4 мин.

Антиподы. Международная школа спортивной журналистики

Как бы странно это ни прозвучало, однако на моё решение принять участие в «Международной школе спортивной журналистики» оказали влияние два антипода, две противоположности. Книга и телевидение.

Наверное, связь блога и книги слишком очевидна, чтобы подробно о ней рассказывать. Тем не менее чтение книг во многом определило мою нынешнюю жизнь, поэтому пару слов о них я должна черкнуть. В детстве я очень-очень много читала.  Это было моим главным увлечением. Я читала, читала, читала, читала…и дочиталась до того, что поступила на филологический. Куда, в принципе, и хотела сильнее всего. Однако после трёх лет обучения я уже и не знаю, радоваться этому или огорчаться. С одной стороны, филологический факультет даёт прекрасную возможность познакомиться с чужими культурами и выучить на высоком уровне сразу несколько иностранных языков. С другой стороны, Шерлок Холмс не проучился бы там и месяца и отчислился бы по собственному желанию. Да, конечно, мои коллеги-студенты с медицинского утверждают, что современный человек использует способности своего мозга менее чем на 10%. Но до тех пор пока не будет открыто, как этот процент увеличить, я предпочла бы не захламлять свою голову знаниями, которые, может, и котируются в мире академиков-небожителей, но никоим образом не применимы в обыденной человеческой жизни. Не буду же я на собеседовании при приёме на работу рассказывать о том, что фонема <х> появилась в праславянском языке далеко не сразу, а фонемой <ф> с нами вообще поделились греки.

Между телевидением и блогом связь чуть сложнее, но самые проницательные, должно быть, и её уловили. Я никогда не состояла ни в каких секциях или кружках. Да и вообще спортом в моей семье никто не занимался, разве что лишь задолго до моего рождения. Откуда ещё во мне мог зародиться интерес к соревнованиям? Переворот в моём сознании произошёл в сезоне 2006/2007, когда мама под лозунгом «Всё равно по телевизору смотреть больше нечего» начала следить за Кубком мира по биатлону. С той поры нам стало что смотреть по телевизору. Как-то раз, ещё в школе, наша учительница по французскому попросила каждого из нас рассказать, какие вида спорта мы любим. Я и ещё несколько человек ответили, что биатлон. Видимо, в тот день мы были не первым классом, с которым ей довелось проходить тему «Спорт». Она обернулась к окну и, ни к кому конкретно не обращаясь, устало спросила: «Ну за что его все так любят?».  Если бы она захотела, то я с радостью высказала своё мнение. «Всё очень просто, – сказала бы я. – Любая спортивная трансляция намного интереснее банального сериала или боевика, потому что тут перед зрителем разворачивается настоящая, никем не выдуманная жизнь. А биатлон интересен, потому что он динамичен и непредсказуем, ситуация в нём может измениться за считанные доли секунды». Для меня символом биатлона навсегда останется схватка Бьорндалена и Пуаре в финишном створе, когда Бьорндален выгрыз какие-то миллиметры у собирающегося завершить карьеру Пуаре.

Постепенно мне стало не хватать информации, которую предоставлял комментатор, да и гонки не всегда удавалось посмотреть. Так я полезла в Интернет, а там через какое-то время нашла и Sports.ru.

Прошло ещё несколько лет. Я всё так же увлекалась биатлоном – да и сейчас стараюсь не пропускать ни одной трансляции. И в то же время я почувствовала, что мне чего-то не хватает. Биатлон – это прямолинейный спорт. Преодолел трассу быстрее всех – выиграл, не преодолел – ну уж извините. Бывали, конечно, и тут спорные судейские решения (например, нарушение разметки Бьорндаленом или почему-то не сработавшие в самый ответственный момент мишенные установки в Рупольдинге), но в целом и общем система понятна любому. Однако именно эта общедоступность, эта общепонятность, эта массовость мне слегка и приелась. Захотелось чего-то необычного, нового. Такого вида спорта, в котором спортсмен выражал бы свою индивидуальность.

И этим видом спорта оказалось фигурное катание. Может быть, кто-то, исходя из моих слов, подумает, что я расселась поудобнее на кресле, включила компьютер, залезла в Википедию, внимательно изучила перечень видов спорта, составила список «за» и «против» и после мучительных многочасовых раздумий приняла это решение. Нет. Это больше походило на вспышку молнии. Просто иду я по квартире из комнаты в комнату, и вдруг в голове проносится: «А не попробовать ли мне посмотреть фигурное катание?» И я попробовала. Первым впечатлением было, что я попала в сказку к Морозко: передо мной открылся фантастический мир, преисполненный изящества и красоты, но чужой и непонятный. Вначале я оценивала прокаты по принципу «упал – не упал». Однако программа складывается не только из прыжков, да и прыжки оцениваются судьями по чуть более сложной системе, нежели та, которую использовала я.  В общем, передо мной открылся непочатый свод правил, которые нужно освоить. Какие-то вещи я познавала интуитивно во время прокатов, какие-то – из пособий, написанных такими же фанатами, как и я, но только намного более опытными. Не могу сказать, что готова теперь подавать заявку на присвоение мне судейской квалификации, но фраза «она завалила дупель» перестала вгонять меня в лёгкий ступор.

Наверное, было бы странно, если бы рано или поздно мне в голову не пришла мысль совместить приятное с полезным, то, что заложено во мне книгой, с тем, что заложено во мне телевидением, – попробовать свои силы в написании текстов о спорте. Кто-то скажет, что раз она филолог, то пускай и оттачивает навыки письменной речи по месту своего образования. Но мне уже надоело круглогодично писать курсовую, я хочу писать на тему, которая ближе к реальной жизни и которая действительно меня интересует. Кроме того, курсовая – это всегда один и тот же формат. А мне хотелось бы попробовать свои силы в разных жанрах.