Диалог о двух системах судейства или «субъективный фактор».
Кроме фигурного катания, в «классических» зимних олимпийских видах спорта есть еще один вид, в определении результатов которого присутствует значительная субъективная составляющая. Речь идет о прыжках с трамплина, в которых в итоговую сумму очков входит судейская оценка за технику исполнения прыжка. И разумеется, у меня давно уже в голове крутилась мысль попробовать сравнить две системы судейства…
1. Для начала рассчитаем составляющие итоговой суммы баллов за одну попытку/прокат. Итак…
Сумма баллов за прыжок с трамплина = дальность прыжка + компенсация на ветер + судейская оценка за технику исполнения (также при перемещении стартовой лавки в другие ворота еще есть гейт-компенсация). Обе копмпенсации могут иметь отрицательные значения, то есть вычитаться из общей суммы.
Из них – дальность и компенсации – объективные элементы, судейская оценка – субъективный элемент.
Возьмем итоговые результат субботних соревнований этапа Кубка Мира в Лиллехаммере (потому, что они прошли в две попытки, в то время, как вчера состоялась только одна).
Первая тройка выглядела так:
Грегор Шлиренцауэр (Австрия) – 302.7 (133.7+169.0)
Аннеш Фаннемель (Норвегия) – 299.8 (132.1+167.7)
Михаэль Хайбёк (Австрия) – 294.0 (128.9 + 165.1)
Шлиренцауэру судьи выставили 54 и 57 балла, Фаннемелю – 55.5 и 56.5, Хайбёку – 53.5 и 56.5.
Считаем процент судейской оценки от общей суммы
Шлиренцауэр – 37% (40%+34%)
Фаннемель – 37% (42%+34%)
Хайбёк – 37% (42%+34%)
Как видим – процент «субъективного фактора» в прыжках с трамплина достаточно высок – 35-40% (+/- 1%).
Сумма баллов за прокат в фигурном катании = базовая стоимость + GOE + компоненты программы.
Здесь объективной составляющей является база (сомнительные ребра и недокруты по влиянию на итоговую оценку примерно равны ветровым и гейт-компенсациям в прыжках с трамплина), GOE и компоненты программы (т.е. то, за что отвечает «панель» судей) – субьективный элемент.
Для определения процента «субъективного фактора» в ФК возьмем мужские соревнования Капы нынешнего сезона.
Хавьер Фернандес (Испания) – 265.01 (93.92+171.09)
Сергей Воронов (Россия) – 252.0 (90.33+161.67)
Михал Бжезина (Чехия) – 241.23 (80.89+160.34)
Соответственно базы: Хави – 42.75 и 78.91, Воронов – 42.36 и 71.75, Бжезина – 42.94 и 76.54
Считаем процент оценки «панели»:
Фернандес – 54 % (54%+54%)
Воронов – 55% (53%+56%)
Бжезина – 50% (47%+52%)
Итого – процент «субьективного фактора» в итоговом результате спортсменов не настолько высок, чтобы говоритьь, что ФК – такой уж прям «очень субъективный» вид спорта.
2. О критериях судейства прыжков с трамплина
Просто процитирую пункт 431.2 Международных правил соревнования по лыжным видам спорта:
431.2
Стандарты для положения тела и движений спортсмена
431.2.1
Полет
Прыгуны должны эскалировать траекторию полета, двигаясь следующим образом:
- сделать уверенное и резкое движение на столе отрыва;
- продолжить движение быстро и мягко для достижения
- оптимального положения полета;
- подготовиться к приземлению в нужный момент.
Критерии оценки:
- активное использование давления воздуха;
- комбинация положение тела и лыж, представляющая единое целое в полете;
- оптимальное и стабильное положение тела с симметрично расположенными справа и слева лыжами, руками и ногами;
- ноги должны быть абсолютно прямыми.
Снижение баллов:
- максимально возможное снижение за все виды ошибок: -5 баллов
431.2.2
Приземление
Прыгун должен:
- выйти из стабильного положения полета; поднять голову и верхнюю часть тела;
- сделать движение руками по бокам вверх/вперед;
- поставить лыжи в параллельное положение;
- перед касанием земли концами лыж раздвинуть ноги, согнуть колени;
- после касания земли, используя силу собственных мышц, чтобы снизить удар от приземления, показать мягкое приземление.
И в тоже время:
- увеличить расстояние между ногами и больше согнуть дальнюю ногу;
- (позиция Телемарк) на параллельных лыжах получить одинаковое
давление на обе ноги;
- добиться устойчивости, вытянуть обе руки вперед и вверх.
Критерии оценки:
- мягкий переход из положения полета в положение приземления через выпрямление верхней части туловища;
- раздвинутые (позиция Телемарк) и согнутые в коленях ноги во время приземления;
- активные действия по использованию удара на приземлении, чтобы снизить скорость;
- правильно согнутые колени для мягкого приземления (не слишком глубоко или длинно);
- правильное положение ног (позиция Телемарк) после удара на приземлении, т. е.: ширина раздвинутых ног должна примерно равняться длине стопы, по крайней мере, должно оцениваться раздвижение ног в момент касания земли и в этом случае, раздвижение должно быть больше, благодаря удару при приземлении;
- параллельные лыжи на расстоянии, равном ширине 2 лыж, и одинаковое давление на обе лыжи и на всю поверхность лыж.
Снижение баллов:
- максимальное снижение балов за приземление — 5,0 баллов;
- приземление на параллельных ногах (не в положении Телемарк) в конце фазы приземления (как одна ошибка) — минимально 2,0 балла.
431.2.3
Выкат
Прыгун должен:
- после приземления с правильным положением ног и на согнутых ногах остаться в позиции Телемарк, поднять верхнюю часть туловища и пересечь радиус и линию падения в более высоком, но стабильном и расслабленном положении на параллельных ногах или в положении «торможение плугом».
Критерии оценки:
- после приземления спортсмен должен оставаться некоторые время в позиции Телемарк
(примерно 10-15 метров);
- параллельные лыжи на расстоянии не более ширины 2 лыж (см. ст. 431.2.2.) (разрешается торможение «плугом»), выпрямившись, с одинаковым распределением веса на обе лыжи;
- спокойное пересечение линии падения с расслабленными руками и ногами.
Снижение баллов:
- максимально возможное снижение за все виды ошибок - 7 баллов;
- отсутствие устойчивости и/или неправильное положение тела при пересечении радиуса до линии падения — от 0,5 до 3,0 баллов;
- пересечение радиуса, касаясь руками и/или задней частью тела лыж/снега/покрытия.
Это также относится к пересечению линии падения в таком положении — от 4,0 до 5,0 баллов;
- падение до пересечения линии падения – 7,0 баллов.
Как видим – расплывчатых формулировок более, чем хватает. Особенно в фазах Полет и Приземление.
Кстати, как и в ФК, наибольшая и наименьшая судейские оценки выкидываются.
4. О критериях судейства фигурного катания
Критерии судейства фигурного катания занимают куда большие «простыни» параграфов и пунктов правил, а также многочисленные Коммюнике ИСУ. Поэтому мне лишь остается понадеяться, что все читатели их помнят хотя бы приблизительно. Но расплывчатых формулировок и там не меньше.
5. Один показательный пример
Все те же соревнования в Лиллехаммере в субботу.
Состав судейской бригады (в прыжках страмплина судьи в протоколах «маркируются латинскими буквами):
A: Уле Вальсет (Норвегия)
В: Фабрис Пьяццини (Швейцария)
С: Эдуард Субоч (Россия)
D: Боб Кнолль (Германия)
E: Казимеж Бафиа (Польша)
Оценки в порядке размещения судей в «панели»:
Судья Первый прыжок Второй прыжок
Шлири (127.5 м) Фаннемель (132.5 м) Шлири (138.5 м) Фаннемель (139.5 м)
А 18.5 19.0 19.0 19.0
В 18.0 18.5 18.5 17.0
С 18.0 18.5 19.5 19.0
D 18.0 18.5 18.5 18.5
Е 18.0 18.0 19.5 19.0
Максимальная оценка, котоую может поставить судья - 20 баллов
Для пересчета дальности в баллы применялась формула: 60 баллов за 123 метра (К-поинт) + 1.8 балла за каждый метр дальше.
Компенсации:
Шлиренцауэр: -17.7 и +5.9 за лавку, -2.44 и -1.52 за ветер
Фаннемель: -11.8 и 0 за лавку, -0.94 и -1.79 за ветер
Как видим – борьба была равной, но для норвежца Аннеша Фаннемеля это был домашний этап. Тем не менее – никакого «вытягивания» судьями норвежца на первое место не было, притом, что дальность и компенсации становятся известны до выставления судейских оценок.
Случаев же «вытягивания» фигуристов известно много – думаю, каждый сможет привести как минимум несколько примеров.
6. А вот теперь - диалог
Собственно, все это введение в судейство прыжков с трамплина я сделал для того, чтобы мы все могли обсудить такие вопросы:
- Почему в прыжках с трамплина при столь размытых критериях оценивания, тем не менее, «вытягивания» и «грибные оценки» - очень большая редкость?
(Принцип формирования «панели» такой же, как и ФК – жребием определяются 5 национальных федераций, выставляющих своих судей + 1 судья от федерации-организатора. Из этих 6 судей перед стартом жеребьевкой определяется та пятерка, которая займет места в «панели», оставшийся судья отправляется наверх трамплина в качестве стартёра).
- Возможно ли взять что-то из прыжков с трамплина для борьбы с «грибами» в ФК?
Всех приглашаю к обсуждению. Пожалуйтса, без хамства, ругани и троллинга.
Даже прыжки в воду и то ближе к ФК. Не зря Вайцеховская, ОЧ по этим прыжкам, не брезгует фигурным катанием.
А по поводу приведенных Вами, в качестве примера, прыжков с трамплина - красивейшего вида спорта. Я видела только раз живьем один из этапов кубка мира в Австрии несколько лет назад - незабываемое зрелище, несколько раз по телевизору на крупных соревнованиях. Я никогда особенно не вникала в систему выставления оценок, только, как зритель, обратила внимание на то, что кто-то совершает полет как птица - вдохновенно и артистично, а кто-то - выполняет работу. Возможно, и судьи это видят?
Остается только пожелать, чтобы судьями были люди профессиональные, заинтересованные в развитии своего вида спорта.
==============
Мне не интересен вид спорта, где россияне на третьих ролях. Когда была надежда,
что у нас вырастет приличная команда - смотрел.
Или откуда предположение о том, что и там оценивают имя-рейтинг-флаг-и прочие "по понятиям"?
==============
Статистику не вёл, но видел, как Васильеву даже за удачные прыжки оценки прижимали (и никогда не завышали), а всяким условным Моргенштернам - наоборот, при неудачных прыжках многое прощалось.
Прыжки с трамплина - очень красивый вид спорта. Но я его не люблю. И оценивать не берусь не качество техники, ни качество судейства. я считаю что в вопросе координации это принципиально мало сравнимые виды спорта. А судейство координационных дисциплин всегда более субъективно. Другое дело как с этой субъективностью борется федерация - это уже политика. Тут в ФК точно беспредел, который только пытаются вывести из-под ковра. Точнее начинают пытаться. Но мне интересна ваша позиция. вы имеете право на ошибки - вы это делаете честно, не спекулируете ими.
Во всяком случае я категорически против против анонимного судейства. Возле каждой оценки должен стоять флаг страны судьи и его имя. А также номер телефона и парковочного места. Шутка.
ИМХО: зачем? При оценке событий продолжительностью 5 секунд и 5 минут - всегда окажутся несравнимые критерии.
К слову, наши и американцы не так давно предлагали отменить анонимность судейства. Их не поняли и не поддержали. И понятно, почему: куда ж тогда бежать судьям из Гондураса или Австралии?
Возможно - свою роль играет то, что судейство прыжков с трамплина открыто - никакой анонимности и все оценки в протоколе связаны с судьями их ставившими. Да и судей всего пятеро, как я писал. К тому же судьи на вышке сидят каждый в отдельной кабинке и, соответственно, между собой общаться (а тем более - "списывать" друг у друга оценки) не могут - есть только связь со стартёром и рейс-директором.
И да - чуть не забыл - рейс-директор на всех этапах Кубка Мира и ЧМ - один и тот же, как и ассистент рейс-директора и технический контролер - это должностные лица ФИС (понятно, что на соревнованиях мужчин и девушек разные рейс-директора). На каждый этап отдельно назначаются только директор соревнований (из оргкомитета) и технический делегат с ассистентом.
И еще два интересных момента - в прыжках с трамплина судьи должны ежегодно подтверждать свою квалификацию на семинарах ФИС и максимальный возраст судьи по прыжкам, работающего на соревнованиях высшего ранга (КМ, ЧМ, ЗОИ) - 60 лет, на "младших" соревнованиях (Континентальные кубки, Кубок ФИС, прочие международные старты) - 65 лет. По достижении этого возраста судья автоматически исключается из официального списка судей по прыжкам с трамплина ФИС.
Сам факт того эксперимента на Универсиаде свидетельствуют, что какие-то мысли об изменении судейства в прыжках на лыжах с трамплина в воздухе всё же витают.
И, повторяю, для меня главное отличие от ФК заключается в том, что на трамплине судьи всё равно оценивают только технику исполнения, а не художественность. А основные проблемы с определением чётких критериев оценки возникают именно в отношении последней.