3 мин.

Победитель не получает ничего. Каким нужно запомнить Михаэля Баллака

Не прервись клубный сезон на две недели, актуальность этого текста упала бы ниже нуля. Футбольный процесс с каждым годом движется все быстрее: с тех пор, как бывший капитан сборной Германии объявил о своем уходе, случились ЦСКА – «Спартак», El Clasico, Le Classique, Derby della Madonnina, авария Лежара, величайшее послематчевое интервью в истории и много чего еще. К счастью, есть сборная Германии, а значит, и повод вспомнить об оставленном за бортом лидере, завершившем карьеру неделю назад.

Возможно, есть в мире игрок, за последние пятнадцать лет проигравший больше решающих матчей, чем Баллак, но символом особо болезненной футбольной неудачи избрали именно его. Коллекция фиаско немца впечатляет: Михаэль терпел поражения в финале Лиги чемпионов, финале чемпионата мира, финале Евро. Он был одним из лидеров «Байера» в печально известном сезоне 2001-2002, когда «аспириновые» упустили чемпионство в последнем туре, оступились в финалах кубка Германии и ЛЧ, и удостоились обидного прозвища «Neverkusen». Прямо у него на глазах Эвребе убил «Челси» – и разве можно забыть, как Баллак прыгал вокруг норвежского рефери, пытаясь доказать тому его неправоту?

Сейчас, когда сам факт ухода знаменитого игрока вызывает прилив ностальгических чувств, может показаться, что Баллака запомнят как превосходного футболиста, но вот увидите, пройдет лет десять и выяснится, что в коллективной памяти остались в основном поражения да упущенные чемпионства. История, бывает, сочувствует проигравшим, но только тем из них, кто так или иначе вознесся над культом победного результата – Голландия Михелса и Круиффа, Бразилия Теле Сантаны и Сократеса. Баллак, при всем уважении, не Круифф и не Сократес.

Все это логично, но как-то не очень справедливо. Карьера Баллака доказывает: нельзя стать великим неудачником, не будучи при этом блестящим игроком. Чтобы проиграть столько финалов, прежде нужно одержать тысячи побед – над соперниками, над обстоятельствами, над самим собой. Да и много ли претензий можно предъявить Баллаку за самые известные его поражения? В финале Лиги чемпионов-2002 Зинедин Зидан наладил прямой контакт с космосом. В московском финале Михаэль был одним из лучших – а уж пенальти пробил так, что чуть сетка не порвалась. К проигрышу сборной Германии бразильцам в 2002-м он вообще не имеет отношения – вдвоем с Оливером Каном Баллак вытащил среднюю команду в финал, а на подвиги Роналдо смотрел с трибуны, перебрав желтых карточек.

Не раз замечено, что в истории поражений Баллака почти нет общих моментов и очевидных закономерностей. Искать причину его неудач стоит не в списке классических лузерских характеристик и даже, наверное, не в любви к числу 13. Ее уже давно сформулировал экс-тренер «Байера» Клаус Топпмеллер – сразу после финала, обособленного ударом Зидана. Футбол, заявил Топпмеллер собравшимся журналистам, может быть по-настоящему жестоким.

В споре о том, насколько важны в современной игре морально-волевые качества, я уже давно на стороне тех, кто верит в исключительное превосходство таланта и техники над духом. Меня радует, что классических опорных, отрывающих мяч с ногами, вытесняют относительно легковесные игроки, умеющие держать оборону за счет перехватов, выбора позиции и выдающегося понимания игры.Но даже я уверен, что лидером полузащиты сборной Германии (да, пожалуй, любой по-настоящему амбициозной команды) должен быть футболист, который не станет отворачиваться в момент пробития решающего пенальти (как Швайнштайгер), не станет прятаться, когда бить придется ему самому (случай Тони Крооса) и не обладает репутацией игрока, который теряется в больших матчах (Месут Озил – что, кстати, не вполне справедливо).

Может быть, когда такой полузащитник появится, и сборная Германии наконец-то одержит первую победу с 1996-го, история, наконец-то, оправдает Михаэля Баллака? Да, он проиграл больше финалов, чем кто-либо другой. Да, его карьера в сборной завершилась скандалом, а клубная – провалом. Да, время будет к нему безжалостно, но запомнить его все же стоит именно таким.

Фото: Fotobank/Getty Images/Bongarts/Johannes Simon