18 мин.

Обучение на футбольного тренера в Германии: экзамен на категорию С, юношеский футбол

Эту статью я начал писать буквально по горячим следам после экзамена на обратном пути домой во Франкфурт, но решил выложить только после официального оглашения результатов, что заняло практически 2 недели.

Начну с предыстории - темы экзамена были разосланы за 12 дней до его проведения. Экзамен состоял из устной части (30 минут) и практической части (20 минут). Перед устной частью экзаменуемый отдает экзаменатором (в моем случае это были два тренера из DFB) план тренировки, состоящий из 5 частей - общая / специальная разминка, основная часть 1 (упражнение на элемент), основная часть 2 (игровая форма на элемент) и закрывающая часть (игра). Во время устной части нужно подробно описать свои 2 основные части, а также ответить на теоретические вопросы по упражнению или по теме экзамена. Практическая часть - это тренировка со случайной командой (но в рамках заданного возраста, по направлению "юношеский футбол" это могла быть любая команда от 11 до 19 лет), где нужно провести как раз те два упражнения из устной части экзамена. 

Список разданных тем был достаточно обширный и разный:

  • Дриблинг: финты и изменение направления

  • Дриблинг для удержания мяча в узких пространствах

  • Пас в движении

  • Прием мяча на земле

  • Прием мяча в воздухе

  • Техника удара с лёту и с земли

  • Отработка игры головой

  • Тренировка скорости в футболе

  • Защита в ситуациях 1 на 1

  • Оборона в ситуациях 1 на 1

И моя тема - скоростной дриблинг в свободных пространствах. Сначала меня смутила оригинальная формулировка  - Training des Tempodribblings in freie Räüme, так как мы ничего похожего на курсах не отрабатывали. Начал искать на сайте DFB и в книжках с упражнениями по возрастам, купленных у DFB - тоже не нашел ни одного примера именно по этой теме. Гуглил, но тоже не очень успешно, не нашел именно явных упражнений конкретно для дриблинга в свободных пространствах, везде были только либо общие слова, либо вообще не было конкретно данного словосочетания. Решил шерстить все упражнения подряд, пытаясь найти моменты того, где мог бы быть применен этот тип дриблинга. Как мне казалось - это просто протаскивание мяча вперед на максимальной скорости, характерное либо для забегов по флангу, либо для выходов в контратаки, но важно именно то, что мяч протаскивается вперед в свободное пространство на большой скорости. От этого и отталкивался при построении и поиске упражнений. 

В итоге я составил следующую программу, которую за день до экзамена обсудил с бывшим коллегой, работающим в свободное время футбольным тренером и также имеющим категорию С. По советам тренеров с курсов, программу стоило рассчитывать на 12 человек - команды именно такого размера чаще всего даются тренерам на экзамене.

Базовая разминка:

12 человек делятся на 3 команды, и в течение 10 минут разминаются на участке примерно 25х20 метров, где у каждой команды расставлены по 5 фишечек на расстоянии 2 метра друг от друга и один конус в 10 метрах от них. Разминка включает в себя как бег без мяча (ABC, с подъемом коленей, приставными шагами, откидыванием ног назад, вприпрыжку и т.п), так и с мячом (свободный дриблинг, дриблинг лишь внешней / внутренней стороной стопы, дриблинг с финтами и т.п). При желании можно добавить соревновательный элемент - проводить эстафету между командами, но только если игроки достаточно разогреты.

Сразу замечу - на рисунке я ограничил ширину площадки большим расстоянием в 40 метров, но это только для визуального представления, ведь в принципе, можно ограничить зону 25х20 где угодно на поле в зависимости от свободного пространства. К тому же, каждому из экзаменуемых на экзамене дается половина поля, что позволяет располагаться с командой так, как удобно тренеру. Ввиду того, что дальнейшие упражнения я ограничивал шириной штрафной площади, базовую разминку я тоже решил оставить именно с такой шириной. 

Время выполнения: 10 минут

Специальная разминка:

Площадка 43х40 делится на две части, равные по ширине, на которых распологаются 2 команды по 6 человек. У каждой команды есть три станции: в начале игрок проводит мяч через 4 фишки, отдает пас игроку на противоположной стороне, тот проводит мяч через 2 фишки и отдает пас игроку напротив (можно просить игроков не отдавать пас, а двигаться с мячом к следующему игроку на максимальной скорости). Третий игрок снова проводит мяч через 4 фишки, добегает с ним максимум до 11 метров от вратаря и наносит удар по воротам. Каждый из этих трех игроков, участвующих в упражнении, занимает позицию следующего игрока, в то время как последний игрок возвращается на стартовую позицию. 2 свободных игрока могут отрабатывать пасы или прием мяча в зоне около начала упражнения, чтобы быть задействованными с мячом во время ожидания. Упражнение выполняется на скорость, за гол рабочей ногой начисляется 1 очко, нерабочей - 2 очка.

Время выполнения: 10 минут

Основная часть 1:

На площадке все того же размера игроки делятся на 2 команды. Синие и красные игроки стартуют одновременно со своих точек: задача синего игрока - добежать с мячом до 11-метровой отметки, нанести удар и вернуться в огороженную зону, куда должен прибежать игрок красной команды с мячом, пройдя через 6 фишечек. Задача красного игрока - как можно быстрее провести мяч к зоне и пройти ее, чтобы избежать ситуации 1 на 1 с игроком синей команды. Синей команде за гол рабочей ногой начисляется одно очко, нерабочей - два, за отбор мяча - одно очко. Очки красной команде начисляются так же, только одно очко дается не за отбор, а за проход с мячом через зону. После 7,5 минут команды меняются ролями.

Время выполнения: 15 минут

Основная часть 2:

Это упражнение я нашел на сайте DFB в категории скоростного дриблинга, и не был полностью уверен, подходит ли оно по теме. Во время разговора с бывшим коллегой мы пришли к выводу, что в принципе, оно подразумевает проход с мячом на высокой скорости: а значит, подойдет. Команды играют матч 5 на 5 с условием, что у защищающейся команды остается 2 защитника в центральной зоне. Задача атакующей команды, совершив минимум 3 паса, отдать пас игроку, который на скорости пройдет через центральную зону и забьет гол. Если игроки защищающейся команды перехватывают мяч, то они переходят в атаку 5 на 5. Команды играют 4 тайма по 5 минут, меняясь ролями каждый тайм. Защищающаяся команда меняет пары игроков в центральной зоне после каждого забитого мяча соперника.

Время выполнения: 20 минут

Игровая часть:

Игра 5 на 5 с четыремя ограниченными зонами по бокам штрафной. Игроки защищающейся команды не могут входить в эти зоны, но у атакующего игрока, зашедшего в эту зону, есть только 3 секунды для принятия решения.

Время выполнения: 20 минут

С этой программой я пришел на экзамен. Честно говоря, я не до конца был уверен в своих упражнениях, так как все равно не до конца понимал тему, но тем не менее, после разговора с коллегой понимал, что в упражнениях все равно присутствуют моменты, когда нужно на максимальной скорости провести мяч в свободное пространство.

В тот день экзамен сдавало 11 человек, которых разделили на 2 группы.

В своей второй группе я был первым, сдающим экзамен. Вначале меня попросили немного рассказать о себе, а затем мы сразу перешли к презентации двух основных частей. И вот только тут выяснилось, что я совсем не понял тему, так как экзаменаторы сказали мне, что под дриблингом в свободных пространствах подразумаеваются ситуации, когда игрок бежит с мячом в свободное пространство, а за ним бежит игрок команды соперника, и именно этот факт дает причину для того, чтобы игрок с мячом ускорялся максимально. Мне же казалось, что не только в таких ситуациях игроку имеет смысл максимально разгоняться, ведь например, в первом упражнении игроку синей команды нужно успеть нанести удар и вернуться в зону отбора мяча, а игроку красной команды нужно как можно быстрее провести мяч через фишки и пройти зону отбора. В итоге я попытался придумать что-то на месте, но меня попросили перейти к второй основной части. С ней было всё то же самое, и мой аргумент, что через зону дриблинга нужно так же пройти как можно быстрее и войти в свободное пространство на скорости, здесь не сработал. К тому же я ошибся в том, что 2 команды в течение таймов находились не в одинаковых первоначальных условиях, чего не бывает в настоящей игре.

После этого меня стали спрашивать теоретические вопросы о возрастной группе С, особенностях их психологического и физиологического развития, попросили показать, как нужно защищаться в ситуации 1 на 1 на фланге, а также спросили об семи компонентах тренировок на координацию. С этим я справился, и меня попросили пойти и придумать новые упражнения для практической части экзамена. На это у меня было примерно 3 часа. Я позвонил своему другу в Россию, который в детстве в Новосибирске занимался футболом, и мы начали думать, что не так и как это можно исправить. За 2 часа мы пришли к следующему:

Основная часть 1:

Это упражнение увидел мой друг, находясь в отпуске на Фарерах в прошлом году, и мы решили, что оно подходит к этой теме. 12 человек делятся на 2 команды по 5+1. Допустим, начинает команда красных, игрок доходит минимум до штрафной, наносит оттуда удар, и во время нанесения удара с мячом стартует игрок синей команды. Он сразу же стартует с максимальной скорости, в то время как первый игрок красной команды пытается догнать его и отобрать мяч. Цель игрока синей команды - добежать минимум до штрафной и забить гол, и как только он наносит удар - первый игрок из красной команды возвращается назад на начальную позицию, а свою атаку наносит следующий игрок красной команды и теперь уже первый игрок синей команды играет возвращающегося защитника.

Время выполнения: 15 минут

Основная часть 2:

В то время как первое упражнение мы обсудили минут за 20, подходящая игровая форма никак не приходила в голову, и честно говоря, я до сих пор не понимаю, как именно можно отработать только подобные забеги в свободное пространство исключительно в игровой форме. Где-то за полтора часа до практической части я решил еще погуглить, и нашел это упражнение уже через поисковую шапку самого сайта DFB.

Смысл упражнения довольно простой - поле снова делится на 3 зоны, проводится игра 5 на 5, а центральная зона делится на одну широкую зону и две узких боковых. Атаку всегда начинает голкипер, и задача атакующей команды - после минимум трех пасов внутри зоны провести игрока атакующей команды через одну из боковых зон, из которой он выйдет в финальную треть и сделает пас / навес на своих сокомандников. Как только этот игрок пересекает финальную треть, все оставшиеся игроки могут тоже войти в нее, но до этого упражнение проводится лишь в центральной части центральной зоны.

Важное правило - за игроком, вошедшим в боковую зону, может следовать только один защитник противоположной команды и только из начала этой зоны (чтобы избежать стандартных ситуаций 1 на 1, а симитировать скорстной забег по флангу).

Время выполнения: 20 минут

В итоге за час до практической части я был более-менее готов с новыми упражнениями, и тут мне сказали первую новость - тренировка будет не на поле, а в зале, так как на улице начался дождь и по прогнозам будет ливень. Для меня это был ещё один лишний стресс, ведь нужно было переделать метраж зон (а размеров зала я на тот момент не знал), и это было сложно по немного нелепой причине - так как зал размечен не только для футбола, а также для баскетбола, воллейбола и гандбола, то там было очень много разноцветных линий. Вроде бы ничего страшного, но не тогда, когда ты проводил лишь одну тренировку в зале на курсе 2 месяца назад и когда ты - дальтоник :) Нас пустили в зал за 15 минут до начала экзамена и все эти 15 минут я пытался распознать цвета линий и расстояния между ними. Хорошо, что мне помогли коллеги по экзамену, и у меня было 5 минут, чтобы подумать, что говорить детям и как лучше донести свои упражнения.

На экзамен сотрудники DFB привели 2 команды детей - одну команду D (11-12 лет) и одну команду С (13-14 лет). Мне досталась команда D, и я был рад этому, так как их было меньше - 10 человек. Учитывая уменьшившиеся размеры поля, я подумал, что можно не менять количество детей в игровой части, да и в первой части все будет достаточно быстро, ведь в каждой из команд будет по 4 ребенка. Когда я отошел за манишками до гардероба, то увидел, что в моей группе пополнение и мне дали еще 4 ребенка из другой команды, и если для первого упражнения это не сыграло большой роли (оно все равно достаточно динамичное), то в игровой части это вызвало проблемы, ведь игра 6 на 6 оказалось большой кучей мала на таком поле :)

Выделю несколько пунктов и проблем, с которым я столкнулся непосредственно во время экзамена. Скажу сразу - это была в принципе моя первая в жизни тренировка с детьми, поэтому некоторые вещи могут казаться довольно банальными, но это только из-за полного отсутствия тренерского опыта.

Первое упражнение (основная часть 1):

  • Нужно заранее думать о том, как привлечь внимание детей во время объяснения упражнения, ведь не всегда все дети слушают тебя внимательно.

  • Если упражнение идет совсем не так, как предполагалось, то нужно остановить его и еще раз громко объяснить все его нюансы: а именно, что идет не так

  • Не нужно объяснять одному конкретному ребенку, как делать упражнение правильно, а лучше опять же, остановиться и доступно объяснить всем. У меня была именно такая ситуация, и я немного растерялся.

  • Если же дети делают небольшие ошибки, то стоит помогать именно на ходу. В случае первого упражнения игроки противоположной команды не всегда стартовали сразу после удара соперника, поэтому суть упражнения терялась. Несколько минут я давал сигнал голосом, когда нужно стартовать следующему игроку, но через минуту это уже не понадобилось, дети все поняли.

  • В середине первого упражнения меня спросили, есть ли у меня модификация упражнения, но во время придумывания упражнений между частями экзамена, я совсем забыл про то, что нужно было подготовить и ее. Пришлось ориентироваться на ходу, и я попросил детей стартовать не после удара соперника, а после того, как соперник входит в штрафную, давая немного больше времени и пространства игрокам с начальных позиций.

Второе упражнение (основная часть 2):

  • Если упражнение оказывается достаточно сложным для объяснения, то лучше начать его и корректировать на ходу. Я довольно долго объяснял - отчасти из-за языковых проблем, отчасти из-за сложности самого упражнения, и поэтому потерял много времени. Экзаменаторы сами попросили меня начать, упомянув выше указанный аргумент.

  • Опять же - не бояться останавливать, когда что-то идет не так. Первые 2 минуты дети не хотели начинать атаку из центральной зоны и минимум половиной команды заходили в зону к вратарю. Когда я несколько раз попросил их этого не делать и они не услышали, я остановил упражнение и еще раз объяснил это, и только тогда первый пас шел именно в центральную зону.

  • Уже после упражнения я понял, что игроки входили во вратарскую зону, потому что играли 6 на 6. Нужно было разделить их на 3 команды 4 на 4, и менять команды после каждого гола. Тогда у них было бы больше пространства и игра была бы более акцентированная.

  • Также важно поддерживать детей, даже если у них что-то не получается. В моей группе был один парень, который по технике был гораздо сильнее всех остальных, но когда у него что-то не получалось, он начинал психовать. Я сразу это заметил, и стал немного больше смотреть на него и подбадривать, и когда он забил гол, он отпраздновал с сокомандниками, а потом подбежал ко мне и отбил пятерку. Может быть, в глобальном смысле это и не так правильно - делать акцент на определенном ребенке, но на экзамене это помогло мне показать тренерам, что я довольно быстро установил связь и доверие как минимум с некоторыми детьми.

По окончании тренировки ко мне подошли экзаменаторы и спросили, что, по моему мнению, было не так. Я привел пункты с объяснениями (что может быть, лучше было бы чаще останавливать игру и доносить правила, а также начинать упражнение, даже если не все нюансы поняты), и с разделением команд в игровом упражнении. Также мне сказали, что можно было бы и оставить команды 6 на 6, но сделать игровое поле пошире (в зале я оставил несколько метров с обоих сторон, так как просто примерно масштабировал размеры уличного футбольного поля к размерам зала).

После экзамена нас собрали в одной из лекционных комнат, поздравили с окончанием и сказали, что официальные результаты придут по электронной почте. По пути домой я поговорил с одним из тренеров из другой группы, и он сказал мне, что им сразу же говорили результат и что он сдал. В итоге, через 2 дня мне написал знакомый с прошлого курса, который был на той неделе в Грюнберге еще на одном из курсов и смотрел наши экзамены, и сказал, что он спросил у своего лектора обо мне и тот подтвердил, что я сдал. Это было радостно, особенно в предверии переезда в Берлин, так как мне не пришлось бы сдавать здесь заново экзамен и заморачиваться снова на документы.

В итоге я сам позвонил в DFB Hessen через полторы недели после экзамена, и они уже сами подтвердили, что я сдал :) Скажу честно, я сильно опасался, что у меня вышло не очень, так как мне до сих пор непонятна тема, да и вообще - есть личное ощущение, что такие элементы стоит отрабатывать уже в более старшем возрасте, начиная лет с 15. В итоге, мои итоговые документыо сдаче экзамена добрались до меня через 15 дней после экзамена, спустя несколько звонков и писем в федерацию футбола Гессена.

Сама лицензия действительна почти 4 года, в моем случае до конца 2023. Чтобы ее продлить, нужно за это время набрать 20 учебных единиц на курсах повышения квалификации - это либо 5 вечерних занятий по 4 часа, либо 2-3 курса длинною в день. Их можно проходить в любой из немецких футбольных федераций и стоят они достаточно немного.- в сумме выйдет точно меньше 100 евро.

Если подытожить ощущения от пройденного курса - то я очень доволен тем, как все прошло. В моем случае обучение заняло 6 месяцев, но можно было пройти всю ступень за полтора месяца, если все тщательно спланировать. Курсы организованы четко и проудманно, преподаватели действительно опытные и заинтересованные в том, чтобы научить потенциальных коллег новому, а учащиеся действительно поддерживают друг друга и делятся опытом. Однозначно имеет смысл пройти лицензию, даже если у Вас был игровой опыт ранее. Если Вы, как и я, не играли в футбол, то точно стоит начинать с детского и юношеского курсов, так как они закладывают фундамент понимания футбола со стороны тренера.

Но мне все-таки кажется, что трех недель достаточно мало для полноценного обучения, хотя например, в Англии и России обучение на первую тренерскую категорию занимает примерно столько же времени (Англия - порядка 18 учебных дней, в России - 15 учебных дней, распределенных в течение 6 календарных недель). Опять же, не нужно забывать, что это все-таки первая и базовая ступень. Также мне показалось немного странным, что многие вещи на курсах объясняются с предположением того, что человек тренирует команду уже сейчас. Учитывая озабоченность Немецкого Футбольного Союза о важности допуска к тренерству только после обучения, странно видеть отсутствие объяснения совсем базовых вещей в курсах. Хотя опять же, если Вы когда-то занимались хоть каким-либо спортом, то это не будет чем-то радикально сложным.

Что будет дальше? В начале месяца я переехал в Берлин, так как у меня еще в октябре был подписан контракт с одним стартапом с 1 февраля. Я планировал устроиться тренером как дополнительной работой, взяв для начала одну команду, скорее всего, юношескую. К сожалению, за 4 дня до начала контракта (и за день до экзамена) мой работодатель решил расторгнуть со мной контракт, поэтому сейчас я остался без основной работы :) Но это не так уж и страшно, я получил денежную компенсацию за большую половину месяца, а также подался на Arbeitslosgeld - если переводить дословно, то это деньги, выплачиваемые государством ввиду потери работы. До этого я работал практически 3 года без перерывов как полноценный работник в Германии, а также еще 1,5 года как практикант, поэтому немецкое законодательство позволяет получить некую страховку от потери работы. Там много юридических нюансов, и даже несмотря на то, что юридически контракт с новым работодателем был расторгнут не по моей инициативе, не факт, что получится их сразу же получить. В любом случае, сейчас я все свое свободное время посвящаю поиску новой работы, и скорее всего, пойду официально устраиваться в клуб только тогда, когда найду основную работу (можно пойти устроиться в клуб уже сейчас, но есть еще некие юридические тонкости, если все же удастся получить Arbeitslosgeld). Я уже выбрал клуб, в котором хочу тренировать, и скорее всего, на этой неделе пойду узнавать о возможностях и договариваться лично. Об этом клубе и опыте трудоустройства и будет следующая статья.

***

Подписывайтесь на мой телеграм-канал «Laptop Coach», где я выкладываю информацию о тренерстве и футбольной аналитике, а еще делюсь личными футбольными историями и наблюдениями.

Тренерские категории в Германии: как получить, что даёт и сколько стоит