Успокаивать спортсмена или учить работать?
Недавно я столкнулась с ситуацией, что спортсменам изо всех сил стараются создать комфортные условия, свести к минимуму беспокоящие ситуации, понижая, таким образом, тревожность до низких показателей (этим вопросом в команде занимается не спортивный психолог).
Когда я стала работать, мне никак не удавалось понять, что происходит. Откуда это безразличие у ребят в глазах к себе, команде, спорту; почему они не могу оценить свое состояние. Чуть позже я узнала следующую позицию: «Спортсмены и так устают на соревнованиях, тренировках. Тренер должен быть снисходительней. Ребят необходимо успокоить».
Успокоить? Это о чем вообще? … а потом спрашивают, почему нет результатов?
Да потому что не успокаивать нужно, а учить, как работать в сложных ситуации, оставаться на плаву, невзирая на жизненные обстоятельства. Спортсмен должен быть активным, живым, а не амебой.
Спортивная деятельность по своему характеру переживаний, эмоций схожа с работой спасательных служб: всегда в экстремальных условиях, с большой ответственностью за себя и за того парня. И что будет, если этого спасателя постоянно расслаблять и ограничивать в переживаниях, оценках своей работы и т.д.? … Этого спасателя самого нужно будет спасать!
Я была на передаче после Олимпиады в Рио и мне очень понравились слова нашей супер легенды спорта Ларисы Латыниной: «Прекратите жалеть спортсменов! Они те же солдаты! Спортсмен обязан показать результат, несмотря ни на что! Это его работа!».
Наша задача научить атлета работать и добираться поставленной цели в любых условиях. Он становиться конкурентоспособным, когда может противостоять обстоятельствам и в личной жизни, и в спортивной. Именно это является работой спортивной психолога, моей работой.