4 мин.

Фестиваль в Маленькой Венеции

С тех пор, как в 1984 году приказал долго жить чемпионат Великобритании, Кубок Америки – первенство со своеобразным нутром и россыпью причудливостей – стал самым седовласым турниром на планете. Пролепетав свое первое «уа» в далеком 1910 году, этот турнир с тех пор пережил многое, но характер его по сей день остается по-детски непосредственным.

Появился малыш на свет еще до того, как были придуманы ясли – то есть до образования КОНМЕБОЛ в 1916 году. Что, естественно, лишь подтвердило его незаконнорожденность. Аргентинскому правительству пришло на ум приурочить к открытию железной дороги между Буэнос-Айресом и столицей Чили Сантьяго футбольный турнир, в котором, по замыслу организаторов, кроме виновников торжества должны были сыграть Уругвай и Бразилия. Впрочем, будущие пентакампеоны решили, что крестины обойдутся и без них.

Решающему поединку между Аргентиной и Уругваем предшествовали подожженная трибуна и перестрелка фанатов. В итоге под девизом «Скорее бы все закончилось!» финал чуть ли не инкогнито был сыгран на другой арене и завершился победой Аргентины (4:1). Избежать болельщицкого беспредела не удалось и первому официальному турниру, который также прошел на родине Марадоны в 1916 году и именовался чемпионатом Южной Америки. Снова финал Аргентина – Уругвай, снова «пиф-паф», вызванный этим перенос и… первый Кубок, выигранный Уругваем. Кстати, тот трофей был куплен за три тысячи швейцарских франков в одной из мастерских Буэнос-Айреса.

С тех пор много воды утекло, но элемент хаоса по-прежнему довлеет над турниром. Во-первых, Кубок Америки то проходил ежегодно (в 1959 году состоялись аж два чемпионата), то наступали долгие паузы, одна из которых затянулась на целых восемь лет (1967-1975). Во-вторых, не всегда имелась возможность посмаковать аппетитную вишенку на торте в виде участия Бразилии, иногда откровенно саботировавшей второразрядное соревнование. «Мы же Бразилия, мы и так лучшие!» – думало футбольное руководство страны. Исходя из этого, неудивительно, что у «селесао» по сравнению с Аргентиной побед в турнире кот наплакал (7 против 14). Колебался также количественный состав участников (от трех до двенадцати), менялась схема выявления победителя. Только в 1975 году, когда чемпионат стал именоваться Кубком Америки, команды стали делить на группы, где по круговой системе выявлялись сильнейшие, которые потом уже в играх на выбывание определяли чемпиона.

Тогда же впервые турнир был проведен не в одной определенной стране, а с разъездами. И два последующих Кубка (1979 и 1983) не имели страны-организатора. В 1987 году южноамериканцы решили, что в роли организатора поочередно должны выступать все десять стран, входящие в КОНМЕБОЛ. Нынешняя схема розыгрыша с 12 участниками появилась в 1993 году и имела целью освежение турнира путем приглашения двух команд из соседней КОНКАКАФ. С тех пор в Кубке Америки неизменно принимает участие Мексика, компанию которой в разные годы составляли Коста-Рика, США, Гондурас, который однажды даже дошел до полуфинала, и даже Япония! Весело, не правда ли? А ведь сейчас боссы КОНМЕБОЛ вынашивают идею вживления в плоть турнира еще более инородного, чем азиатская команда, тела – ведущих европейских сборных. Как знать, возможно, уже в следующем десятилетии в Кубке Америки сыграет Россия? Но для начала неплохо было бы к Кубку Европы примагнититься…

Казалось, оптимальная схема найдена, но и в ней обнаружился очевидный изъян – проведение турнира летом фактически лишало отпуска футболистов, выступающих в Европе. После того, как в 2001 году на турнир в Колумбию не приехали почти все ведущие игроки бразильской сборной, а аргентинцы вовсе отказались от участия, последовало еще одно решение: увеличить паузу между чемпионатами до трех лет. Следующий после венесуэльских баталий чемпионат пройдет аж летом 2011 года, потому как трехлетний цикл пересекается с южноафриканским мундиалем.

Ажиотаж накануне турнира в Маленькой Венеции, как когда-то ее нарек Колумб, царит просто сумасшедший. Билеты испарились из касс в одночасье. Колоритный президент нефтяной державы Уго Чавес не без бахвальства отрапортовал, что страна выделила на проведение турнира миллиард долларов! На фоне 10 миллионов Боливии в 1997 году и 24 Уругвая двумя годами ранее, цифра поражает воображение. «С нуля» построены три новых стадиона, а шесть других подверглись генеральной реконструкции. Местные органы правопорядка в первую очередь просят быть сдержаннее в самовыражении фанатов из США, чье правительство состоит не в лучших отношениях с Чавесом, на дух не переносящего «дьявола» Буша и его «Северную империю», как он когда-то выразился. Криминогенная обстановка в Каракасе даже вынудила организаторов перенести один из полуфинальных матчей (авось США туда пробьются) в Маракайбо.

Признавая очевидный статус фаворитов – Бразилии и Аргентины, которой не удавалось выигрывать Кубок с 1993 года, букмекеры в то же время довольно высоко котируют и хозяев, которые одержали всего одну победу в истории турнира (40 лет назад умудрились обыграть Боливию). Впрочем, в этом нет ничего удивительного. Нельзя не отметить, что фактор своего поля всегда играл на Кубке Америки отнюдь не последнюю роль. Именно он в 1963 году вдохновил на подвиг Боливию, заручившуюся поддержкой важного компаньона в лице высокогорья. Не упустила свой шанс 6 лет назад и Колумбия. А как вам семь титулов, выигранных в родных стенах Уругваем без единой осечки?

Аргентинцы хотят победить в Венесуэле «кровь из носу», как выразился их тренер Альфио Базиле. Поэтому, наверное, «альбичелестес» прибыли на турнир в сильнейшем составе – в отличие от бразильцев. В 1917 году паром со сборной Аргентины по пути из Буэнос-Айреса в Монтевидео попал в шторм и был отнесен за пару сотен километров от пункта назначения, после чего команде пришлось «тарахтеть» почти через всю страну на товарном поезде (не удивительно, что в решаем поединке их обыграл Уругвай – 1:0). Но на сей раз в случае неудачи возможные оправдания будут восприняты как жалобы плохих танцоров на свою физиологию.

Руслан ХРИПУН