Кид Чоколэйт. Родившийся чемпионом
Феликс Савон, Теофило Стивенсон, Кид Гавилан... Имена этих великих кубинцев, завоёвывавших славу и уважение для себя и своей страны в квадрате ринга, известны каждому любителю бокса. Однако почётное место в спортивной истории острова Свободы занимают не только они: Куба произвела на свет множество прекрасных мастеров кожаной перчатки, которым, однако, не посчастливилось обрести такую же известность, как перечисленные боксёры. Одним из таких мастеров является неподражаемый Кид Чоколэйт, прошедший нелёгкий и полный событий путь не только в боксе, но и в жизни.
БОРЬБА ЗА ВЫЖИВАНИЕ
Грязные полуразрушенные кварталы, соединённые цепью малопригодных даже для пеших прогулок дорог... Голодные жители, облачённые в весьма причудливые лохмотья загадочного происхождения... В подобных условиях, когда каждый день превращается в борьбу за выживание, довольно сложно строить какие-либо планы на успешное будущее, заботясь лишь о сохранении «прописки» в мало радостном настоящем.
Не питал иллюзий и Элиджио Сардиньяс – простой кубинский паренёк, появившийся на свет не в самые лучшие для своей родины времена, а именно 10 января 1910 года в небольшом городке под названием Черро. Едва научившись твёрдо стоять на ногах, он с головой окунулся в безрадостную игру с голодной смертью, настойчиво преследовавшей тогда практически каждого жителя острова Свободы. Развозчик газет и чистильщик обуви – «профессии», которые выбрал для себя маленький Элиджио, конечно, не являлись сколько-нибудь прибыльными занятиями, однако именно благодаря им он хоть как-то мог избегать расстройства отношений с собственным желудком. Временами, когда потребность населения в чистой обуви и чтении свежей прессы отпадала, мальчугану не оставалось ничего иного, кроме как принимать в пищу продаваемую им продукцию, то есть... газеты. К счастью, спустя непродолжительный отрезок времени дела его вновь хоть как-то налаживались, и в меню Элиджио возвращались более съестные и питательные ингредиенты.
Так бы он, вероятнее всего, и провёл большую часть своей жизни – за рулём двухколёсного друга и с вымазанными в гуталине руками. Но в один прекрасный день взор паренька остановился на чарующем действе в огороженном канатами квадрате – это Генри Уилс и Гэнбот Смит решили выявить сильнейшего на стадионе со славянским названием «Марина», что в пределах кубинской столицы. А тут и великий Джек Джонсон, вставший на путь противостояния с ненавистной здесь Америкой, посетил остров Свободы...
Мысль о начале занятий боксом не хотела отпускать Элиджио. Вернее, сам Элиджио не желал расставаться с ней, и его старшему брату, уже несколько лет постигавшему азы кулачного боя, пришлось сдаться под слёзными просьбами несмышлёного родственника: мол, сам бросит заниматься «этой ерундой», когда надоест ежедневно видеть в зеркале своё «распухшее» от пропущенных ударов отражение. Как бы то ни было, а на следующую тренировку братья отправились уже вместе.
Но уже первое знакомство Элиджио Сардиньяса с боксёрской грушей и скакалкой показало напрасное беспокойство его старшего брата: пластичности и подвижности новичка могли позавидовать куда более искушённые бойцы. Полностью отдаваясь полюбившемуся занятию, он уже через несколько месяцев впервые вышел на ринг в официальном матче, проходившем в рамках чемпионата квартала Мангуито. На этот момент ему было всего 10 лет, а вес составлял 38 кг. И всё бы ничего, если бы его соперник не был старше на целых 4 года, и не имел значительное превосходство в весе и габаритах. Всё говорило о том, что шансов на успех у Элиджио не может быть в принципе, но мы то знаем, чем в первую очередь интересен бокс... Как оказалось, помимо прочих достоинств, в его арсенале есть и разовый нокаутирующий удар, которым он и отправил соперника-фаворита в бессознательное состояние уже в первом раунде. За свой сенсационный по местным меркам успех мальчик получил довольно своеобразное вознаграждение – сто газет, которые он должен был продать, а выручку взять себе.
Начало успешной любительской карьеры было положено. На протяжении восьми с лишним лет Элиджио крушил одного оппонента за другим. Не переставая радовать зрителей всё новыми и новыми гранями своего неиссякаемого таланта, он стал обладателем поистине феноменального рекорда из 100 побед в таком же количестве боёв, 86 (!) из которых были одержаны досрочно. Так и не найдя достойных для себя соперников на аматорском ринге, он, ещё не достигнув совершеннолетия, принимает решение перейти в профессионалы, подписав договор с менеджером-соотечественником Луисом Гутьересом.
НА ПУТИ К МИРОВОМУ ПРИЗНАНИЮ
Получив необходимый опыт в широко практиковавшихся тогда полупрофессиональных боях (правила были сходны с любительскими, но длительность боксёрского поединка возрастала до 6 или 8 раундов), Элиджио Сардиньяс успешно дебютировал и на профиринге: 3 марта 1928 года в Гаване уже в первом раунде им был нокаутирован некий Хосе Сотолонго. Проведя ещё пять победных поединков на территории родного острова, герой нашего повествования отправляется покорять Мекку бокса.
Его дебют на американской земле получился не менее успешным – в третьей трёхминутке Эдди Инос не смог подняться после удара кубинца, который благоразумно поменял свои не очень привычные для здешних ушей имя и фамилию на более звучное сочетание – Кид Чоколэйт или, если «по-нашему», Шоколадный Паренёк. Всего за 1928 год он проводит 23 боя, 22 из которых завершаются победным исходом, а по окончании ещё одного фиксируется ничья. Несмотря на начальный этап карьеры, Киду практически в каждом поединке противостоит сильный и опытный соперник – его «хозяева» не заботятся о дальнейшей судьбе кубинца, думая исключительно о сиюминутной выгоде. Тем не менее, Чоколэйт непринуждённо, можно даже сказать, элегантно проходит сквозь своих разноликих оппонентов. О каких-то значительных заработках речи не идёт – Кида старательно обирает его «заботливое» окружение, значительно преувеличивающее размеры расходов.
Но кубинец и не думает унывать. Окрылённый собственными успехами (шутка ли, он ещё ни разу в жизни не познавал горечи поражения), в 1929 году Кид побеждает во всех 22 проведённых боях. Среди поверженных им боксёров по-прежнему немало извёстных в мире бокса имён, особняком среди которых стоят Буши Грехэм, Фидель Лабарба, Грегорио Видал и Эл Сингер.
Следующий год уже не стал для кубинца столь же успешным: избежать поражений при таком насыщенном выступлениями графике невозможно. Первым боксёром, которому удалось одолеть Чоколэйта (правда, при разногласии судей), стал Кид Берг. Через три месяца кубинец терпит ещё одно поражение – на этот раз безоговорочное: Фидель Лабарба, которого Кид победил годом ранее, выиграл бой, что называется, в одни ворота.
Тем не менее, поражение не помешало кубинцу уже в следующем бою получить право оспаривать титул чемпиона мира в полулёгком весе (до 57,2 кг). Его поединок против американца Баттлинга Батталино проходил с переменным успехом и всё же, по мнению большинства специалистов, Чоколэйт в этот вечер действовал лучше. Однако оценки, выставленные двумя судьями и рефери после боя, отчётливо свидетельствовали о том, что служители Фемиды придерживаются совершенно противоположного мнения – победа единогласным решением была присуждена Батталино.
Боксёрской общественности Штатов всегда отводилась немалая роль: волей-неволей к её мнению недовольно поскрипывающие зубами функционеры всё же прислушивались. Так вышло и на этот раз. Нельзя сказать, чтобы американская публика, расистские настроения большей части которой ещё не думали уменьшаться, как-то по-особому относилась к Чоколэйту. Нет, для неё он был даже меньше, чем одним из многих, но и мириться с судейской несправедливостью, отдававшей чьим-то указом сверху, она не хотела.
Результатом этого «нехотения» стал ещё один шанс для кубинца, который при других обстоятельствах ему вряд ли бы предоставили. Мечта Кида, обретшего немалую популярность у себя на родине, и значительную часть уважения в Америке, наконец, сбылась: 15 июля 1931 года он становится чемпионом мира в первом лёгком весе (до 59 кг), одержав победу нокаутом в седьмом раунде над очень популярным американцем Бенни Бассом.
Проведя пять успешных защит своего инкрустированного бриллиантами пояса, кубинец решил замахнуться на титул чемпиона в лёгком весе, которым владел Тони Канцонери – американец по паспорту, но итальянец по происхождению, в то время считавшийся одним из ярчайших боксёров в этом весе. За бескомпромиссным и интереснейшим противостоянием двух чемпионов переполненные трибуны легендарного «Мэдисона» наблюдали стоя – 15-раундовое побоище, закончившееся победой Канцонери разделённым решением, по общему признанию стало одним из лучших в истории этой весовой категории.
В середине 1932 года, когда Кид вновь набрал нешуточный ход, одержав победы над несколькими представителями легковесной элиты, на его пути вновь встал Кид Берг, против которого кубинец и на этот раз не смог найти аргументов. Своеобразной отдушиной для кубинца стала ещё одна победа над давним соперником Фиделем Лабарбой, позволившая Чоколэйту отстоять титулы чемпиона в полулёком и первом лёгком весе. Казалось бы, чего ещё нужно для полного счастья? Оказалось, что только одного – сатисфакции в поединке с Тони Канцонери.
Не вышло... Нет, матч-реванш всё же состоялся 24 ноября 1933 года, но Чоколэйт, никогда ранее не оказывавшийся в нокауте, был вынужден сложить оружие уже во втором раунде: пропустив мощнейший удар справа, кубинец так и не смог принять вертикальное положение до окончания счёта рефери. Но и за те пять с половиной минут, которые боксёры успели провести в сражении, на суд зрителей выпало зрелище такого крутого пошиба, что толпа возбуждённых фанатов кулачного боя ещё долго бесновалась и рукоплескала атлетам, а специалисты и вовсе затруднились припомнить что-либо столь же яркое.
ФИНАЛЬНЫЙ АККОРД
После этого карьера кубинца пошла на спад: любители бокса больше ни разу не видели прежнего Кида. Он продолжал боксировать до 1938 года включительно, проведя за это время 52 поединка, в 44 из которых он праздновал успех, 4 проиграл и столько же завершил вничью. Окончательно Чоколэйт попрощался с боксом после поединка против Ники Жерома, завершившегося ничейным исходом. На момент ухода из большого спорта Киду было всего 28 лет, однако груз двухсот с лишним боёв на профессиональном и любительском ринге давал о себе знать: у кубинца прогрессировал артрит, появившийся ещё после первой встречи с Кидом Бергом.
Вернувшись в Гавану, Чоколэйт устроился работать тренером, передавая свои богатые знания подрастающему поколению будущих мастеров кожаной перчатки. Рассказы Кида о подвигах на американском ринге всегда собирали немало внимательных и благодарных слушателей. Ещё бы – перед ними сидела живая легенда кубинского бокса, жизненный путь которой – готовый и интереснейший сценарий для кинематографистов. Уходя на пенсию в 1959 году, Чоколэйт подарил Фиделю Кастро два имевшихся у него пояса чемпиона мира, которые ныне хранятся в музее спорта Кубы....Элиджио Сардиньяс Монтальво, более известный как Кид Чоколэйт, скончался в одной из больниц Гаваны 8 августа 1988 года. Ослабленный бесконечной борьбой с многочисленными болезнями (помимо артрита у него были, в частности, больная печень и язва желудка), кубинец уже давно стал завсегдатаем столичных больниц. Врачи несколько раз вытаскивали его из лап смерти, но на этот раз оказались бессильны: великий Кид Чоколэйт ушёл из жизни, не приходя в сознание, но память о нём, как об одном из ярчайших представителей богатой на таланты кубинской школы бокса, останется на века.2008 г.
Элиджио Сардиньяс Монтальво (133-10-6, 50 КО):
Дата рождения: 06.01.1910
Место рождения: Черро, Куба
Место жительства: Гавана, Куба
Рост: 168 см
Размах рук: 165 см
Боевая стойка: ортодокс
Начало занятий боксом: 10 лет
Дебют на проф. ринге: 03.03.1928
Победы ТКО: 11
Победы КО: 40
Всего раундов: 1181
В среднем: 8
Тренер: Мо Флейшер
Страна: Куба