«Интер» получал 0:9 от «Славии» – перед Второй мировой. Автора покера чехи прятали от нацистов
Играли в довоенном Кубке чемпионов.
Во втором туре Лиги чемпионов «Интер» примет «Славию». Знаете ли вы, что итальянцы уже проигрывали чехам с диким счетом 0:9?
Это было почти сотню лет назад – в турнире, который можно назвать предшественником Кубка/Лиги чемпионов.

5 чемпионов мира в «Интере» сгорели 0:9. В Чехии почти никто не поверил в такой счет
Девять голов в Праге «Интеру» накидали в 1938-м. Это был четвертьфинал Кубка Митропы – турнира для лучших команды Центральной Европы.
Причем к перерыву «Славия» вела только 2:0, а после – забила семь мячей всего за 26 минут. Играть оставалось еще 16, зрители требовали десятый гол, но до этого так и не дошло. Да и без того Йозеф Бицан сделал покер, а Вацлав Горак и Рудольф Вытлачил – по дублю.
Играли через месяц после ЧМ-1938, там Италия стала чемпионом, а Чехословакия только в переигровке пропустила в полуфинал бразильцев.
В заявке на ЧМ у чехословаков было девять игроков «Славии» – с «Интером» сыграли шестеро. У итальянцев – пятеро во главе со знаменитым Джузеппе Меаццой. Всего за месяц путь от триумфального ЧМ – до позора в Праге.
0:9 – до сих пор крупнейшее поражение в истории «Интера».

Чешские медиа вспоминали, что мало кого из интервьюеров тогда могли убедить, что это не шутка – уж слишком диким казался счет в матче против чемпиона страны, которая выиграла два последних чемпионата мира.
Одно из воспоминаний издания Star как раз подчеркивало первую реакцию людей: «К полуночи голос редактора по телефону уже звучал ворчливо и хрипло. Попробуйте-ка 20 раз подряд повторить: «Славия» выиграла у «Интера» 9:0». И поймете, насколько это утомительно. Пять раз ответите с энтузиазмом, еще пять – понимающе, еще десять – из необходимости, а остальные 50 уже будете выкрикивать апатично или раздраженно».
Лучший игрок был австрийцем без паспорта – в Италию его везли отдельно, чтобы не перехватили нацисты
«Интера» и «Славия» играли в июле 1938-го – между аншлюсом Австрии и вводом немецких войск в Чехословакию, при очень напряженной политической обстановке в целом.
Бицан вспоминал в книге «Пять тысяч голов»: «Везде было нервно, был страх перед будущим. Но мы проживали лучшие дни». Сам же он пережил целое приключение, когда «Славия» попала на «Интер».
Потому что родился в Вене в чешской семье, а в марте 1938-го Германия аннексировала Австрию. Футболист играл в «Славии» с уже не действовавшим австрийским паспортом от 1933 года. Самостоятельной Австрии больше не существовало, немецкий документ игрок получать не захотел, а чехословацкого паспорта у него тогда еще не было.

«Интер» обыграли 9:0 – какой смысл Бицану ехать в Италию, если и без него спокойно пройдут дальше? Но затем «Славия» выходила на «Дженоа», первый матч как раз в гостях, так что ехать стоило. Как тогда отправить своего лучшего и самого высокооплачиваемого форварда в Италию, чтобы его не поймали нацисты?
Команды в то время не летали на самолетах, перемещались по железной дороге – путь шел через Германию. Ходили слухи, что немцы перехватят Бицана с недействительным австрийским паспортом и доставят в вермахт. Опасений не скрывал и сам игрок: «Боялся, что они снимут меня с поезда где-нибудь: «Ну-ка, давай, парень, ты же наш соотечественник!»
Тогда чехословаки схитрили. Они подкупили нужных людей в Югославии и Италии, был замешан чехословацкий консул: благодаря этому доставили Бицана самолетом в Сплит, а оттуда на пароходе перевезли в Италию. Так что, когда команда прибыла в Милан поездом – он уже ждал их на вокзале. Из-за риска, что немцы об этом узнают, об этих хитростях все помалкивали.
Журналисты тоже очень сухо прокомментировали игру, не привлекали внимания к Бицану, а путь команды из Праги на север Италии описали подробно: ехали через Мюнхен, там команду хорошо встретили и посадили на поезд до Милана. «Славия» проиграла 1:3, отдохнула на озере Комо и подготовилась к игре против «Дженоа».
Точно так же на поезде отправились домой после – но снова без Бицана, он опять возвращался через Сплит уже по знакомой дороге. Не забивал в Италии ни «Интеру», ни «Дженоа», но отвел душу в Чехословакии – после 2:4 в Генуе «Славия» выиграла 4:0 в Праге, а Бицан снова сделал покер. Итого – дважды по четыре гола обоим итальянским клубам!
«Славия» тогда часто играла в Кубках Митропы, но ни разу не брала трофей – в отличие, например, от пражской «Спарты», которая уже выигрывала дважды. «Славия» очень хотела победить: игроки тренировались дополнительно, а руководство увеличивало бонусы за проход стадий.
В 1938-м получилось. В финале «Славии» попался «Ференцварош», Бицан забил им в Праге – но сыграли 2:2 под свист болельщиков. Немногие предсказывали чехословакам успех в Венгрии, но «Славия» выиграла 2:0. Кстати, поехал и Бицан – уже в полном спокойствии, с полученным чехословацким паспортом.

11 сентября «Славия» выиграла Кубок Митропы – величайший день в истории клуба. Но через пару недель европейские политики засели в Мюнхене и разрешили Германии захватить Судетскую область Чехословакии. Футбол надолго перестал быть важной темой в Восточной Европе. Следующей осенью началась полноценная война.
Из 11 футболистов «Славии», которые грохнули 9:0 «Интер», все пережили войну и почти все дожили до глубокой старости. Исключение – нападающий Войтех Брадач: он умер от инфаркта в 1947-м, в 33 года.
Бицан завершил карьеру после 40 с грандиозным рекордом по голам в национальных лигах – 515. Это достижение повторил Ференц Пушкаш и только совсем недавно превзошел Криштиану Роналду.
После карьеры Бицан больше 20 лет работал тренером. Он дожил до 88 и успел увидеть, как сборная Чехии чуть не выиграла Евро-1996. А главный долгожитель того состава «Славии» – вратарь Алекса Бокшай – умер в 96.
Кубок Митропы: турнир лучших команд с плей-офф, фанатским интересом и сильным политическим влиянием
Еще в 1897 году в Вене придумали Кубок Вызова, туда позвали команды из трех больших городов: Вены, Будапешта и Праги. Так что еврокубки в очень узком смысле существовали даже в позапрошлом веке. Но именно Кубок Митропы продержался дольше, выглядел более осмысленно и объединял больше команд.
Его разыгрывали с 1920-х аж до 1992-го. Название образовалось от немецкого слова Mitteleuropa – «Центральная Европа». Говорят, турнир спонсировала немецкая компания Mitropa, она с 1916-го активно предоставляла услуги кейтеринга на железных дорогах в Центральной Европе – возила в том числе команды и болельщиков на матчи.
Кубок Митропы придумал Хуго Майзль, тренер одной из лучших сборных Европы – Австрии. Идея была революционной: создать турнир, где играли бы лучшие клубы из разных стран. Это было полезно и в культурном плане: наладить взаимодействия и укрепить связи, которые только недавно восстанавливались после Первой мировой войны.

Уместно разделить историю на две части. С 1955-го к турниру было мало интереса, так как уже тогда появился Кубок чемпионов, через несколько лет – Кубок Кубков, а в начале 1970-х – Кубок УЕФА. Другое дело – довоенный отрезок, когда в Кубке Митропы играли действительно лучшие команды Центральной Европы.
Создание Кубка обсудили в 1927-м в Венеции – и в том же году запустили. На турнир приглашали по две команды из одной страны: или две лучшие, или чемпион + обладатель Кубка. На первый розыгрыш пустили по два клуба из Австрии, Венгрии, Чехословакии и Югославии. Через два года вместо югославских отправились итальянские. Позже к турниру присоединились команды из Швейцарии и Румынии.
В первом Кубке играли «Спарта» и «Славия» из Чехословакии, «Хайдук» и БСК (сейчас – ОФК) из Югославии, «Рапид» и «Адмира» из Австрии, МТК и «Уйпешт» из Венгрии. Четвертьфиналы играли дома и в гостях, много забивали: встречались счета 8:1, 5:1, 5:3.
В финал вышла «Спарта» – после того, как МТК дисквалифицировали в полуфинале: венгры выставили игрока, которому было отказано в участии. В решающих играх чехи оказались сильнее «Рапида»: 6:2 и 1:2. Доказательство успешности первого турнира – высокая посещаемость финалов: 25 тысяч человек смотрело за игрой в Праге и 40 тысяч – в Вене!
Гладко прошло не все: на награждении «Спарты» рассердились австрийские фанаты, а капитану чехословаков Карелу Пешеку кто-то зарядил камнем в лоб, так что на защиту гостей тут же выдвинулись 200 полицейских и окружили команду. Так неспокойно закончился первый розыгрыш Кубка Митропы.
Трудностей хватало и дальше. Прежде всего логистических: команды далеко ездили на поезде. Да и играть следовало днем: на стадионах не было вечернего освещения. Но турнир проходил ежегодно и только расширялся, набирал популярность: сборы от продаж билетов росли, для болельщиков организовывали выезды – новинка для того времени, а матчи транслировали по радио – практика впервые вышла за пределы Великобритании.
Фактически играли лучшие на тот момент футболисты мира, не считая британцев и южноамериканцев. Да еще и зрелищно: в первые десять лет забивали в среднем по 4,2 гола за игру.

В Кубке-1934 участвовали 16 команд, включая «Интер», «Болонью», «Ювентус» и «Наполи», а турнир строился по системе плей-офф: с 1/8 финала. Еще круче через два года в десятом розыгрыше: аж 20 участников. Восемь сыграли в предварительном раунде – и четыре победителя вышли на 12 сеяных в 1/8 финала. В планах было приглашение клубов из Испании и Франции.
К этому моменту политика все активнее вмешивалась в спортивный процесс: ухудшались отношения между странами – это сказывалось на поведении игроков и болельщиков. Чехословакия рекомендовала не ездить в Австрию после беспорядков на финале между «Спартой» и «Рапидом». Через пять лет полуфиналисты «Славия» и «Ювентус» подрались в Праге, а в Турине фанаты «Юве» напали на вратаря чехословаков Франтишека Планичку и сорвали матч – в итоге из турнира исключили обе команды.
В 1937-м накалились отношения между Италией и Австрией, это отразилось на играх «Дженоа» и «Адмиры»: команды подрались в Вене, а приехавшую в Геную «Адмиру» итальянские власти просто выслали обратно – так что ответный матч даже не сыграли. Оргкомитет турнира отмел протесты и традиционно выкинул оба клуба из Кубка Митропы.
Последний полноценный турнир состоялся в 1939-м уже во время Второй мировой. Многим было не до футбола, так что участвовали лишь восемь клубов, а финал разыграли венгерские «Уйпешт» и «Ференцварош».
В 1940-м никого не прислали Чехословакия и Италия. В финал вышли «Ференцварош» и румынский «Рапид» – и его не провели. В Европе уже бушевала война, отношения между странами были напряжены из-за территориального вопроса. Через месяц Венгрия по решению Германии и Италии забрала у Румынии Северную Трансильванию. Ясно, что проводить финал в таких условиях между венграми и румынами было нереально.
Попытку возродить Кубок Митропы предприняли в 1951-м: вчетвером его разыграли австрийские «Рапид» и «Адмира», итальянский «Лацио» и югославское «Динамо» Загреб. Дальше опять пауза, с 1955-го турнир проходил ежегодно, но участвовали все те же страны, что и до войны. Придумывали разные форматы, однажды Кубок Митропы вообще объединил 30 клубов – но гораздо быстрее популярность набирали еврокубки.
При этом создатели Кубка чемпионов опирались как раз на опыт Кубка Митропы в межвоенной Европе, использовали те же принципы: матчи дома и на выезде, система плей-офф, переигровка при равенстве.

Ближе к 80-м в турнире стали играть лучшие команды вторых дивизионов. А в мае 1992-го состоялся 50-й и последний розыгрыш Кубка Митропы. Сокращенный всего до четырех клубов: венгерского БВСЦ, чехословацкой «Дунайска Стреды», югославского «Бораца» и итальянской «Фоджи».
«Фоджа» с Даном Петреску и тренером Зденеком Земаном сыграла 2:2 в полуфинале против «Бораца» благодаря дублю Франческо Байано и проиграла в серии пенальти в том числе из-за промаха Петреску. Их били и во втором полуфинале, и в финале.
В решающей игре «Борац» упустил победу над БВСЦ, когда будущий игрок КАМАЗа Александр Никифоров забил с паса экс-футболиста «Спартака» и «Торпедо» Виктора Грачева. Но югославы лучше выполнили пенальти и стали последним победителем Кубка Митропы.
Югославия к тому моменту уже год как была охвачена войной и позже распалась на несколько государств. Чехословакия через полгода разделилась на Чехию и Словакию. Ушел в историю и Кубок Митропы, где команды из этих стран играли так часто.
Чаще всех турнир выигрывал «Вашаш» из Венгрии – шесть раз. Среди итальянских победителей «Милан», «Фиорентина», «Торино» и другие менее заметные клубы. Причем легенда «Милана» Франко Барези – единственный, кто выиграл и Кубок Митропы, и Кубок чемпионов.
«Интер» доходил только до финала – проиграл «Аустрии» в 1933-м. «Славии» хватило и единственного титула через пять лет.
Как же «Арсенал» перевернул матч с «Ньюкаслом»! Сравняли на 84-й, добили на 96-й

Фото: x.com/SlaviaMuseum; x.com/slavia_eng; commons.wikimedia.org; Gettyimages.ru/Keystone/Hulton Archive