Кто такой Марк Керр – плачущий гигант, которого сыграл Скала
История борьбы со страхом.
Вторую неделю в прокате США идет «Крушащая машина» – фильм Бенни Сэфди с Дуэйном Джонсоном в главной роли. Джонсон играет Марка Керра – пионера ММА, дравшегося еще тогда, когда в ММА били головой и выдавливали глаза челюстью. Да, те самые бои без правил.

Керр начал карьеру еще до рождения многих современных фанатов ММА (в том числе и автора этого текста), а закончил – с невпечатляющим рекордом 15-11. Тогда чем авторов фильма так зацепила его история?
Керр пошел на борьбу в пять, выиграл все турниры по любителям, но на Олимпиаду не попал. В 1996-м он проиграл решающие схватки и потерял маму
С самого детства Керр шел к тому, чтобы стать борцом – на первые соревнования попал в пять лет. «Моя мама приврала насчет моего возраста. Первая возрастная группа начиналась с шести лет, и мама просто вписала мой возраст от себя», – рассказывал Керр. Уже на первых соревнованиях, будучи на два-три года младше соперников, он занял третье место и даже получил небольшой трофей.

По-настоящему плотно Керр занялся борьбой в 14 лет. Тогда его семья переехала из Огайо в Беттендорф, штат Айова. В новой школе его впечатлила борцовская программа, где из учеников делали мультиатлетов: борцы параллельно занимались американском футболом и наоборот.
Главный этап карьеры любого борца-любителя в США, университетский, у Керра прошел в Сиракьюсе. Выступая за университет Сиракьюса, он стал чемпионом первого дивизиона NCAA в категории до 86,2 кг и получил статус All-American [почетное звание для лучших студентов-спортсменов США]. Здесь снова пересечение с ММА: в финале 1992 года он победил Рэнди Кутюра – два будущих чемпиона UFC в тяжелом весе в университете боролись практически как средневесы, но в октагоне не встретились.
Уже после завершения колледжа Керр сблизился с Марком Коулманом, ставшим для него старшим товарищем. Они жили в одной комнате, когда готовились к отборам на Олимпиаду-1992, а по завершению борцовской карьеры стали спарринг-партнерами и секундантами друг для друга.

Керр-борец побеждал в первом дивизионе NCAA, несколько раз оказывался на пьедестале на соревнованиях EIWA [Восточная ассоциация студенческой борьбы], а уже после завершения колледжа выигрывал отборочные турниры в сборную США и становился первым на чемпионате мира и Панамериканских играх. Не хватало только олимпийского золота.
Но не сложилось. 1996-й стал худшим годом для Керра. В январе – остался без тренера Дэйва Шульца, которого застрелили. Весной – после серии травм упустил все шансы на поездку на олимпийский турнир в Атланту. Летом – наблюдал, как от рака угасает его мама, а бывшие соперники побеждают на крупных турнирах: Курт Энгл выиграл золото Олимпиады, а Марк Коулман – турнир UFC 10.
После неудачи в отборах Керр переключился на смешанные единоборства.
Керр боялся выходить на первый бой, а уже спустя 10 месяцев победил в двух турнирах UFC подряд
Керр с детства любил рестлинг. После завершения борцовской карьеры логичным казался переход в WWE. Но после встречи с Шейном Макмэном, сыном легендарного промоутера Винса Макмэна, планы поменялись. По словам Керра, он должен был начать карьеру с локальных шоу и пробиваться на топовые турниры. «Я подумал над этим и понял, что весь этот процесс сейчас совсем меня не привлекает», – вспоминал Керр.

Другой вариант – переход в ММА. Пример Марка Коулмана, который с первых боев закрепился в UFC, победив в однодневных турнирах UFC 10 и 11, показал, что действительно большой и достаточно скилловый американский борец-вольник способен доминировать в смешанных единоборствах даже без серьезных навыков в стойке.
Перед первыми поединкам в MMA Керр превратился в гору мышц – благодаря стероидам и постоянным силовым тренировок. Число ферментов в его печени превышало норму в восемь раз, манометр на медицинском осмотре показывал 150 на 125 (и его допускали!), при этом, по собственным словам, Керр мог жать ногами небольшую машину. К первому поединку в ММА он вышел на вес в 113 кг с уровнем жира 3%. Всего за год до этого Керр боролся в категории до 100 кг.
И дело не в том, что ему срочно требовался набор мышечной массы. Просто Керр боялся драться. По-настоящему боялся. «За 10 минут до его первого поединка в Бразилии он начал ныть, что не может драться», – говорил Ричард Хэмилтон, тренер и менеджер Керра в начале его карьеры. Так что из-за страха драки Керр решил стать максимально большим и сильным.
Стратегия кажется совсем детской, но в боях Керр действительно был ребенком. «Перед первым профессиональным поединком за всю жизнь я дрался лишь два раза. Два. <…> Марк Коулман участвовал в куче драк, Кевин Рэндлман постоянно дрался в баре, а я был совсем не тем парнем, врывающимся в любую разборку», – рассказывал Керр.
Первый профессиональный поединок Керр провел в World Vale Tudo Championship в Бразилии – соперником стал Пол Вареланс, супертяж, весивший более 150 кг. Для мастеровитого вольника, выглядевшего как танк, все оказалось достаточно просто: Керр прошел в две ноги, перевел грузного Вареланса на землю и забил коленями и руками. Победа с помощью граунд-энд-паунда – все по методичке старшего товарища Марка Коулмана.
Позже, в течение всего пары часов, Керр провел еще два боя. В первом Керр прошел капоэйриста по прозвищу местре Халк, который пытался спастись от борьбы бегством через канаты и получил дисквалификацию, а во втором – уничтожил в граунд-энд-паунде мастера джиу-джитсу Фабио Гургеля. Три боя – три мощных победы, приглашение от UFC на следующий турнир и прозвище «a maquina de bater» [Крушащая машина] от бразильских журналистов.

После турнира в Бразилии Керр вернулся в США, где поучаствовал в двух турнирах UFC. Результат – две победы. Керр действительно крушил: разбивал соперников коленями в клинче, переводил в партер, бил головой и выдавливал глаза подбородком. В общем, пользовался всей дикостью правил UFC того времени.
При этом Керр не забывал о развитии. Он все еще оставался борцом с неплохим клинчем и ГнП, но в стойке получалось не очень. Чтобы подтянуть этот аспект, он обратился к Басу Руттену, одному из лучших ударников-тяжеловесов того времени. Позже Руттен отмечал, что Керр стал первым, кто решил не полагаться лишь на борьбу, а попытался добавить новые элементы ММА в арсенал.
Керр больше не был новичком, отказывающимся выйти на первый поединок. Он победил в двух турнирах UFC и теперь мог выбирать между опциями. Так оказался в Pride – самом быстрорастущем промоушене тех лет.
Проблемы с болеутоляющими, первый бой против Вовчанчина и сложные отношения. Как посыпался Керр?
После перехода в Pride Керр перестал так активно использовать анаболики – из-за 10-минутных раундов, фишки Pride. Их изнурительность для 125-килограммового (да, Керр стал еще больше) тяжа стала просто невыносимой. Пришлось плотнее заняться кардиоподготовкой, ограничить силовые и прием анаболиков.
Но у Керра появилась другая зависимость – опиаты. Здесь смешались и давление турниров высокого уровня, и постоянные боли от старых и новых травм. «Когда я доходил до все более высокого уровня соревнований, мое тело все больше жаждало перестать чувствовать боль. Со временем, чтобы избавиться от нее, я фактически стал употреблять наркотики», – рассказывал Керр.
Авторы документалки «Крушащая машина», вдохновившей авторов современного художественного фильма с Дуэйном Джонсоном, снимали Керра буквально в момент, когда он делал себе инъекции. Режиссер Джон Хайамс, который хотел запечатлеть жизнь самого грозного человека в мире, увидел спортсмена, который разрушается физически и ментально, загоняя в себя иглы.

«Изначально я не понимал, что происходит. Не представлял, что он сидит на болеутоляющих. Но потом, когда это вскрылось, я понял, почему он так много потел, да и все остальные моменты сложились в единую картину», – говорил Руттен.
При этом Крушащая машина продолжала работать: после перехода из UFC в Pride Керр победил в четырех поединках за полтора года. Получалось без помощи Руттена – когда тот узнал, что Керр сидит на опиатах, они прекратили сотрудничество.
Тем временем Керра ждал поединок против Игоря Вовчанчина – украинского кикбоксера-нокаутера, к 26 годам прошедшего через 40 профессиональных боев по правилам ММА. Казалось, гораздо более крупному борцу Керру такой соперник стилистически удобен.
Но уже в начале поединка Вовчанчин несколько раз мощно попал и даже уронил Керра. Тот ответил парой переводов в партер и приличным временем контроля, но лишь пассивного – никакого урона сверху он не нанес. Во втором раунде Керр снова контролировал соперника, но со временем совсем выдохся – спустя четыре минуты Вовчанчин скинул оппонента с себя, оказался сверху и нанес несколько ударов коленом в голову. Бой остановили – победа Вовчанчина техническим нокаутом.
И здесь важный нюанс. В первых турнирах Pride удары ногами в голову разрешались, но именно на Pride 7 их внезапно запретили. В документальном фильме показывается, что правила объяснялись на общем собрании бойцов, но, похоже, из-за перевода с японского на английский, а затем на русский (или украинский) смысл потерялся. В итоге судьи признали победителем Вовчанчина, но затем изменили итог на «без результата».
«Марк только что проиграл, он совершенно опустошен. И тут заходит она и говорит: «Ты выглядел как новичок, как гребанный лузер. Чем ты вообще там занимался?» – рассказывал Руттен. Речь о Доун Стэйплс – девушке Керра в тот период.

Отношения Стэйплс и Керра были очень разными. Вероятно, потому что оба не самые простые люди – боролись с психологическими проблемами и зависимостями, превращавшими эти отношения в эмоциональные качели. «В какие-то дни мы бываем прекрасной парой, смеемся, веселимся и все у нас хорошо. Но что происходит в другие дни, я не знаю», – рассказывала Стэйплс.
Один из лучших бойцов ММА, по собственным словам, дома страдал от вербального абьюза со стороны девушки. «Никогда не мог сказать то, что мне нужно было сказать. Не мог прочертить границу, необходимую для построения здоровых отношений. Даже не знал, что это такое», – делился Керр.
Стэйплс знала, что у Керра есть проблемы с наркотиками и требовала, чтобы он прекратил употреблять. Но сама не справлялась с алкогольными и наркотическими зависимостями. Спойлер: когда Керр все-таки слез с опиатов, Стэйплс не прекратила выпивать и употреблять. Это привело к временному разрыву их отношений.
Передозировка, рехаб, угрозы пистолетом от Стэйплс. Керр пытался перезапуститься, но не вышло
После поражения от Вовчанчина в тот же вечер Керр искал болеутоляющие. В Японии, где проходил бой, это регулировалось серьезнее, чем на тот момент в США, поэтому медицинские представители Pride на арене помочь с этим не смогли.
После прибытия в США Керр пустился во все тяжкие. «Марка привезли в больницу, врачи скорой не были уверены, что он выживет без экстренной помощи. Он не может находиться в сознании больше 30 секунд. Думаю, он принял все, что нашел дома», – рассказывала Стэйплс.
Тяжелая передозировка пересобрала разбитого Керра – по совету давних друзей из колледжа он решил пройти лечение. После 28 дней, проведенных в реабилитационном центре, Керр сделал несколько важных изменений в жизни.

Бас Руттен
Во-первых, вернулся в лагерь к Басу Руттену. И это сработало: в первом поединке Гран-при тяжеловесов Pride 2000 Керр победил решением крепкого Энсона Иноуэ. Во-вторых, ушел от Стэйплс. «Мои спонсоры очень настойчиво просили держаться подальше от Доун. Она продолжала пить и употреблять – если я останусь в ее окружении, срыв будет лишь вопросом времени», – говорил Керр.
После отборочного поединка против Иноуэ Керру нужно было провести три поединка в один день для победы в Гран-при Pride. В его стороне сетки находился и Марк Коулман – друзья могли подраться друг против друга уже в полуфинале. Из-за этого Коулман готовился с Кевином Рэндлманом, а Керр – с Руттеном.
Правда, продлилось это недолго. Через некоторое время Керр снова сошелся со Стэйплс. «После боя я чувствую себя уязвимым. Мне хочется ощутить комфорт и безопасность. В этот момент мне нужен кто-то, кто разделит со мной депрессию, которая приходит после поединка», – рассказывал Керр.
Споры и конфликты никуда не делись – все стало еще хуже. После одной из ссор, когда Керр попросил Стэйплс уйти из дома, она отказалась и взяла в руки его пистолет – к счастью, незаряженный. Руттен настойчиво рекомендовал Керру окончательно порвать с девушкой, но тот не послушал. В итоге бойцы снова прекратили совместные тренировки.

Другая ошибка, еще больше ударившая по форме Керра перед Гран-при (в первом поединке его ждал Кадзуюки Фудзита), – участие в турнире по грэпплингу ADCC за два месяца до боя. Керр занял первое место в своей весовой и в абсолюте, но для этого сбросил вес и прошел семь схваток за вечер.
Разумеется, Керр, будучи ослабленным уходом от качественного тренера и недавним тяжелым турниром, раздираемый сложной ситуацией в личной жизни, разгромно проиграл Фудзите. Титул в итоге забрал Коулман, а Керр спустя несколько дней после поражения женился на Доун Стэйплс. Позже у них родился сын, но сохранить брак не вышло – в 2015-м Керр и Стэйплс уже не были вместе.
Керр продолжил драться и после поражения от Фудзиты, но рекорд с того момента совсем слабый – 3-10.
***
Конечно, после поражения от Фудзиты Керр еще много раз срывался. И это неудивительно, ведь в последующих боях он часто буквально терпел избиение за деньги. Керр выходил на поединки в региональных лигах совершенно растренированный, выжимая деньги на жизнь из былой репутации, чтобы прокормить семью.
«Однажды сын подошел ко мне и спросил: «Понимаю, что у тебя был тяжелый день, но… Не мог бы ты перестать пить?» – «Да, хорошо, конечно». Думал, это окажется моим очередным пустым обещанием», – рассказывал Керр. Сейчас ему 56. С того обещания сыну прошло семь лет. Все это время Керр не пьет и не употребляет.

Кажется, это его главная победа в жизни.
А вы знали, что «Крушащая машина» со Скалой – покадровый повтор другого фильма?
Усик дебютировал в кино – сыграл легенду ММА в фильме со «Скалой»
Фото: Gettyimages.ru/Phil Cole/ALLSPORT, Tom Hauck, Emma McIntyre, Zuffa LLC; East News/Tiziana FABI / AFP
Еще не известно покажут ли его официально в РФ, а тут такую рекламную акцию устроили.