4 мин.

Болеть по-итальянски

1. Политическая ориентированность

В отличие от Англии (родины не только игры номер один, но и шумного поведения на стадионах) и многих иных стран у футбольного фанатизм на Апеннинах есть отчетливый политический подтекст. Корни такого феномена отыскиваются в середине прошлого столетия. Послевоенную Италию раздирали социальные и политические противоречия. Но при этом она не переставала безумно любить кальчо. И ничего удивительного в том, что футбольные клубы стали центрами, вокруг которых формировались группы людей с различными взглядами и установками.

Поклонники команд в 60-е годы стали отчетливо делиться на "левых" и "правых". Например, к первой группе можно отнести тиффози "Ливорно", "Аталанты", "Фиорентины", "Эмполи", "Дженоа", "Перуджи", "Модены" . Ко второй — "Интера", "Ювентуса", "Милана", "Лацио", "Бари", "Кальяри", "Реджины" и почти всех других клубов с юга. Случалось, некоторые ультрас меняли взгляды. Болельщиков "Ромы" в 60-70-е годы считали левыми, а с 80-х относят уже к правым.

Существуют и другие градации. Тиффози "Анконы" называют себя антирасистами и антифашистами. А поклонники "Пармы", "Лечче" и "Комо" подчеркнуто аполитичны. Причем с недавних пор в Италии повсеместно слышны заявления: "Ультрас — вне политики". Но это лишь камуфляж, вызванный запретом руководства страны проявлять на стадионах политические пристрастия.

2. Антагонизм тифози одной команды

В Италии нередко случается, что ультрас одной команды делятся на враждующие группировки. Хрестоматийный пример — фанаты "Торино". "Granata Corps" — правые радикалы, а "Ultras Granata" и "Ragazzi della Maratona" — левые, придерживающиеся прокоммунистических взглядов. Схожая картина в "Болонье": "Forever Ultras" — коммунисты, а "Mods" — фашисты. В "Кальяри" своя "беда": и"Sconvolts", и "Furiosi" — крайне правые, но между ними беспощадная вражда. Доходит до того, что на выездных матчах в разделенных пополам секторах поют разные песни.

3. Чрезмерные темперамент и агрессия

Агрессивное и злобное поведение фанатов в той или иной мере характерно для любой страны. Однако в Италии. особенно южной, это усугубляется национальными чертами: темпераментом и эмоциональностью. Тифози заводятся не то что с полуоборота — достаточно и четверти.

Французский хавбек "Интера" Патрик Виейра, ранее защищавший цвета лондонского "Арсенала", очень точно отметил недавно различие между английскими и итальянскими фанами. Он сказал, что в Англии болельщики доброжелательные и понятные, а в Италии — озлобленные (речь о гостевых матчах) и непредсказуемые.

При этом порой болельщики выражают агрессию даже в отношении футболистов почитаемого клуба. До сих пор на Апеннинах вспоминают вопиющий случай с полузащитником "Бари" Антонио Беллавистой. Несколько лет назад после крупного поражения группа тифози южан жестоко избила этого игрока.

4. Войны с полицией

Слова "ультрас" и "насилие" не сразу стали синонимами. Поначалу тифози ограничивались вывешиванием флагов и пением. Однако в середине 70-х вокруг клубов начали расти группировки криминального толка, выяснявшие отношения за пределами стадионов. Во главу угла ставилась именно силовая составляющая.

Пик насилия пришелся на первую половину 90-х. Одно из самых принципиальных дерби "Сампдория" — "Дженоа" перекинуло естественный мостик и на взаимоотношения ультрас. Те заранее договаривались о времени и месте кровавых генуэзских разборок. Такие битвы собирали по 200-300 человек с каждой стороны, стали регулярными и, разумеется, не могли остаться без внимания полиции. Силы правопорядка ужесточили контроль, вызвав ярость и протесты тиффози.

Драки и потасовки между ультрас и полицией возникают теперь гораздо чаще. Например, в первом тайме миланского дерби сезона-2000/01 около трех десятков полицейских попытались навести порядок в красно-черном секторе, но тщетно. Агрессивные молодчики отбивались бутылками, факелами, всем, что было под руками, а затем вовсе вытеснили противника с трибуны. Все оставшееся время тифози "Милана" и "Интера" вместе затягивали песни против полиции.

В марте 2004-го ультрас "Лацио" и "Ромы" дали мощный отпор блюстителям порядка. Начало драматичной ситуации положил пущенный по "Стадио Олимпико" слух, будто в перерыве римского дерби полицейская машина задавила мальчика-болельщика. Эта информация оказалась провокационной ложью. Но трибуны взорвались. Итогом побоища стали 24 ранения (14 — со стороны фанатов, и 10 — в рядах полиции) и сорванный второй тайм.

5. Тесный контакт с клубами

Несмотря ни на что, у тифози на удивление тесный контакт с командами. Ультрас обычно сотрудничают с руководством и часто получают помощь: в проведении пиротехнических шоу на стадионах, организации поездок на выездные встречи, покупке льготных абонементов. Лидеры групп продают атрибутику.

Понятно, что контакт взаимовыгоден — командам гарантирована мощная поддержка. Тифози нередко влияют и на кадровую политику, с их мнением принято считаться. Сейчас, конечно, свободы должно стать меньше. Но, как витиевато сформулировал владелец "Интера" Массимо Моратти, "запрет на организованные поездки болельщиков может действовать только первое время". Вице-президент "Милана" Адриано Галлиани также выразил поддержку поклонникам красно-черных: "Полагаю, владельцам сезонных абонементов следует разрешить посещать "Джузеппе Меацца". За них могу поручиться. Это добропорядочные и послушные граждане, каждого из них я знаю лично". Довольно смелое заявление — ведь таких "граждан" не одна тысяча...

6. Баннеры и фейерверки

Около 15 лет назад стало модным вывешивать баннеры с колкими замечаниями в адрес соперника. Они органично вписались в антураж кальчо, прижились и в других странах. Удачная находка апеннинских болельщиков разнообразила зрелище матчей. Ультрас славятся и красочными фейерверками.

Иными словами, обещанное отсутствие зрителей на трибунах сильно обеднит игру. Капитан "Милана" Паоло Мальдини констатировал: "Абсурдное решение. Кальчо потеряет всякий смысл. Лучше уж задержать продолжение чемпионата еще на неделю, потому что игры при пустых трибунах — смерть для футбола".

А один из лидеров фанатов "Ювентуса" Фабио Джермани по следам трагедии в Катании обратился ко всем руководителям группировок с предложением объединиться под лозунгом "Спокойствие на стадионах — наше будущее". Таким образом, по его мнению, удастся защитить объединения ультрас от возможных гонений.

Денис ОРЛОВ