НЭП, «12 стульев» и Джаз Леонида Утесова
Вот время, которое обозначалось аббревиатурой НЭП, что в нем было интересного и что у нас осталось на память о нём?

Ну, во-первых появились нувориши. Нувориши всех эпох похожи и все, как один, отличаются тягою к яркой моде, ресторанам и незамысловатым песенкам про любовь или воровскую любовь. Главное различие между торопливо разбогатевшими нэпманами 20-х и «малиновыми пиджаками» 90-х лишь в том, что первые боялись властей, а вторые – нет.
Популярные песни времен НЭП это вам не какие-нибудь шедевры «Ранеток» или, там, «Поющих трусов». Это еще хуже. И тем не менее многие 80-90-летней давности хиты живы и известны. Возраст добавил им и смысла и шарма.
Самая показательная песенка на стихи одессита Ядова, неизменно прошибавшая пьяную слезу у обреченного нэпмана - "Бублички"
В конце 20-х её подхватил Утёсов, и в начале 30-х записал на пластинку. Она, как оказалось впоследствии, стала его самой любимой песней, в чём он, с присущим ему чувством юмора,как-то признался журналисту З. Паперному:«Ваша любимая песня?-- Песня протеста.-- Против чего?-- Не против чего, а про что. Про тесто. Короче говоря, «Бублики».
Леонид Утёсов: "Бублички" - вторая половина 1920х
На самом деле с "Бубличками" все не так-то просто. Её играли и играют очень именитые исполнители и оркестры...
Вот, пожалуйста - запись Зигги Эльмана
Из тех же времен выросли гениальные романы Ильфа и Петрова...
Командор - танцует танго, ах!
Интересно, как мода тех лет влияла на музыку и наоборот.
У дам, к тому времени, юбки так стремительно укорачивались, что подвязки были видны практически официально. В их изготовлении и украшении соревнуются специальные мастерские, а на чулках узоры варьировались от квадратов из кроссвордов до фото жениха.
Ну вот Дафна здесь классически одета - очень модно и танго, опять же
Дансингомания захватила весь мир и изменила модный костюм. Короткие блестящие платья с летящими «хвостами» смотрелись ослепительно, украшавшая их бахрома подчеркивала пластику и «рваный» ритм новых танцев.
Во времена НЭПа родился и джаз Леонида Утесова

При рождении будущую звезду нашей эстрады нарекли Лазарем Иосифовичем Вайсбейном. Как же получился Утесов?
В 1912 году одесский артист Скавронский пригласил Вайсбейна в свою миниатюру. Но при этом поставил условие: «Никаких Вайсбейнов!»
И вот Утесов рассказывает: "… и я решил взять себе такую фамилию, какой никогда ещё ни у кого не было, то есть просто изобрести новую.Естественно, что все мои мысли вертелись около возвышенности. Я бы охотно стал Скаловым, но в Одессе уже был актёр Скалов. Тогда, может быть, стать Горским? Но был в Одессе и Горский. Были и Горев и Горин — чего только не было в Одессе! Но, кроме гор и скал, должны же быть в природе какие-нибудь другие возвышенности. Холм, например. Может быть, сделаться Холмским или Холмовым. Нет, в этом есть что-то грустное, кладбищенское — могильный холм…— Что же есть на земле ещё выдающееся? — мучительно думал я, стоя на Ланжероне и глядя на утёс с рыбачьей хижиной.— Боже мой, — подумал я, — утёсы, есть же ещё утёсы!Я стал вертеть это слово так и этак. Утёсин? — Не годится — в окончании есть что-то простоватое, мелкое, незначительное… — Утёсов? — мелькнуло у меня в голове… Да, да! Утёсов! Именно Утёсов!Наверно, Колумб, увидя после трёх месяцев плавания очертания земли, то есть открыв Америку, не испытывал подобной радости. И сегодня я вижу, что не сделал ошибки "Добавьте к природному таланту яркость и самобытность Одессы и вы получите явление имени Леонида Утесова. Он так любил свой город, что в шутливой форме предъявлял «права на собственность».
Леонид Утёсов - Гоп со смыком
Однажды он приревновал к Одессе своего друга Соломона Михоэлса , который с триумфом там гастролировал в 1932 году. Утёсов послал из зала записку: «Соломон, ты покорил Париж, Вену, Берлин, Прагу. Одессу оставь мне. В случае отказа встречаемся на рапирах в субботу вечером у Дюка. Не целую. Утёсов».
Знаменитая репетиция оркестра - НЕ Феллини
А вот что ещё узнал - в одесской музыке часто использовалась контаминация. Это распространённый в песенном фольклоре метод подтекстовки уже существующих мелодий. Хотя большинство местных песенок были написаны неизвестными одесситами, есть и такие, у которых сохранилось авторство текста.
Любопытно, что их писали очень образованные и с большим чувством юмора люди, которые хорошо знали быт, обычаи и жаргон одесского обывателя. Так текст «Свадьбы Шнеерзона» принадлежит литератору М. Ямпольскому.
А мелодия, подтекстованная еврейским актёром Г. Яблоковым, стала медленной печальной песней «Папиросы».
И эта песня за Одессу много скажет
Комментарии к ней понравились:..." Песенка моего детства. Очень позитивненько. Мой одноклассник Лендерман дал мне кассету и я её затёр до дыр. Так неудобно перед Лендерманом..."
..." а вот шо вы говорите ! с начало за это подумайте! Одесса есть и что с ней сделается! и одесситы таки да есть! вот то шо их вам не видно так это ваш головняк! суслика в поле видите? НЕТ? а он таки да там есть !"
Орфография полностью сохранена, даже не думайте :))
А вот это действительно уникальная запись - Плятт, Гердт, Утесов... какие имена!
Ну, таки вернемся к нашему джазу:" Ах, джаз, джаз, любовь моя -- мой триумф и моя Голгофа... я переживал, мучился и старался отбиваться, защищать джаз, дело своей жизни...», - так Утёсов выразил своё отношение к джазу в книге «Спасибо, сердце».
Но на самом деле, в 30-40-годы оркестр Утесова по своему репертуару, аранжировкам и составу участников был далёк от настоящего джаза. Он появится у нас гораздо позже.
Наиболее удачным был тандем Утесова и Исаака Дунаевского .. Дунаевский - композитор редкого дарования и в совершенстве владел оркестровыми средствами. Ему удалось органично соединить джаз с советской массовой песней и эстрадной музыкой. Этот синтез получил название «песенный джаз».
О музыке Дунаевского нужно писать отдельно, но как обойтись без Паганеля?
Маэстро из Одессы, Леонид Утесов, умел прощаться красиво
Бонус - настоящие мастера импровизации ( не наши, правда). Music please!
Saturday, friends!

Желающим знать подробности об Утесове - http://jazz-portal.blogspot.ru/2011/03/blog-post.html
Мама, мама, что мы будем делать
Когда наступят злые холода?
Ведь у тебя нет тёплого платочка,
А у меня нет зимнего пальта...
А связь здесь, граждане, самая что ни на есть прямая))
Сама песня являлась пародией из репертуара популярного в послереволюционные годы одесского комического хора братьев Зайцевых, в котором в своё время участвовал Леонид Утёсов, ну а текст сочинил, что не менее интересно, уехавший в эмиграцию российский писатель-сатирик Аркадий Аверченко, который не без успеха выступал с этим творением в Турции, в кабаках, где любили кутить белые офицеры. Собственно, на какое-то время это был один из его основных заработков...
И вот ещё по этой теме. http://youtube.googleapis.com/v/L87JUZlttwE
сияющим совершенством, это не значит, что я их не видел и не плюсовал))
Но, сделал он очень много и подготовил почву для развития того же джаза, хотя сам и не был настоящим джазменом. Зато находил тех, кто даже тогда ими были.
Но, тяжело у нас это дело продвигалось. Очень.
А так - да...большой артист))
А мне припомнилось: "У кошки 4 ноги, а позади длинный хвост..."
Имеется в виду, что Утесовский оркестр все-таки не совсем то, чем был тот же оркестр у Армстронга или Эллингтона.
Сам Утесов их только слышал, а чисто по-жанру он был артист мюзикхолла, как бы сейчас сказали.
Дэйв - американец и в джазе полно разных направлений.
Но принято считать, что чистый джаз - это Новый Орлеан, а все остальное - уже производное.
У утесовского оркестра не было таких композиций - чисто джазовых и сам он ни на чем толком не играл профессионально. Я не нашел ни одной инструментальной вещи, которая бы его с этой стороны характеризовала.
Джаз - не элемент российской культуры в принципе.