9 мин.

Проигравшие только смерти: 70 лет со дня гибели Grande Torino

Чемпионство, оформленное «Ювентусом» в прошлом месяце, позволило великому клубу установить рекорд: никогда ранее какой-либо команде не удавалось выиграть чемпионат «большой пятёрки» восемь раз подряд. Отдавая должное «бьянконери», отметим, что подобное достижение могла намного раньше установить другая команда – и она тоже представляла Турин.

Ферруччо Ново, ставший президентом «Торино» в 1939-м году, не смог сделать большую карьеру. Он и сам признавался, что был «деревом», но недостаток футбольного таланта компенсировал коммерческой жилкой и умением предугадывать процессы наперёд. На момент, когда бывший игрок «быков» стал их президентом, за плечами у него был опыт руководства фабрикой по производству кожаных изделий.

При этом ни о каком капитале уровня, скажем, концерна «FIAT» и речи не шло – и от Ново потребовался настоящий гений менеджмента, чтобы собрать сильную команду. Целый ряд игроков был взят Ферруччо на взлёте, ещё до момента, когда они стали звёздами. Франко Оссола перешёл из «Варезе» в 18 лет, Эцио Лоик – в 22, Валентино Маццола и Джузеппе Грезар – в 23. По нынешним временам эти ребята выглядят уже вполне зрелыми, но тогда в таком возрасте только-только дебютировали в профессиональном футболе – и Ново благодаря выдающимся прозорливости и деловой хватке слепил команду мечты на долгие годы вперёд.

Ново не постеснялся нанять консультантов по футбольным вопросам, ранее выигрывавших чемпионат Италии, а в технические директоры позвал человека с крайне неординарной судьбой. Венгерский еврей Эрнё Эрбштейн до «Торино» прошёл Первую мировую, Революцию астр, работу маклером на Нью-Йоркской бирже, в 1944-м попал в концлагерь, но сумел из него сбежать – и при первой возможности вернулся к Ново.

 

Как бы шаблонно-приторно это ни звучало, тот «Торино» был командой-семьёй. Игроки «быков» соглашались на уменьшение зарплаты, чтобы не приходилось продавать одного из талантов – Данило Мартелли. Клуб отвечал им взаимностью: в 1940-м, в момент вступления Италии во Вторую Мировую, все игроки «Торино» были трудоустроены на завод FIAT, работа на котором приравнивалась к военной службе, что позволяло избежать мобилизации.

Результатом этого была практически аномальное для футбола сороковых-пятидесятых годов доминирование во внутреннем чемпионате. Grande Torino, как прозвали команду в Италии, не только выигрывал чемпионат за чемпионатом, а и наращивал свою мощь. Если сезон 1942/43 «быки» выиграли с преимуществом в одно очко, то розыгрыш 1945/46 – в три, спустя год – в десять, а на следующий – в шестнадцать пунктов. Не впечатляет? А если напомнить, что в те времена за победу давали два очка? Фактически «Торино» оторвался от ближайшего преследователя на расстояние восьми побед – примерно так же, как сейчас отрывается «Ювентус».

На современный «Юве» Grande Torino похож отнюдь не только этим. Команда с Ново на трибунах и Маццолой на поле была во всех смыслах самой современной в Италии на тот момент. Именно «Торино» стал первым топ-клубом Аппенин, перенявшим «чепменовскую» модель игры с тремя защитниками, «дубль-вэ». Следствием этому была результативность абсолютно читерского уровня: в сезоне 1947/48 они забили 126 голов, тогда как ни одна другая команда не выжала из себя больше 76. При этом и пропустили они значительно меньше всех. Grande Torino был больше, чем просто командой – он был явлением, футбольной достопримечательностью Италии.

Валентино Маццола в атаке /

На правах пометки на полях стоит сказать, что количество титулов, выигранных «Торино» подряд – вопрос дискуссионный. В сезоне 1944-го года «быки» проиграли трофей «Специи», но уже постфактум турнир признали недействительным. Мягко говоря, было из-за чего: Италию Муссолини плавно завоёвывали войска союзников, и чемпионат проводился на мирных территориях…

Как бы то ни было, после титула сезона-42/43 Grande Torino в 1945-49 гг.. завоевал четыре чемпионства кряду и был грандом такого масштаба, что в составе сборной Италии на победный матч с венграми выходило десять представителей местного гегемона. «Торино» влюблял в себя великолепной атакующей игрой, видимой лёгкостью побед, современностью тактики. «Быки», безусловно, были бы явным фаворитом и чемпионата-1949/50, и последующих, если бы не злой рок.

Прерванный полёт

Как и положено одной из сильнейших команд мира, «Торино» получал приглашения принять участие в выставочных матчах. Прямо по ходу сезона-48/49 «быки» слетали в турне по Бразилии, где сыграли против местных грандов, вернулись и за четыре тура до конца чемпионата имели от ближайшего преследователя в лице «Интера» четырёхочковый отрыв.

И в этот момент Grande Torino полетел на другой выставочный матч, в Лиссабон. В матче Португалии и Италии Ново приглянулся полузащитник Франсишку Феррейра, выступавший за «Бенфику». Торгуясь за классного игрока, Ферруччо договорился о поединке с «орлами» на их поле. «Торино» и «Бенфика» выдали представление, закончившееся победой хозяев 4:3, после чего итальянцы отправились домой.

 

До дома они не добрались считанные километры. На подлёте к городу самолёт «Fiat G.212CP» слишком приблизился к Суперге: холму, на котором расположена древняя базилика, одна из главных достопримечательностей Турина. Зацепив крылом ограду базилики, самолёт на огромной скорости врезался в землю. Из 31 человека, находившегося на борту, не выжил никто.

Причин катастрофы, как всегда, больше одной. Очевидно, что логистике помешал туман, окутавший Супергу, также сбой дала бортовая аппаратура. Но главной, настоящей причиной этой и многих подобных катастроф была любовь к презренному металлу, желание клубов заработать побольше за счёт выставочных матчей.

Телевидение тогда никаких выплат не давало, рекламные контракты были на порядки слабее – соответственно, пресловутый «матчдэй», заработок на билетах – был основной статьёй дохода. Вот и проводили клубы как можно больше игр сверх календаря, мотаясь даже на другие континенты, не говоря о странах. Ни послевоенные аэропорты, ни самолёты ещё не были рассчитаны на многократно уплотнившийся календарь рейсов – после Второй Мировой намного чаще стали летать, конечно, не только футболисты.

Что дальше?

До конца чемпионата оставалось ещё четыре тура, и при условии выступлений за «Торино» молодёжного состава (а кого ещё выпускать?) команда могла и упустить пятый титул. Такая победа, впрочем, не была нужна никому, и соперники «быков» пошли на джентльменское соглашение: в оставшихся турах против них также выпускали молодежь. Имена этих соперников, пожалуй, заслуживают быть названными: «Дженоа», «Палермо», «Сампдория» и «Фиорентина». Юниоры «Торино» обыграли их всех и получили золотые медали.

Летом 1949-го туринский клуб пополнили пятнадцать футболистов, но на былой уровень вернуться так и не удалоcь. Ново не смог создать вторую великую команду и ушёл в отставку через четыре года. Возможно, помешала занятость на другой работе: именно Ферруччо стал тем самым человеком, которого федерация захотела видеть преемником Витторио Поццо – тренера, дважды выигравшего со сборной Италии чемпионат мира. Он заступил на должность ещё в феврале, то есть, до катастрофы, и в теории должен был поставить «скуадре адзурре» более современную тактику.

Неизвестно, сколько игроков из Grande Torino взял бы на ЧМ-1950 тренер сборной и одновременно президент «Торино», но очевидны две вещи: 1) игроки «быков» составляли костяк национальной команды до катастрофы; 2) для максимального их комфорта федерация и назначала Ново вместо Поццо. Катастрофа же поставила Ферруччо в безвыходное положение: на ЧМ его подопечные проиграли шведам и не вышли из группы, после чего Ново покинул сборную. Кстати, до Бразилии «скуадра адзурра» добиралась на корабле.

Чемпионский кубок на год задержался в Турине - в сезоне-49/50 скудетто взял «Ювентус». Легендой «бьянконери» плавно становится Джампьеро Бониперти, будущий президент клуба, борьбу команде навязывают «Милан» эпохи Гре-Но-Ли и «Интер» с Иштваном Ньершем, также вскоре ставшие чемпионами… Свято место пусто не бывает. «Торино» же с тех пор выиграл титул всего раз: в семидесятые, благодаря деньгам, вырученным от продаж автомобильного оборудования в Тольятти.

Оба сына капитана Grande Torino Валентино Маццоллы стали большими игроками. Сандро Маццолла всю карьеру провёл в «Интере», был одной из главных футбольных звёзд семидесятых, побеждал на чемпионате Европы и в двух Кубках Чемпионов. Ферруччо Маццолла не смог реализовать себя в той же степени из-за сложного характера, но выиграл в составе «Лацио» чемпионат в сезоне-73/74.

Выжившие

Последнее звено великого «Торино» отошло в лучший мир меньше года назад. Сауро Тома не полетел в Лиссабон из-за травмы мениска и дожил до 92 лет. После катастрофы он провёл в клубе два сезона, в дальнейшем играл за «Брешию», «Каррарезе», «Бари» и участвовал в различных мероприятиях, связанных с Grande Torino. Написанные Томой книги о великой команде «Me Grand Turin» и «Vecchio Cuore Granata» по понятным причинам имеют уникальную с точки зрения информативности значимость.

Ренато Гандольфи, резервный вратарь той команды, большую часть времени до трагедии играл либо за молодёжку, либо в аренде за «Каррарезе». А после – не смог стать основным, вскоре ушёл из «Торино» и большую часть карьеры провёл в низших дивизионах. Умер также не так давно в возрасте 85 лет.

Томмазо Маестрелли должен был переходить в «Торино» и, вероятно, начинать знакомиться с командой как раз с товарняка в Лиссабоне, но чиновники не успели подготовить документы о его переходе. Как следствие, игрок не полетел на матч, не перешёл в туринский клуб – а в дальнейшем стал, вероятно, величайшим тренером в истории «Лацио». Именно Маестрелли сумел сплотить банду бунтарей с Джорджо Кинальей во главе и Ферруччо Маццолой в запасе и выиграть с ними титул в сезоне-73/74. Тренировал «орлов» до самой смерти от рака печени в 1976-м году.

Наконец, великий бомбардир Ладислав Кубала, убежавший в январе 1949-го из коммунистической Венгрии, должен был сыграть в выставочном матче за «Торино». Он остался в Италии только из-за беременности жены, которая попросила Ладислава не уезжать. В дальнейшем Кубала перешёл в «Барселону», привёл её к четырём чемпионским титулам и вошел в историю этого клуба.

Жертвы

Мы сознательно не приводим число титулов и матчей людей, погибших 70 лет назад близ Турина. Жизнь и смерть несопоставимо важнее любых побед, и потеря каждого из пассажиров этого злосчастного рейса одинаково невосполнима. Вот они, жертвы Суперги:

Футболисты

  • Валерио Бачигалупо, 25 лет

  • Альдо Балларин, 27 лет

  • Дино Балларин, 23 года

  • Вирджилио Марозо, 23 года

  • Марио Ригамонти, 26 лет

  • Эусебио Кастильяно, 28 лет

  • Джузеппе Грезар, 30 лет

  • Эцио Лоик, 29 лет

  • Валентино Маццола, 30 лет

  • Ромео Менти, 29 лет

  • ГульельмоГабетто, 33 года

  • Франко Оссола, 27 лет

  • Данило Мартелли, 25 лет

  • Рубенс Фадини, 21 год

  • Пьеро Оперто, 22 года

  • Эмиль Бонджорни, 28 лет

  • Руджеро Грава, 27 лет

  • Джулиус Шуберт, 26 лет

Тренеры

  • Эрнё Эрбштейн, 50 лет

  • Лесли Ливсли, 37 лет

Персонал

  • Арнальдо Аньизетта, 55 лет

  • Ипполито Чиваллери, 66 лет

  • Андреа Бонаюти, 36 лет

  • Оттавио Кортина, 52 года

Журналисты

  • Ренато Казальборе, 58 лет

  • Ренато Тозатти, 40 лет

  • Луиджи Каваллеро, 42 года

Экипаж

 

  • Пьерлуиджи Мерони, 33 года

  • Челесте Бьянкарди, 34 года

  • Челесте Д`Инка, 44 года

  • Антонио Панграци, 42 года

Источник: