Почему Шевченко не адаптировался в премьер-лиге?
Тип подобных вопросов, что вынесен в заголовок, я классифицирую как «вопросы без ответов», и от этого, как ни крути, никуда не денешься. Действительно – почему? Форвард сборной Ямайки Марлон Кинг уже адаптировался, а Андрей Шевченко – еще нет. Марк Аткинс смог это сделать, а Хуан Себастьян Верон – не смог. У Тьерри Анри и Денниса Бергкампа данный процесс занял два трудных месяца, зато потом все шло как по маслу. Роберу Пиресу, чтобы стать в Англии «своим», и вовсе потребовался целый сезон. А Шон Гоутер – тот сразу же освоился. Скандинавы, как правило, адаптируются лучше южноамериканцев. С чем это связано?
Английская премьер-лига – это вам не фунт изюму, вот с чем. Но, по правде говоря, смотреть на то, как у такого классного футболиста, как Шевченко, мало что получается на поле, удивительно и мучительно одновременно.
Пусть английский футбол - это сугубо «вещь в себе», но игрок действительно мирового уровня не должен испытывать в нем трудностей с адаптацией. Однако реальность такова, что процесс приобретения зарубежных футболистов на Туманном Альбионе можно назвать чем угодно, только не точной наукой (даже такой в этом деле дока, как Арсен Венгер, давал маху, заплатив в свое время немалые деньги за Паскаля Сигана, Кабу Диавара и Олега Лужного). Поэтому, как говорил о Голливуде в известном афоризме сценарист Уильям Гоулдмэн, «никто ничего не знает»: почему у Шевченко проблемы, когда они закончатся (и закончатся ли вообще) - словом, почему у всех мировых звезд в Англии всегда что-то не так. Вот шесть наиболее вероятных версий.
1. «Ему просто нужно дать время»
На самом деле, скорее было бы удивительно, если бы проблем у Шевченко не было вовсе. У большинства лучших легионеров премьер-лиги они ведь были. Бергкамп, к примеру, свой первый гол за «Арсенал» забил лишь в восьмом матче, а Анри – в девятом, за что оба подвергались насмешкам со стороны таблоидов. Эрик Кантона, прежде чем оказаться по ту сторону Пеннинских гор (в «МЮ») и там найти себя, почти год был на вторых ролях в «Лидсе». Нынешние же «беды» Шевченко – скорее надуманные, чем всамделишные – оттеняются еще и блестящей формой Дидье Дрогба, который, стоит отметить, на протяжении двух сезонов был в премьер-лиге немного инородным телом. В общем, вся эта шумиха вокруг «почему» не должна вводить в заблуждение Жозе Моуринью. Если хороший футболист пробивается наверх, то уж сверхталантливый (а Шевченко, безусловно, таковым является) и подавно.
Ему просто нужно дать время. Самые сильные проблемы с адаптацией, как правило, испытывают игроки атаки. Футболисты же других амплуа (например, Клод Макелеле, Габриэл Хайнце, Сами Хююпя и Петер Шмейхель) по приезде в Англию обнаруживают, что их функции на полях премьер-лиги, по сути, мало чем отличаются от полей «континентальных». Конечно, форвард форварду рознь, но, тем не менее, у многих болельщиков складывается превратный взгляд на проблемы сыгранности и налаживания игровых связей: мол, защитникам для этого нужно больше времени, так как в ротации состава оборона играет чуть ли не роль «священной коровы», трогать ее не моги! На самом деле в футболе все с точностью до наоборот: разрушать намного легче, чем созидать, поэтому игрокам группы атаки, дабы поймать ритм игры и найти взаимопонимание с партнерами, необходимо никак не меньше времени, чем защитникам.
2. «Во всем виновата британская «мясорубка»
Еще Рой Кин, приводя в качестве примера английскую карьеру Верона, говорил: версия о том, что игроки мирового класса ничего не могут поделать с пресловутой «мясорубкой» премьер-лиги, лишена здравого смысла. Представление о том, что английский футбол слишком быстр и не позволяет расслабиться ни на секунду, что не может нравиться «гастарбайтерам», - это упрощенный подход. Если бы все было так просто, то сборная Англии полностью состояла бы из игроков «Уотфорда» - и в ус не дула. В премьер-лиге играют в, несомненно, самый атлетичный футбол в мире, и британская говядина не каждому приходится по вкусу, но успех таких миниатюрных футболистов, как Жунинью Паулисты и Джанфранко Дзолы, свидетельствует о том, что антропометрические данные являются далеко не определяющим фактором. Что касается Шевченко, то едва ли такой защитник-клещ, как Паоло Монтеро, церемонился с ним в матчах серии А.
3. «Ему мешают проблемы личного характера»
Многие из тех, кто больше всего опростоволосился в премьер-лиге, – Хуан Себастьян Верон, Диего Форлан, Сергей Ребров, Альберт Луке – это кроткие и неуверенные в себе футболисты. Таких легко поддающихся давлению и пасующих перед трудностями людей обычно называют «друзьями только в счастье». То же самое относится к Хосе Антонио Рейесу, который оказался выброшен из английского футбола не столько по вине братьев Невилл, сколько из-за своих собственных характера и манеры игры. Как только ему доставалось по ногам, он тут же переставал сверкать пятками. И полная ему противоположность - Криштиану Роналду - человек с совершенно иным менталитетом. Обладая необычайной отвагой и уверенностью в себе, он, образно говоря, будет стучаться в закрытую дверь столько, сколько нужно, и не важно, что скажут ему на пороге.
Кроме того, Рейес и Верон, равно как и Иан Раш во время своей итальянской командировки, проявили чрезмерную склонность к ностальгии. Игрок также может страдать из-за каких-то личных проблем, которые вроде и не имеют прямого отношения к его профессии, но еще как мешают заниматься ею. Но тот факт, что объем публикаций о Шевченко и его супруге Кристен Пазик в разделах светской хроники английских газет занимает столько же места, сколько и на спортивных страницах, говорит о том, что жизнь в Лондоне устраивает его вполне.
4. «Его неверно используют тактически»
Такой прецедент, и довольно яркий, в английском футболе уже был. В 2001 году Верона купили по прихоти одного экзальтированного тренера, у которого неожиданно появились лишние деньги (хотя приоритетным предметом охоты Фергюсона тем летом значился Патрик Виейра – тоже центральный полузащитник, но совершенно иного плана), и многие полагают, что провал аргентинца был обусловлен именно тренерским недомыслием. Действительно, ставка на Верона в средней линии изначально была неверна: в квартете полузащитников «МЮ» находилось место только для одного дирижера – несравненного Кина. Впоследствии, осознав свой просчет, Фергюсон долго выкручивался из этой ситуации, переводя Верона на правый край.
Приобретение Верона напоминало виртуальный трансфер в Championship Manager, где футболистов покупают за их имена, а не в результате глубокого анализа. То же самое можно сказать о Луке, Реброве и Клеберсоне, которых брали, что называется, «без царя в голове». И как образец вдумчивой селекционной политики – работа Венгера, который, прежде чем определить полезность и местонахождение того или иного игрока в тактической конфигурации команды, просмотрит его не один десяток раз.
В этой связи есть опасение, что Шевченко, как в свое время и Верон, находится не на своем месте; что его купили из-за его статуса – по велению экзальтированного владельца клуба «с лишними деньгами». На полях сражений в итальянском чемпионате Шеву филигранно снабжала снарядами фаланга великолепных мастеров полузащиты – Андреа Пирло, Кака, Кларенс Зеедорф, Руй Кошта. В «Челси» ему приходится скорее уповать на длинные передачи в исполнении Фрэнка Лэмпарда и Михаэля Баллака или скидки Дидье Дрогба. Более того, иногда его - прирожденного хищника - используют в качестве правого вингера в схеме 4-3-3, что выглядит так же гротескно, как и попытки Йохана Кройфа в «Барселоне» 18-летней давности вылепить «тотального футболиста» из Гари Линекера, которого задвигали на правый край.
5. «Он не в форме»
А ларчик просто открывался. Шевченко, как и Уэйн Руни, еще не полностью восстановился после травмы, полученной в преддверии чемпионата мира. Вдобавок на его уход в тень неотвратимо повлияли проблемы, связанные с вхождением в новую культуру, новый клуб и новый стиль игры. Это человек, забивший 127 голов в 207 матчах серии А – самой изощренной оборонительной цитадели мирового футбола. Если уж там он сумел стать тем, кем стал, то и английская премьер-лига рано или поздно ему покорится.
6. «Его лучшие годы уже позади»
Не говорите чепуху!
Перевод Андрея КАРНАУХОВА