Пираты футбольного моря
В эпоху, когда футбол превращается в бизнес, приносящий миллиардные доходы, а традиционных болельщиков на трибунах вытесняют респектабельные любители «сэндвичей с креветками», в Европе чудом сохранился единственный клуб, который упорно продолжает придерживаться старых добрых традиций.
Клуб Бундеслиги Санкт-Паули, долгое время находящийся в тени своего более именитого земляка Гамбурга, можно смело назвать последним бастионом, защищающим традиционные футбольные ценности и демонстрирующий то, каким футбол должен быть (и каким он и был когда-то). Однако у клуба есть и другой имидж. Его часто называют «Пиратами Лиги».
Санкт-Паули – клуб, не похожий ни на один другой клуб. Это можно заметить даже визуально: ни у кого в мире нет такого притягивающего темно-коричневого (или, как в этом сезоне – бронзового) цвета футболок. Подстать футболкам и символ клуба – белый замок на красном фоне, символ Гамбурга. Однако фанаты клуба предпочитают иной символ, чаще официального присутсвующий на аттрибутике команды – пиратский флаг с черепом и перекрещенными костями.
Санкт-Паули – клуб, который действует в тесной взаимосвязи со своими болельщиками. Причем эта связь не ограничивается стенами стадиона «Миллернтор». Руководство команды постоянно информирует болельщиков обо всем, что происходит в клубе, заботясь о том, чтобы контакты эти становились все теснее. Причем не только с болельщиками, живущими по соседству, но и с фан-клубами, возникающими по всей Европе.
Однако не все так пасторально в отношениях между командой и фанатами. Основной темой разногласий, вызывающих периодически напряженность между ними, является вопрос, как далеко команда может зайти в отходе от своих принципов ради успеха на поле. Не всем по душе излишняя коммерциализация команды. В частности, расширяющийся в последнее время вип-сектор стадиона и присутствующая там соответствующая публика. Появление на стадионе «корпоративных гостей» (в частности, одну из вип-лож снял на одну игру танцевальный клуб Гамбурга) сопровождается, как правило, свистом в их сторону и всевозможными акциями протеста. Однако все это не отменяет взимововлеченности клуба и общины. Одна из традиций Санкт-Паули требует, чтобы каждый новый игрок команды совершил прогулку по прилегающему у стадиону кварталу. Это повзоляет ему ближе познакомиться с теми, кого он будет представлять на поле в ближайшую субботу. Кроме того, футболисты регулярно проводят бесплатные мастер-классы для детей из наиболее малообеспеченных семей квартала.
Примечателен тот факт, что в Санкт-Паули игрет чуть ли не единственный профессиональный футболист в Европе, который, помимо футбола, работает и на другой работе. Центральный полузащитник команды Фабиан Болл является штатным полицейским Гамбурга. Это похоже на нравы заокеанского футбола: известно, что Дэвид Бекхэм и Лэндон Донован не менее 20 часов в неделю добровольно отрабатывали по 20 часов в полиции Лос-Анжелеса.
В 80-х годах, когда футбольные арены захлестнула волна расизма и хулиганства, Санкт-Паули, по инициативе своих фанатов, первым в Бундеслиге начал активную борьбу с любыми проявлениями насилия. В частности, руководство клуба запретило размещение любых лозунгов экстремистского (а часто откровенно фашистского) содержания на стадионе и в зоне вокруг него. Под строгим запретом были даже песни и кричалки, в которых был бы намек на расизм.
Примеру Санкт-Паули последовали и другие немецкие клубы, но никто не был настолько решителен и последователен в своих действиях по искоренению любого вида нетерпимости. По сей день на почве борьбы с расовой ненавистью самым большим врагом гамбуржцев является восточногерманская Ганза из Ростока, известная тем, что среди ее фанов много представителей нео-нацистских движений.
Однако борьба идет не только с расовой нетерпимостью. Не менее нежелательной в среде фанатов Санкт-Паули является и гомофобия. До недавнего времени председателем клуба был не скрывающий своего гомосексуализма Корни Литтман, который, пользуясь своими связями в мире искусства, находил спонсоров, жертвовавших деньги на команду, что поддерживало Санкт-Паули на плаву.
Возвращаясь к теме борьбы с коммерциализацией клуба, надо отметить, что, несмотря на наличие вип-трибун, эти «специальные» места отличаются от похожих зон на других стадионах. Вместо шампанского с клубникой гостям там раздают хот-доги, а под каждым сидением стоит бочонок с пивом. С другой стороны, самый дешевый билет на стадион стоит минимум €12.
Тренер команды Хольгер Станиславски принципиально не одевает на игру костюма с галстуком, отдавая предпочтение джинсам и футболке. Бывший голкипер клуба, Фолькер Иппиг, жил в сквоттерском доме, и по полгода проводил волонтером в Никарагуа.
Санкт-Паули – прекрасный пример того хорошего, что может сделать футбольный клуб, поддерживаемый либеральными и вовлеченными в общее дело болельщиками. И, тем не менее, в духе времени клубу приходится постоянно искть золотую середину между достижениями на поле, которые немыслимы без какой-то коммерциализации, и между попытками сохранить тесную связь с общиной болельщиков. И хотя попадание в Бундеслигу в прошлом сезоне (к слову, Ганза этим же летом вылетела в третий дивизион) доказывает, что баланс вполне существует, спортивное будущее команды пока остается неясным.
Попытка аренды домашнего стадиона с целью повышения доходов клуба была встречена в штыки болельщиками. Одновременно руководство повысило цены на билеты, но это может в неделеком будущем оставить за границами «Миллернтора» традиционных фанатов, как это случилось, скажем, с Манчестер Юнайтед. И это не единственный пример – тенденция прослеживается по всей Европе.
Остается только надеяться, что, поддерживаемому своими болельщиками Санкт-Паули удастся сохранить в себе дух той общины, в которой он живет и действует, и остаться образцом для подражания для спортивных клубов по всему миру .
30 ноября 2010 Эндрю Лоун, AHN Sports