«Ахмат» Талалаева. Часть I: Как плеймейкер Клоппа железную дорогу разбирал
На мой взгляд, «Ахмат» Андрея Талалаева – одна из наиболее интересных команд РПЛ. Еще вчера грозненцы вели отчаянную борьбу за выживание в элитном дивизионе, но после того, как команду возглавил Талалаев, команда явно преобразилась и на старте сезона 2020/21 выглядит вполне конкурентоспособным коллективом, который способен прогрессировать и бороться за места в еврокубках.
Возможно, в некоторой степени это смелое и преждевременное мнение, но уже со старта невооруженным взглядом заметно, как «Ахмат» прибавляет в уровне игры. Крупное домашнее поражение от ЦСКА в крайнем, шестом туре чемпионата не должно вводить в заблуждение. Этот результат не имеет ничего общего с предыдущими безнадежными разгромами в очных встречах с «армейцами». Большую часть игрового времени команда Талалаева владела игровым преимуществом, создала достаточно большое количество голевых моментов. Две штанги и приз лучшего игрока матча Акинфееву – тому подтверждение.
По большому счету, лишь слабая реализация голевых моментов не позволила «Ахмату» продлить свою победную серию («Ротор», «Химки», «Локомотив»). В симпатиях фортуны после матча признался и главный тренер ЦСКА Виктор Гончаренко: «Мы попали под очень хороший пресс, встречались с лучшей командой в атаке, но показали характер, и в кои-то веки нам повезло. Было много матчей, где мы имели преимущество по ударам и острым передачам, но одержать победу не могли. Сегодня нас заставили глубоко обороняться и не давали поднять голову, чтобы провести атаки. Но мы провели, забили второй гол и решили матч».
Гончаренко дал достаточно объективную оценку игры. После эффектной выездной победы в Москве над «Локомотивом» Грозный подтвердил свою конкурентоспособность в противостоянии с еще одним грандом. Разумеется, команда проиграла 0:3, поводов для радости быть не может, но на мой взгляд, на данном этапе для «Ахмата» куда важнее интегрироваться в новую систему игры и демонстрировать стабильный качественный футбол, чем довольствоваться локальными победами в матчах на три результата. Матч с ЦСКА не позволяет усомниться в том, что «Ахмат» на правильном пути.
Команда быстро впитывает идеи нового тренерского штаба. Отчетливо видна структура в позиционной игре, как в атаке, так и в обороне, а главное, «Ахмат» оперативно усваивает требования Талалаева в фазе игры без мяча. Важнейшими аспектами в философии этого уважаемого, но в то же время, недооцененного специалиста являются прессинг и контрпрессинг.
Тренерский штаб умело и главное быстро интегрирует свои основные принципы создания пространства во второй и финальной третях поля. Что мешало игрокам ЦСКА больше работать с мячом и чаще проводить позиционные и быстрые атаки? Они постоянно испытывали жесткий дефицит времени и пространства. «Ахмат» продемонстрировал, что перед стартом в еврокубках «армейцам» еще нужно хорошенько поработать над выходом из под прессинга.
Разумеется, для более качественного выполнения действий и взаимодействий в данных аспектах игры (прессинг/контрпрессинг) необходимо время. Привить команде структуру прессинга и научить ее эффективно использовать концепцию пространство-времени задача непростая. Далеко не всем специалистам, и далеко не в каждой команде удается на практике выйти на новый качественный уровень в этих важнейших на сегодня игровых компонентах. Похоже, у Талалаева это получается. Как и в «Химках» он быстро выстроил структуру прессинга и поднял интегральный уровень игры команды. Фамилия Талалаев уже у многих ассоциируется с прессингом и это показатель эффективной работы всего его тренерского штаба.
Данный разбор основывается сразу на двух матчах «Ахмата» с «Локомотивом» и ЦСКА. По хронологии логично будет изначально больше внимания уделить триумфальному для грозненцев поединку в Москве, а затем, во второй части материала более детально разберемся с перипетиями неоднозначного матча шестого тура.
Тактические схемы команд были идентичными – 4-2-3-1. «Локомотив» перед матчем испытывал некоторые кадровые проблемы. Главный тренер «железнодорожников» Марко Николич не мог рассчитывать на Алексея Миранчука (и уже не сможет) и Дмитрия Баринова. Остался в запасе и находящийся не в лучшей форме Федор Смолов. Как показало время, вынужденная ротация не привела ни к чему хорошему.
У Андрея Талалаева таких существенных кадровых проблем не было, к тому же «Ахмат» имел на восстановление и подготовку к матчу на один день больше. Место в воротах предсказуемо занял Шелия, пару центрбеков составили Семенов и хорват Нижич. Фулбеки – Ненахов (справа) и серб Богосавац (слева). В опорной зоне – бразилец Исмаэл и Тимофеев, тройку атакующих хавбеков составили (справа налево) игрок сборной Казахстана Быстров, «десятка» Ильин и косовар Бериша. На позицию форварда с первых минут вышел венесуэлец Понсе. Пожалуй, последний был единственным кадровым просчетом Андрея Талалаева.
Наставник «Ахмата» заменил Понсе уже на 39 минуте. Вместо него на поле вышел арендованный у «Спартака» Мелкадзе, который, на мой взгляд, и индивидуально выглядит сильнее латиноамериканца и в командных взаимодействиях эффективнее. Допускаю, что Георгий на данном этапе не готов на полной интенсивности действовать все 90+ минут, но уже в ближайшей перспективе имеет хорошие шансы на стабильное место в стартовом составе. Вообще, это в стиле Талалаева. Если игрок выпадает, или не тянет игровой план, Андрей Викторович не будет ждать перерыва, он проведет замену тогда, когда она реально требуется. Он не ограничивает себя рамками фальшивого приличия. Тем более, учитывая нынешнюю практику с пятью заменами сам Бог велел пользоваться этими благами во имя успеха всей команды.
По традиции, на скриншотах синим цветом я выделяю линию обороны, желтым – полузащитников, красным – нападающих. Схема 4-2-3-1 является для «Ахмата» базовой. Разумеется, в различных фазах игры она трансформируется в более эффективные для актуальных ситуаций формации.
При потере мяча команда Андрея Талалаева вступает в контрпрессинг. Если в течении нескольких секунд вернуться в фазу игры с мячом не выходит, «Ахмат» переходит в позиционную оборону. Вингеры Быстров и Бериша садились на одну линию к опорным и образовывали вторую линию обороны. Без мяча команда переходила на схему 4-4-2.
Но даже в зонной обороне средним и низким блоком «Ахмат» активно использует организованный, коллективный отбор мяча.
Если соперник открывается между линиями, в момент приема мяча на него часто сразу оказывает давление четыре футболиста «Ахмата». В данном случае соблюдается принцип «cover-shadow». Обороняющиеся сжимают пространство-время вокруг футболиста с мячом, перекрывая при этом возможные линии передач.
При выходе из фазы игры без мяча «Ахмат» старается провести быструю атаку, если не выходит, тогда команда перестраивается для позиционной игры.
Ильин и вингеры поднимались к Понсе, а затем к Мелкадзе. По большому счету линия атаки состояла из четырех футболистов. Ненахов и Богосавац активно поддерживали атаки на флангах. В начальной стадии позиционного наступления фланговые защитники в основном располагались примерно на одном уровне с центральными хавбеками. По сути образовывалась геометрическая фигура в виде овала, центр которого контролировали Тимофеев и Исмаэл.
С развитием позиционной атаки «Ахмат» быстро продвигает мяч в разные зоны, меняет направление, переводит мяч с фланга на фланг. Популярным ходом при раскачивании организованных порядков оппонента является длинные переводы, диагонали или забросы в перегруженные зоны в линии атаки. Длинная передача не всегда получается точной, но в данном случае, это не самое важное. Важно воспользоваться численным равенством или преимуществом в зоне и выиграть подбор или эффективно использовать контрпрессинг.
Когда соперник выигрывает борьбу за мяч, он переходит в другую фазу игры и перестраивается для атаки. В этот момент, он наиболее уязвим в случае быстрой потери мяча. Что общего у Андрея Талалаева и Юргена Клоппа? Безусловно, лучшим плеймейкером их команд является контрпрессинг, ну разве, что действующий чемпион Англии называет его гегенпрессингом, но суть от этого не меняется.
Достаточно эффективным приемом в позиционной игре «Ахмата» является взаимная смена позициями. Игроки более высокой линии стараются открывать пространство для партнеров из глубины, которые, в свою очередь, должны его атаковать. Именно таким образом команда из Грозного соорудила первый гол в ворота «Локомотива».
Быстров увел левого защитника, а Ильин синхронно ворвался в свободное полупространство. В итоге – выход один на один с Гильерме и 0:1 в пользу гостей.
Вот так «Ахмат» лишал «Локомотив» возможности начинать свои позиционные атаки коротким розыгрышем от ворот. Понсе, Ильин и Быстров контролировали первую треть поля «Локо». Смотришь на этот скриншот и снова вспоминаешь «Ливерпуль» Клоппа.
На скриншоте выше – эпизод, аналогичный тому, который мы рассматривали на схеме с прессинг-ловушкой, которая захлопывается, когда соперник получает мяч между линий «Ахмата».
В позиционный обороне, когда полузащитник выдвигается на мяч по своему вертикальному коридору, его зону страхует параллельный партнер из линии обороны. В данном случае, Беришу страховал левый защитник Богосавац.
По стилистике «Ахмат» напоминает команду Бундеслиги. Тренерский состав делает ставку на аспекты, которые находятся в тренде одного из лучших футбольных хозяйств мира. Голкипер команды Гиорги Шелия хорошо играет ногами, обладает качественным пасом на любую дистанцию, видит поле. Его манера игры напоминает Яна Зоммера из Менхенгладбаха. Он не менее важен в фазе игры с мячом.
Любители статистики слишком злоупотребляют ее значимостью в футболе. На самом деле, большая часть цифр не отображает качества игры футболиста или команды. Ситуация с вратарем «Ахмата» очередное тому подтверждение. Шелия в матче с «Локо» сделал 31 передачу и лишь 10 из них оказались точными. Ужасный процент точности передач ни в коем случае не означает, что данный голкипер не умеет играть ногами. Напротив, он большой мастер в этом важном в современном футболе компоненте. Просто его передачи абсолютно не «стерильные», подавляющее их количество направлены на обострение игры и нацелены в финальную треть поля.
Не зря говорится – хороший пас не пропадет. Шелия направляет мяч в конкретную зону, где либо организован перегруз и в случае потери первого и второго мяча будет включен контрпрессинг, либо создана изоляция. По большому счету, качественный пас от вратаря в финальную треть поля позволяет выдвигать вперед дополнительного игрока.
Если голкипер сборной России, который полностью провалил этот матч, в основном отдавал короткие и средние пасы на ближних партнеров, то Шелия в некоторой степени был глубинным плеймейкером.
Чем не системообразующий футболист?
Вот еще один из примеров атакующих действий голкипера «Ахмата». Кстати, Шелия совершил наибольшее количество передач в финальную треть поля в составе своей команды.
Наиболее индивидуально сильным фланговым игроком команды Талалаева является Бернард Бериша. Легионер из Косово способен качественно отыграть на обоих флангах, он может быть, как инвертированным, так и классическим вингером. Бериша обладает хорошим дриблингом, физически крепок, быстр, вынослив, когда ситуация того требует смело берет инициативу на себя. Это одна из важнейших деталей в структуре Талалаева.
Не удивительно, что левый фланг атаки «Ахмата» был наиболее востребованным. Через левый фланг/полуфланг прошло 39% атак команды.
Часто журналисты и комментаторы обращают внимание на такие статистические показатели, как удары в створ ворот. Как по мне, эти показатели не несут никакой конкретики. На мой взгляд, куда объективнее выглядят показатели ударов по воротам из пределов штрафной. Многие по настоящему опасные моменты завершаются ударом мимо ворот, тогда, как в створ порой прилетают бесперспективные и неопасные удары.
Более половины своих ударов «Ахмат» нанес из пределов штрафной. У «Локо», напротив 53% - удары с дальней дистанции.
Пока мяч у нас – нам не забьют, это не про команды Талалаева. Среднее количество передач подряд в этом матче у «Ахмата» -3, но это не помешало гостям не только выиграть, но и переиграть более статусного соперника. Как правило, чем меньше времени вы затрачиваете на атаку, тем больше у вас пространства для реализации своих планов. Показатели процента точных передач – 83:69 в пользу команды Николича. Грубо говоря, «Локомотив» владел мячом и не знал, что с ним делать, а «Ахмат» всегда обострял и старался найти кратчайшие пути к воротам.
Это ни в коем случае не означает, что «Ахмат» не умеет играть в позиционной атаке. Когда будем разбирать матч с ЦСКА, обратим особое внимание на игру первым номером. Не смотря на то, что команда только недавно начала работать с новым тренерским штабом, у нее уже есть структура прессинга и позиционной игры, как в атаке, так и в обороне. Конечно, еще не все взаимодействия проходят на уровне автоматизма, но думаю, к середине, концу октября «Ахмат» вполне еще может прибавить в качестве и тактическом разнообразии.
Одним из ключевых игроков команды является Исмаэл. Бразилец, помимо своих прямых обязанностей играет важнейшую роль и в фазе игры с мячом. По усредненной позиции №11 (прикрыт Ильиным №29) видно, что бразилец часто играл выше, чем его партнер по позиции Тимофеев (№94). Опорники обозначены желтой линией. Также, заметно, как «Ахмат» насыщал центральную зону и более активно атаковал левым флангом. Исмаэл, своевременно подключается в финальную треть поля, открывается между линиями, атакует пространство и способствует созданию численного равенства и преимущества в полупространстве. Если учесть, что бразилец является основным исполнителем стандартных положений, то ему просто цены нет.
На скриншоте выше – образец высокого прессинга «Ахмата». Талалаев неоднократно выражал восхищение методами Гасперини, но его прессинг кардинально отличается от персонального давления итальянца 1 в 1. На практике тренер «Ахмата» ближе к немецким образцам трендового аспекта. Кроме давления на игрока с мячом, футболисты грозненского клуба атакуют не своих оппонентов, а зоны, перекрывая направления возможных передач. Чем плотнее становится в зоне, тем большую тень прессингующие игроки бросают на зону активности.
Разумеется, у такой агрессивной, проактивной обороны есть свои побочные эффекты. Если соперник выходит из под прессинга, он может отрезать большую группу игроков «Ахмата». Это чревато опасными быстрыми атаками. Думаю, что со временем, таких провалов будет меньше. Для более качественной работы новой системы игры необходимо время.
Вот еще один пример проактивной обороны «Ахмата». Фулбек, вингер и опорник закрывают в ловушку на фланге двух оппонентов. С одной стороны, сужающие пространство оппоненты, с другой боковая линия.
Если к первому голу привела наигранная комбинация с освобождением зоны в полупространстве, то второе взятие ворот «Локомотива» – это плод прессинга.
Тимофеев выполняет большой объем работы, именно он отобрал мяч, когда ошибся Гильерме и завершил атаку результативным ударом по воротам, но в обоих матчах с московскими командами опорник стабильно совершал потери под давлением. Это приводило к голевым моментам у ворот «Ахмата» и забитым мячам. Для соперников Грозного передача на Тимофеева вполне может быть тригерром для коллективного давления. Из-за неустойчивости хавбека в игре под прессингом, команда Талалаева на первых минутах второго тайма получила по голове своим же оружием.
Развитие быстрой атаки в одном полуфланге и перевод на противоположный, на входе в финальную треть поля – это эффективный инструмент команды, которым она неоднократно пользовалась в обоих матчах.
Это эпизод с третьим голом «Ахмата». Позиционная атака, перегруз правого фланга, смещение к эпицентру событий линии обороны соперника и перевод на изолированного Беришу. Бернард отметился победным голом.
Одна из главный особенностей команды Андрея Талалаева – плотная, агрессивная игра в отборе. «Ахмат» очень жесткая команда. Не зря она после шести туров находится на уверенном первом месте в рейтингах РПЛ по фолам и карточкам. В матче с «Локомотивом» гости заработали 2 красные карточки, 7 желтых и набрали 23 фола! Думаю, аномальное количество нарушений правил может быть связано с тем, что команда еще не досконально овладела новой системой игры и была вынуждена фолить во избежание большого количество быстрых атак соперника. Постепенно, после удаления Быстрова, «Локомотив» завладел инициативой и стал систематически создавать голевые моменты. В самом конце было еще удаление Швеца, но «Ахмат» сумел удержать добытое ранее материальное преимущество и добился вполне заслуженной победы.
Перед переходом к разбору матча с ЦСКА, хотелось бы еще остановиться на некоторых особенностях позиционной обороны и розыгрышам угловых.
На скриншоте выше – фланговые полузащитники опускаются в линию обороны, создавая широкую и плотную линию из шести футболистов. Опорники немного разошлись, пространство между ними заполнил мобильный Мелкадзе. Впереди остался один Ильин. Можно охарактеризовать данный вариант низкого блока, как – 6-3-1. Так радикально команда садится, когда соперник доводит мяч до уровня 10-15 метров до линии ворот. На более ранних стадиях «Ахмат» держит 4-4-2 или 4-4-1-1.
После первого удаления, со временем, в позиционной обороне «Ахмат» перешел на игру в 4-5-0. Понятно, что в таких условиях нужно было удерживать положительный результат.
В Москве гости использовали 2 разных розыгрыша угловых:
И вот такой, более интересный вариант:
Еще в матче 3 тура с «Химками», нынешняя команда Андрея Викторовича исполняла «Спарту». На этот раз, в первом тайме было нечто похожее. Шесть игроков «Ахмата» заняли позицию во вратарской «Локомотива». В момент подачи Марат Быстров блокировал Гильерме, а остальные игроки по всему фронту принялись открываться с движением от ворот соперника.
Продолжение следует...
Во второй части материала разберем действия и взаимодействия «Ахмата» в неоднозначном матче с ЦСКА.
Фото: ФК «Ахмат», ПФК ЦСКА
Жду продолжения!