О неожиданном урожае
Когда-то был популярный монолог у Яна Арлазорова, где актёру предлагают сыграть в фильме "О неожиданном урожае" главного героя - мертвеца. Когда персонаж недоумённо спрашивает, почему мертвеца, ему отвечают "Урожай то был неожиданный, главный герой его не ожидал. И окочурился". Эта сценка хорошо бы подошла к данной статье в качестве эпилога.
Представьте себе региональный клуб, который влачит существование достойно выступает десяток лет в РФПЛ с бюджетом примерно 20 млн долларов. Как свидетельствуют данные отчетности, среднестатистический российский клуб глубинки из этой суммы 80% тратит на оплату труда команде и штабу, остальное - по 5% на ДЮСШ, переезды/проживание, трансферы и административные расходы. Тут внезапно (неважно даже кто тут "автор" успеха, случаен он или нет) команда выстреливает, пробивается в ЛЕ/ЛЧ. У клуба стоят задачи а) выплатить премиальные за сезон. Раньше платили за 10 побед в год, а тут сразу за 20 приходится б) выплатить бонусы за попадание в еврокубки тренеру, игрокам, всем у кого это прописано в) наскрести денег на увеличивающееся количество выездов/вылетов в Кипр,Бельгию и далее по сетке. Чем раньше стадия с которой начинаем играть - тем хуже длябюджета г) сохранить у себя вратаря, левого защитника, лидера атаки и других, на которых внезапно появился спрос. Вся страна с замиранием сердца смотрит на то, где продолжит карьеру главный тренер. То есть по минимальным подсчетам всё это приведет к тому, что клубу вместо двадцатки для того, чтобы не сильно потерять позиции, чтобы пройти лицензирование в РФС и УЕФА нужно примерно 40-50 млн.
Команда финансируется из бюджета, плюс есть меценат средней руки. В год они готовы выделять энную сумму на свою "дорогую игрушку". Но про то, чтобы её удвоить - никто не обещал. При этом как сейчас "жируют" регональные бюджеты всем известно. А резкий рост результатов клуба не приносит дополнительных спонсоров (у всех олигархов есть свои детища), появилась тут строительна фирма, хочет баннер на стадионе за 100 тысяч рублей в месяц поставить - вот и весь барыш. Посещаемость выросла на 3 000 зрителей, по 300 рублей за матч - это миллион, 15 матчей - пятнадцать мильонов рублей, т.е. 200 тысяч евро за сезон. Ну никак не покрыть всей потребности. Да и тех двухсот тысяч дохода нет. Ведь из этих трёх тысяч "новых" зрителей половина - это свита губернатора, офицеры МВД, налоговики, сотрудники минспорта, минобра и другие чиновники средней руки, которые пронюхали, что на футбол теперь ходить стало модно. А платить не привыкли. А как владелец клуба откажет налоговику или силовику в "лишнем билетике" - люди нужные, могут и с проверкой нагрянуть.
А клуб-то на волне успеха стал привлекать внимание прессы. Раньше жили себе по-тихому, на весь клуб один маркетолог, и тот дальше заказа аттрибутики ни за что не отвечал. А тут известный журналист обратил внимание на неказистую презентацию формы, а кто-то сфотографировал кресло на стадионе, которое облетело все соц сети. С другой стороны болельщики штурмуют единственную женщину-кассиршу в очередях за абонементами и требуют открытия новых точек продаж. Клуб и рад бы онлайн продажу абонементов запустить, да нет у него системы доступа по штрих-кодам. На неё еще миллион долларов нужен.

И рад бы руководитель пригласить себе классного маркетолога, а может еще и самого Василия Уткина в качестве пресс-атташе. Но думаю, перед руководством сейчас актуальнее не вопрос презентации новой формы, и не как увеличить рекламный бюджет, и не как выглядят кресла на стадионе. Ему надо команду сохранить. И знает он один только путь - урезать все "косвенные" расходы. То есть на академию, на содержание стадиона и на рекламу. И думает сейчас директор клуба скорее как раз о том, как не сократить всех сотрудников стадиона вместе с маркетинговым отделом. И, кстати, давайте спросим тех же болельщиков в очереди за абонементами, что их сейчас больше интересует - презентация формы или продолжат ли карьеру в клубе Азм нападающий и Бер главный тренер.
PS. Все совпадения с реальными лицами и организациями случайны