5 мин.

ЮРИЙ ШАРОВ: РЕЖИССЕР ПЕРВОГО ФИЛЬМА О РОССИЙСКОМ КЛУБЕ В ЛИГЕ ЧЕМПИОНОВ

27 мая в российский прокат вышел «Краснодар. От игры к игре» — документальный фильм о самом ярком сезоне в истории клуба. Режиссер фильма Юрий Шаров рассказывает, как снять честное и красивое кино о российском футболе.

О том, каким задумывался «Краснодар»

С самого начала этот фильм затеялся для того, чтобы показать клуб изнутри. И руководство было только за, потому что они знают об отношении к «Краснодару». Это довольно-таки закрытый клуб. Он не любит выяснять отношения и так далее.  

К тому же мы думали, что делаем это все для внутреннего рынка, как очень локальный проект, идея которого —  задокументировать лигочемпионские матчи для «краснодарских» болельщиков. Но оказалось, что это заинтересовало и болельщиков других клубов. 

Мне повезло, что коммерческий директор «Краснодара» Арам Фундукян — ярый фанат документального кино. Он смотрит все документалки и знает про них гораздо больше меня. 

 С самой первой встречи с ним мне стало понятно: человек в теме. Мы долго говорили о фильмах, которые недавно вышли: о том, как делался «All or Nothing: Manchester City» Мануэля Уэрги, или «The Last Dance» Джейсона Хехира про легендарного Майкла Джордана. Последний меня очень впечатлил, даже несмотря на то, что я не увлекаюсь баскетболом. А это о многом говорит.

Источник: rafl.media

О футбольной документалистике, свободе творчества и Мусаеве

Я хотел сделать из этого качественный продукт, ориентированный на хороший конечный результат, чтобы его было не стыдно показать, поделиться им и так далее. До этого у меня не было опыта съемки полнометражных фильмов по спортивной тематике. Ну а тут… Почему бы нет? 

Многие спрашивают: «Влияет ли как-то увольнение Мусаева на то, когда вы решили выпускать фильм?». Вообще не влияет. Это решение было принято задолго до увольнения Мурада Олеговича. 

Кроме того, у нас не стояло задачи показать Мусаева с хорошей или плохой стороны. Я хотел показать ситуацию с двух сторон, в этом для меня и заключается суть документалистики. Мы спрашивали фанатов: «Какое у вас отношение к Мусаеву?», а они говорили, что думали. Например, в фильме мы снимали болельщиков, которые скандируют: «Мусаева в отставку!», но это, скорее, просто выход спортивных эмоций. В интернете, наоборот, очень много классных комментариев: «Мужик! Мужик! Какой же я был дурак, что поливал его грязью». Люди изменили отношение к человеку уже после того, как он ушел. Просто нервная у него работа. Очень.

О футболистах Краснодара

Среди футболистов я бы выделил Реми Кабеллу и Игоря Смольникова.  Смольников очень фактурный и интересный человек, а Кабелла просто моментально к себе располагает. 

 Очень интересный персонаж — Матвей Сафонов. Он прекрасно анализирует и очень практично подходит к каким-то важным моментам, как настоящий капитан. Все его эмоции направлены лишь на то, как победить в игре.  К сожалению, лично я с ними практически не общался, только наблюдал, потому что у всех футболистов очень четкое расписание. С утра они приезжают на базу, потом у них обед или еще что-то, затем — тренировка. Расписано все по минутам: и, чтобы взять интервью, нужно заранее договориться, понять, кто и когда придет. 

Но проблем ни с кем не было, все футболисты очень охотно шли на диалог. Естественно, кому-то это нравилось больше, кому-то меньше, некоторые относились к съемкам как к чему-то само собой разумеющемуся. В общем, у каждого был разный уровень открытости и заинтересованности.

 Главная повестка была: «не мешать». Не нарушать нашей камерой то, что происходит. Не подходить близко к лицам. Поэтому все снимали на телелинзы и находились на большом расстоянии. Вообще, в документалистике очень сильно влияет микроклимат в команде.

 

Когда идет съемка, а ты ходишь за футболистами — это сильно влияет на их поведение. Скажем, когда я смотрел серии про Ростов, там видно, что Карпину это не в кайф. Он даже в каком-то интервью открыто заявил: «Мне сказали там сниматься, я снимаюсь, но мне это не нравится. Я надеюсь, такого больше не будет». 

О потенциале медиа в российском футболе

Если популяризировать этот спорт, то начинать с себя. Например, в медийности российского футбола не стоит вопрос денег. Потому что бюджет любого документального фильма в разы меньше недельной зарплаты среднего футболиста. 

Я не думаю, что клубы не могут себе это позволить. Проблема России в том, что мы, в принципе, закрытая страна. Не любим показывать эмоции, выносить сор из избы. Но люди уже созрели. Из-за того, что начался тренд на документалки, из-за «Сити», «Тоттенхэма», «Последнего Танца». Вся эта внутренняя кухня заинтересовала людей.

 В той же Англии у каждого более или менее  нормального клуба есть свое ТВ. И это ТВ еженедельно выпускает очень много рубрик про футболистов с их семьями. Люди платят деньги, чтобы узнать личные экстраподробности про жизнь клуба. Мне кажется, это круто.

 Сейчас на YouTube-канале «Краснодара» выкладывают видео с тренировок, а комментаторы не унимаются: «Мы хотим больше!». Это нормально, большинство людей хотят знать всю изнанку, ведь чем больше ты себя ассоциируешь с игроком, тем больше хочешь про него узнать. Это как сериал, в который ты постепенно втягиваешься. 

Источник: rafl.media