Возлюби просторы мгновенья ©
Как-то так получилось, что с работами художника Максимилиана Волошина я познакомилась раньше, чем с его поэзией. У него удивительные акварели. И как-то в очередной раз, просматривая его картины, я наткнулась на этот сайт.
Как вы видите, свои акварели он дополнял стихотворными надписями. Только к одному из коллажей я сама подобрала стихотворение поэта - «Альбомы стали нынче редки». Я решила рискнуть, сделав коллаж на фото трёх фигуристок, трёх подруг, на акварель, которую М.Волошин не сопроводил своими поэтическими строками.
Акварели поэта, его стихи и фигуристы - не много ли всего? Возможно... Но мне хотелось бы в первую очередь познакомить с его творчеством тех, кто ещё не знаком или полностью не открыл этого разностороннего человека, с его талантом, как художника, так и поэта. Получилось или нет - судить вам, читателям блога.
В добрый путь - путь прекрасного!
Максимилиан Александрович Волошин (фамилия при рождении — Кириенко-Волошин). Родился 16 (28) мая 1877 года в Киеве — умер 11 августа 1932 года в Коктебеле (Крым). Его предками по отцовской линии были запорожские казаки, а по материнской – обрусевшие немцы.
Русский поэт-символист, переводчик, художник-пейзажист, художественный и литературный критик. Отец - Кириенко-Волошин, юрист, коллежский советник (умер в 1881 году). Мать - Елена Оттобальдовна (урождённая Глазер) (1850-1923). Вскоре после его рождения родители расстались, Максимилиан воспитывался матерью, с которой был очень близок до конца её жизни.
Путешествовал по Памиру, Египту, Северной Африке; пешком по Европе – Германии, Швейцарии, Испании, вокруг Средиземного моря. В 1901-1916 г.г. жил в Париже, писал статьи. Занимался живописью в парижской мастерской Дж. Уистлера.
Первый сборник «Стихотворения. 1900—1910» вышел в Москве в 1910 году, когда Волошин стал заметной фигурой в литературном процессе: влиятельным критиком и сложившимся поэтом с репутацией «строгого парнасца».
Дрожало море вечной дрожью
Из тьмы пришедший синий вал
Победной пеной потрясал,
Ложась к гранитному подножью,
Звенели звёзды, пели сны…
Мой дух прозрел под шум волны!
1904
Кейтлин Уивер
Костёр мой догорал на берегу пустыни
Костер мой догорал на берегу пустыни.
Шуршали шелесты струистого стекла.
И горькая душа тоскующей полыни
В истомной мгле качалась и текла.
1906
Евгения Тарасова
«Я иду дорогой скорбной...» Из цикла «Киммерийские сумерки». (Киммерия — древнегреческое название восточного Крыма), состоящий из 15 стихотворений, — лучшее, что написано о природе восточного Крыма в русской поэзии «серебряного века».
Этот киммерийский этюд входит в ряд многочисленных стихотворений Волошина, воплотивших его мысль: «Человек — странник: по земле, по звездам, по вселенной...». Лексическими приметами темы странничества, скитальчества стали повторяющиеся в стихах поэта слова: путь, дорога, путник, прохожий, идти, пройти, бродить, брести, блуждать.
Сумеречная тональность заглавия передается всему циклу: стихотворения, образующие его, глубоко лиричны, овеяны грустью; ключевые эпитеты здесь: грустный, скорбный, усталый, тоскующий и под. В этом косвенно отразилась душевная драма Волошина, переживавшего в 1907 г. разрыв с женой (М. Сабашниковой).
Я иду дорогой скорбной в мой безрадостный Коктебель...
По нагорьям терн узорный и кустарники в серебре.
По долинам тонким дымом розовеет внизу миндаль,
И лежит земля страстная в черных ризах и орарях.
1907
Старинным золотом и желчью напитал...»
Мне попалась очень интересная статья - «ЦВЕТООБЗНАЧЕНИЕ КОСМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА В ТВОРЧЕСТВЕ»
Вот только маленькая выдержка:
«Поэзия Максимилиана Волошина стало ярким событием эпохи «серебряного века». О нём заговорили как о «живописце слова». М. Волошин — поэт и художник Киммерии. Киммерийские пейзажи, приобретшие пластичность и «виртуозность», складываются из простейших элементов: море, скалы, песок, сухие выжженные травы. Запахи морской соли, и полынной сухости берегового зноя материализуют Киммерию.
«В поэтических текстах Волошина определение «золотой» постоянно сочетается с космическими образами (солнце, небо, заря, тучи) и дневным светом.»
Старинным золотом и желчью напитал
Вечерний свет холмы. Зардели, красны, буры,
Клоки косматых трав, как пряди рыжей шкуры.
В огне кустарники, и воды как металл. 1907 год
В результате космос и космическое пространство приобретают тождественную цветовую характеристику. Жёлтый цвет у Волошина может быть ярким («яркий», «блестящий», «сверкающий») и «тусклым» («бледно-желтый», «нежно-палевый»).
Священных стран
Вечерние экстазы.
Сверканье лат
Поверженного Дня!
1907
Елизавета Туктамышева
Край одиночества,
Земля молчания...
Сбылись пророчества,
Свершились чаянья.
Под синей схимою
Простерла даль
Неотвратимую
Печаль.
1908, Париж
Аделина Сотникова
«К этим гулким морским берегам...»
К этим гулким морским берегам,
Осиянным холодною синью,
Я пришла по сожженным лугам,
И ступни мои пахнут полынью.
1909
В 1914 году вышла книга избранных статей о культуре — «Лики творчества», а в 1915 — книга страстных стихотворений об ужасе войны — «Anno mundi ardentis 1915» («В год пылающего мира 1915»). В это время он всё больше внимания уделял занятиям живописью, писал акварельные пейзажи Крыма, выставлял свои работы на выставках «Мира искусства».
Из цикла «Облики» «Альбомы нынче стали редки»
В зрачках веселым огоньком
Вы схожи и с лесным зверьком,
И с улыбающимся фавном.
Я ваш ли видел беглый взгляд
И стан, и смуглые колена
Меж хороводами дриад
Во мгле скалистых стран Пуссена?
И мой суровый Коктебель
Созвучен с вашею улыбкой,
Как свод руин с лозою гибкой,
Как с пламенем зари – свирель.
1912 год
Евгения Тарасова, Елизавета Туктамышева, Бетина Попова
«Я к нагорьям держу свой путь...»
Я к нагорьям держу свой путь
По полынным лугам, по скату,
Чтоб с холма лицо обернуть
К пламенеющему закату.
1913
Елизавета Туктамышева
Были изданы сборники «Иверни» (М., 1918), «Демоны глухонемые» (Харьков, 1919), «Усобица» (Львов, 1923), «Стихи о терроре» (Берлин, 1923); сборник статей о культуре «Лики творчества» (М., 1914). Переводил стихи В. Гюго, П. Верлена, Ш. Бодлера, О. Барбье, Г. Гейне, Э. Верхарна, рассказы Г. Флобера, О. Мирбо.
«Ветер с неба хлопья облок вытер...»
Искры света в диске наклоненном -
Спутники стремительно бегут,
А заливы в зеркале зеленом
Пламена созвездий берегут.
1917
Елизавета Туктамышева
В 1916 г. он переехал в Коктебель (Крым). В построенном им самим «Доме поэта» занимался поэзией и теософией. Увлекался античностью, древним Востоком. Участвовал в выставках «Мира искусства», свои акварели он дополнял стихотворными надписями. Ему принадлежит первая монография о В. Сурикове, опубликованная только в 1985 г., статья о И.Е. Репине, из-за которой он претерпел множество неприятностей, очерк об иконописи, незавершенная книга «Дух Готики».
Из недр изверженным порывом,
Трагическим и горделивым,
Взметнулись вихри древних сил —
Так в буре складок, в свисте крыл,
В водоворотах снов и бреда,
Прорвавшись сквозь упор веков,
Клубится мрамор всех ветров —
Самофракийская Победа!
1918
Елизавета Туктамышева
В дом Волошина в Коктебеле съезжались многие поэты, философы, художники. После революции 1917 г. он укрывал здесь всех гонимых, и белых и красных. В 1924 г. Волошин получил разрешение устроить в своем доме бесплатный Дом творчества для писателей.
Александр Бенуа так отозвался о художнике: «Не так уж много в истории живописи, посвященной только «настоящим» художникам, найдется произведений, способных вызывать мысли грезы, подобные тем которые возбуждают импровизации этого «дилетанта»».
Умер Волошин в Коктебеле. Похоронен по его просьбе на самой высокой горе Коктебельской бухты – Кучук-Янышар. По обычаю, каждый, кто поднимается к нему на могилу, несет с собой маленький цветной камешек с моря.
А.Ахматова: «Я научилась просто,мудро жить»
С.Есенин: »Знакомый ваш - Сергей Есенин»
М.Цветаева: »Вся жизнь моя страстная дрожь»
А.Блок: »Я укрыт до времени в приделе»
В.Высоцкий: »Мне есть что спеть, представ перед Всевышним»
Ох уж эти айпады... Иногда такое ляпнут ;)
Мой субъективный рейтинг коллажей этого выпуска
1. Камила Валиева - за идею и стильность
2. Евгения Тарасова (второй) - за техничность и внимание к деталям
3. Кейтлин Уивер - за атмосферность
"болельщики одного спортсмена непременно видят только негатив со стороны конкурентов" (С)
Уточню , это фанаты видят только негатив . Болельщики -как раз достаточно адекватно воспринимают во всем диалектическом многообразии.
На эту тему приведу две цитаты которые мне очень нравятся
Один известный футбольный тренер на вопрос чем отличаются болельщики от фанатов ответил "Болельщики болеют за своих , фанаты - против чужих"
А на тему поливанию и принижения конкурентов (а частенько и унижения - то есть откровенного хейта) есть еще одна чеканная фраза одного древнеримского полководца
"В победе над слабым нет чести , в поражении от сильного нет позора"
Принижая соперников такие с позволения сказать "болельщики" , принижают одновременно и своего кумира . Только вот мозгов это понять - не хватает ((
Туктамышевой, будьте пожалуйста внимательны. На Лизу у меня всегда много коллажей. Ее красота вдохновляет.