6 мин.

«Брич-мулла»

  А причем тут ослик, спросите вы? "Брич-мулла" потому что, скажу я вам!

фото

Вот всего-то хотел рассказать о песне, в которой есть все - и жизнь, и слезы, и любовь... А ещё название у неё самое подходящее - такое экзотическое для многих, как и Чимганские горы, которые " царят вдалеке и безумно прекрасны собою".

Автора стихов к песне я уже знал - Дмитрий Сухарев, а до этого был свято убежден, что это собственная песня дуэта Никитиных. Без них я бы никогда не узнал ни про Брич-муллу, ни про все остальное.Конечно, все мы знаем имена Визбора, Высоцкого, Галича, Окуджавы...а многие ли знают Дмитрия Сухарева?

 А оказывается там все очень интересно...

фото

Во-первых,  Дмитрий Сухарев родился в Ташкенте и настоящая его фамилия - Сахаров. А во-вторых — российский ученый-биолог, поэт, переводчик, бард, один из зачинателей авторской песни на биофаке МГУ... ни много, ни мало.

Доктор биологических наук. Известен трудами в области нейроэтологии, лауреат премии имени Л. А. Орбели. Больше всего меня впечатлило, что Сухарев, ко всему - лауреат премии имени Андрея Синявского «За благородство и творческое поведение в литературе» (2000), премии РФ по литературе имени Булата Окуджавы (2001).

Мне понравилось его интервью с Татьяной Бек - оно достойно быть прочитанным целиком, но я приведу маленький отрывок, чтобы было понятнее, какой человек и поэт наш герой.

Вот немножко на вчерашнюю тему - Т. Бек спрашивает :

"— Что из советской литературы вы бы оставили в школьной программе?

 — Мне вообще термин «советская литература» не нравится. На нём спекулируют те, кто стараются загнать молодежь в неоконформизм. Не читайте, мол, литературу, поскольку она советская, а читайте шерочку с машерочкой, молочный комбинат.

— Почему молочный комбинат?

— Ну, в лианозовском смысле. В советский период у нас трудились люди, которые... «Доктор Живаго» — это советская литература? Пастернак — советский писатель? Если нет, тогда какой? Он же писал здесь и хотел печататься здесь, и Ахматова хотела, чтобы «Реквием» у нас печатался... Я бы вообще отменил понятие «советская литература» или сузил его до чисто рептильных вещей.

Просто: есть талантливые и неталантливые произведения той поры. Да, был зажим. А нынешний рынок — не удавка? А разве не было зажима в эмиграции? Там чёрт-те что творилось — Цветаеву не печатали! Нет, мол, у нас для вас читателя."

А вот и наша  "Брич-мулла" - вместе с Никитиными и Юрием Сенкевичем  - ещё одно имя, достойное  упоминания. Путешествия, однако...

                     

                    

Дальше с моими поисками вышло ещё интереснее, потому что на горизонте возникло  ещё одно имя - Виктор  Берковский.

                                          

фото

Виктор Берковский был прирожденный мелодист, но музыкального образования не имел. Играл на старомодной семиструнке ну никак не виртуозно, да и облик имел неартистический. Голос несильный, хрипловатый, фигура боцмана или грузчика, косолапая походка.

А тут еще выяснялось: по специальности он инженер-металлург. Но когда Берковский брал первые аккорды и напевал начальную строку, с печалью глядя в зал – становилось очевидно: ангел не выбирает, кого поцеловать в темечко, муза не думает, кому напеть в ухо мелодию.

Песни Берковского, как ничто другое, казались домашними, ситцевыми, родными, вроде сверчка за печкой. Но почему-то в их домашней уютности лучше всего мечталось о дальних странах, героических днях, фантастических кораблях, старинных замках и трудных путешествиях. Обманчиво комедийная, приключенческая, с пронзительной тоской между строк...

 «На далекой Амазонке не бывал я никогда... только «Дон» и «Магдалина» ходят по ходят по морю туда»

                                     

Он не писал стихов, а только сочинял музыку на чужие - на тексты Визбора, Окуджавы, Юрия Левитанского, Новеллы Матвеевой, Бориса Слуцкого, Давида Самойлова, Шекспира и Киплинга и многих других. К тому же исполняли эти песни часто другие.

                                                  Куда ты уехала, Сью?

                       

Долгое время вообще мало кто знал, что заметная часть репертуара Сергея Никитина состояла из песен Берковского. Некоторым было известно, что они пишут в соавторстве, и Никитин получал вопросы из зала: «А как же это в соавторстве музыку-то писать, расскажите?» Отвечал в том духе, что «это вопрос слишком деликатный».

Сам Берковский был тоже какой-то невероятно деликатный. Слишком прихотливо музыкальный, чтобы стать вождем костровиков. Слишком добродушный и бесхитростный, чтобы на него молились те, кто в семидесятые и, особенно в восьмидесятые, жаждал уже не обаятельной романтики, а искушающих красот. Слишком бессловесный, чтобы оказаться кумиром поэтов.

                               « Под музыку Вивальди печалиться давайте».

                       

                                  А вот её же играет оркестр Поля Мориа

                               

                      

У Берковского всего-то 200 песен. И сколько из них от него упорхнули - какая в народ, какая к другим исполнителям. Такое впечатление, что ему их было не жалко. Как его мелодии прирастали к стиху, словно родились с ним, так его песни прирастали к тем, кто их пел и даже просто любил. Наверное, он всю культуру считал всеобщей. Оттого оказался таким превосходным худруком проекта «Песни нашего века» (Берковский занимался им с 1999 года), в рамках которого было собрано, перепето и перезаписано множество лучших бардовских песен четырех десятилетий.

Нет дороге окончанья, есть зато ее итог. Кажется, это про его собственный путь. Словно он отправился наконец туда, где не бывал никогда. Куда ходят только «Дон» и «Магдалина».                       

                        Ночная дорога - В.Берковский, С. Никитин, Ю. Визбор

                       

                                                 Вспомните, ребята!...

                      

Какими они были? Слушать нужно их самих. Мне очень рассказ Берковского понравился:

""У Сухарева был юбилей. Надо как-то поздравлять, а поздравлять нечем.И мы целую ночь сочиняли. Но началось все это с того, что мы не знали что сочинять.Ну, все знают, что у нас стихотворная техника очень сильная.

Многие знают, что я написал одно в своей жизни стихотворение, но правда, замечательное - «Хорошо жить на Востоке… чешет пятками живот…» Никитин замечательно поет. Посвящение его жене...»

Ну, а как там было дальше, узнаете, прочитав  этот рассказ сами, пройдя по-ссылке ниже.

                  И бонус - Иосиф Бродский, Виктор Берковский - "Колечко".

                    

"Хорошо жить на Востоке! Дров никто не принесет. Все лежат на солнцепеке,чешут пятками живот..." ) 

 

В. Берковский http://serednyak.livejournal.com/9281.html 

В.Берковский   http://chtoby-pomnili.livejournal.com/77442.html

Д.Сухарев  http://sukharev.lib.ru/Interview/bek-2001.htm