои игры и твою победу в ЛЧ, что ты Фрэнк, ты прямо круто, что ты у нас всех немного был.

Такое обычно происходит только в детском кино про «Ливерпуль», но усталые глаза Лэмпарда наши меня, он малость улыбнулся, кивнул и пару раз хлопнул в ладоши, пока я думал, что у меня остановится сердце. Дальше всё было вперемешку и как в замедленной съемке, как-то я оказался за рулем, как-то проехал Садовый мост и уже когда парковался в темном дворе уловил это странное свободное и счастливое чувство, что тот человек, которого ты знал будто бы всю жизнь, на секунду узнал и о тебе в ответ. И что это пусть наивное, болельщицкое, но невероятное крутое в жизни уже успело случиться.

История, понятное дело, не тянет совсем на книгу, но другой, получше у меня нет. Да мне и не надо.