Кинорулетка. Король Лир
“Король Лир” Уильяма Шекспира – достаточно редкий гость на больших экранах, даже несмотря на то, что само произведение является у англичанина одним из самых популярных, а также высоко оцененных. Если зайти на тот же Кинопоиск, то помимо фильма Козинского можно увидеть лишь Курасововский “Ран”, да фильм с Лоуренсом Оливье (про Годара говорить не будем, потому что там, конечно, эпическое говно). Для совсем уж искушенных месье, что знают толк в извращениях, есть еще итальянская короткометражка 1910 года. И всё.
Интересно, конечно, почему так. Ведь здесь, в “Лире”, глубокое переплетение правдоподобности. Каждый персонаж реалистичен. Каждый поступок, будь он честным или бесчестным, вполне открыто таким называется. Безумие рассказывается так правдоподобно, что несомненно веришь и немного отшатываешься от персонажа. Подлец, что совершает интриги для того, чтобы улучшить позицию себя любимого, несомненно вызовет отрицательную реакцию: от неприязни до омерзения. Емкие метафоры, аллегории – перед нами Шекспир во всем его бессовестно талантливом великолепии. И тем не менее, ныне произведение в тени других его шедевров.
Когда режиссер берется за экранизацию такой классики, то перед ним сразу встает сложный выбор. Перенести все произведение, так или иначе, не получится. Что-то нужно задвинуть на второй план, что-то вырезать, каких-то персонажей и конфликты их упростить. И выходит, разумеется, не всегда хорошо. Для того, чтобы экранизация получилась, режиссер должен понимать, как и за счет чего оригинальное произведение работает. И у Козинского, определенно, это понимание присутствует.
Это можно особенно хорошо заметить в последней сцене. Знаете, что написал Шекспир в конце пятого акта, когда Лир умирает? Да, все правильно: “Он умер”. Ни больше, ни меньше. Кульминация одного из самых великолепно написанных произведений в истории умещена в два слова. Ни метафор, ни фанфар. Лишь бесконечная печаль и бессмертная тоска. Эта простота того, как все закончилось после той жизни, что следовала до, не может так легко и передаться на экране. Так и у Козинского. Лир после своей речи умирает, а все вокруг как было раньше, так и осталось. Лишь ты и персонажи, что вместе с тобой переживали эти два часа, способны на какие-то мысли вслух или про себя после.
У Козинцева также очень большую роль играет психологизм. Например, он уделил большое внимание тому, где и как снимался данный фильм. Уже с первых кадров, где позабытые изгои бредут по выжженной земле. Эта местность давно мертва, и она формирует сразу у вас ощущение тотальной обреченности и неизбежной катастрофы. Также режиссером были весьма интересно поданы важные монологи. Их не произносят напрямую, они идут изнутри, вам доступны лишь движения мышц, чтобы уловить на лице непосредственно то, что сейчас произносится за кадром. При этом важную роль в формировании такого воздействия на зрителя оказывает музыка Шостаковича, что идет за кадром. Так в одной из сцен рождается контрапункт, когда на экране Лир осуждает свою дочь, в то время как играет достаточно бодрая и веселая музыка, подчеркивая тяжелое психологическое состояние короля.
И мы ведь с вами понимаем, что вряд ли бы фильм был столь высоко оценен, если бы не актеры? Не попадание в роль способно у зрителя с первой же минуты вбить четкую мысль о том, что здесь, кажется, все совсем не так и все неправильно. Но, к счастью, здесь актеры в полном порядке. Особенно, это касается Олега Даля, чей шут просто прекрасен. А Лир в исполнении Ярвета вполне смело затмевает Лоуренса Оливье, чье исполнение шекспировских персонажей уже давно вошло в обиход, как наиболее приближенное к идеалу.
В данной экранизации Козинцев вполне наглядно раскрывает свой тезис о том, что условность не способна на убеждение зрителя. Он показывает, насколько важна точность и выверенность, правильное понимание оригинального произведения и того, как оно работает. А когда все составные паззла так аккуратно и великолепно сложены, тогда и получается практически идеальная экранизация великого произведения.
Оценка: будет в воскресном псто. Глядя на календарь, есть ощущение, что это лучший фильм в нашей группе.
Вспоминая все тяжелые пьесы УШ, вдруг понимаю, что мне хочется сравнить Уильяма нашего с Триером - сгущение адовости иногда достигает апогея, и особенно в Лире и Тите-андронике. Только фильм Козинцева дает все-таки чисто киношную разницу между Шекспиром и Триером - тьма подчеркивает свет у советского мэтра, чего нет у Триера, где тьма давно плотоядно все поглотила и стала густой и пульсирующей.
В Лире все еще более тяжко, чем в других драмах, потому что за исключением Корделии, и еще Кента, людей за которых можно "поболеть" нет. То ли внимание выключилось, то ли ее правда так мало - но жаль, что мало Корделии, ее появление в начале, потом ближе к финалу является тем лучом света в этом темном царстве
В остальном, как всегда в советском кино обращает внимание акцент на лица, они запоминаются, Ярвет конечно, прекрасный Адомайтис, актриса в роли Корделии, Даль. Без них смотреть это было бы невозможно. Это к вопросу о первичности кино элементов
Очень любопытно было увидеть Галину Волчек - раньше как актрису видела ее только в Осеннем марафоне. Что было важно для меня - я вдруг поняла, в какое кадровое пространство все эти десять лет подготовки "Трудно быть богом" пытался вернуться (или воссоздать его под свой замысел, может быть неосознанно) Герман - в средневековье Козинцева
ну и серьёзно - Лир мне и так и так не полюбился. Может поэтому и накинулся так на Бориску.
`~~~~~~
"Буря" да, "Буря" уан лав. Я тут недавно прочитал (три раза) "Аду, или радости страсти" Набокова. Вероятно, по-настоящему большие таланты, особую дозу гениальности вливают именно в предсмертные произведения. Словно всю жизнь копили, собирали капля за каплей эмоции, чувства, воспоминания, возмущения - и вот в последний момент, отходя от дел, просто разом всё это из себя выпускают в последнем таком артистическом рывке и получается шедевр. Вот "Буря" меня в своё время просто смяла, завертела, заворожила и покорила какой-то своей невероятной мудростью, долговечностью и светом. А от первого прочтения "Ады" просто руки дрожали от той невероятной нежности и горечи, которая в неё вложены.
Ну это так, оффтоп. "Лир", конечно, не "Буря" (мне крайне нравится, как Теймур её сняла - хотя там и очень, очень игривая постановка). И без знания сюжета местами повествование всё-таки "расклеивается". Особенно сильно как раз на стыке двух частей. Даже я начав смотреть вторую часть был вынужден вернуться к концу первой, чтобы убедиться, что я там ничего не пропустил и действительно досмотрел её до конца. Хотя соглашусь - работать с такими текстами сценаристам сложно.
Ну вот по поводу того, что можно не понять без оригинала я не соглашусь и с Ральфом и тобой. Мне не кажется, что тут в рамках фильма можно как-то сильно заблудиться. Какие-то детальные детали упустить - возможно, но чтобы совсем не ориентировать в самой истории, кто там прав, а кто там лев, какой персонаж интриган, и кто это вообще сейчас под конец с кем сражается и почему.. Кмк все достаточно неплохо показывается Козинцевым. Особенно благодаря первой части фильма, он ее максимально приблизил к оригиналу, за счет чего со второй частью легче в плане восприимчивости. По крайней мере, проблем у меня не возникало. Но, думаю, раз уже третий человек пишет про это, то значит определенно какая-то доля правды в этом есть.
А в остальном замечательный отзыв. Я его прям ждал и не разочаровался :3
П.с: Не мог вот без мюзиклов, да???
(сноба вяжет стража и уносит за сцену)
Хорошая, добротная экранизация, сильно приближенная к тексту, особенно в первой половине. Декорации, массовка, музыка - заслуживают похвалы за качество и аутентичность. С актерскими работами не так гладко: на отличного Лира, приходится толпа манекенов вроде герцога Корнуэльского, а коварный Эдмонд, сыгранный Адомайтисом (так и подмывает назвать Озимандисом) мог бы и более живо проявлять свое коварство. Есть кое-какие нарекания к режиссерским решениям (вероятно натянутые). Мне кажется, что не всегда соблюден баланс между театральностью и привычным для кино нарративом. Например, сцена ссоры Реганы и Лира "подается" крупными планами персонажей, отчего выглядит картинно. В ту же корзинку любовный жест Реганы в сторону Эдмонда. И вообще излишне суховато действие...
(стража возвращается и косо смотрит в сторону оратора)
Словом как экранизация отлично, как кино похуже. Пока - 3.7