Крис Уэббер по Биллу Симмонсу
К вящей радости читателей Sports.ru, Артем Панченко, наконец-то, продолжил свою знаменитую серию «50 лучших игроков поколения». Скажу сразу – данную серию я обожаю, первые четыре десятка я сохранил на своем ноутбуке и постоянно их перечитываю. Чего я не могу сказать о последней десятке, пока включающей в себя статьи о Яо, Картере и Уэббере.
Материал о Яо получился удивительным – множество неизвестных мне доселе деталей, интересный взгляд на факты и отменная подача материала, буря эмоций; статью можно было читать взахлеб, я бы сказал это было лучшее, что я когда-либо читал об игроках «Хьюстона» на просторах российского интернета, что, в принципе, не удивительно, учитывая известную всем страсть Панченко к «Рокетс».
Материал о Винсе вышел чуток похуже, фактов там было уже поменьше, а эмоций и личного восприятия игрока побольше, что, безусловно, допустимо в рамках собственного блога. Возможно, тут также сыграла и моя личная неприязнь к Винсу, ну не могу я всерьез воспринимать игрока, чья карьера определилась двумя эпизодами – победой в данк-контесте-2000 и сумасшедшим прыжком через Фредерика Вайса на Сиднейской Олимпиаде в том же году. Однако читать о Винсе в подаче Панченко было по-прежнему интересно и порождало в голове тучу мыслей и желание лезть в дискуссию.
Последней на данный момент статьей серии стал материал о Крисе Уэббере. Я перечитал ее два раза и задумался. Следует отметить, что Криса Уэббера я не застал, ибо начал всерьез болеть НБА лишь с 2007-го года. Видел пару его игр в записи, читал о нем в интернете, но своего особого мнения об игроке не имел, хотя прекрасно понимал все значение Си-Уэбба для первой декады 21-го века. Поэтому надеялся узнать для себя много нового об этом игроке из уст самого Панченко. Увы, надежды не оправдались. Я горестно подумал, что проблема во мне, но затем решился заглянуть в комменты к статье, и оказалось, что я не одинок. Не мне одному материал показался не совсем читабельным и немного сумбурным. Речь в нем в основном шла о произволе команды Дэвида Стерна против самобытных и интересных «Кингз», а о самом Крисе слов было печально немного.
Поэтому специально для ценителей баскетбола на Sports.ru я решился перевести отрывок из монументального труда Билла Симмонса «Книга Баскетбола». Данный библеобразный фолиант я обожаю, стабильно перечитываю его раз в полгода. К Биллу Симмонсу у фанов лучшей игры с оранжевым мячом отношение разное – кто-то считает его выдающимся аналитиком НБА и потрясающим спортивным журналистом, кто-то считает его болтуном и клоуном, кто-то понятия не имеет, как Симмонса вообще можно читать. Однако отрывок из «Книги Баскетбола», посвященный Крису Уэбберу, довольно интересен, хотя непростительно короток. Публикую я этот перевод не в попытке превзойти Артема Панченко (чей талант я безмерно уважаю, чьим блогом я зачитываюсь, и до чьего авторитета в качестве аналитика НБА и отличного блоггера мне так же далеко, как пешком от Душанбе до Берлина). Делаю я это в попытке дополнить самобытный и эмоциональный материал Панченко, дабы, так сказать, закруглить прежде всего для себя впечатление о данном игроке.
Без дальнейшего промедления я предоставляю слово Биллу Симмонсу.
КРИС УЭББЕР
Резюме: 14 лет карьеры, 6 лет игры на высоком уровне, 5 участий в All-Star Game, Новичок Года-1994. Первая пятерка All-NBA-2001, вторая пятерка All-NBA в 1999, 2002 и 2003, плей-офф-2002: 24-11-5 (16 игр).
Из всех великих талантов, которые никогда не реализовали себя, Уэббер был единственным игроком НБА, у чьего провала не было уважительной причины. На бумаге у него было все, что вы могли когда-либо требовать от тяжелого форварда: превосходный атлетизм, отличная работа ног, мягкая кисть, предрасположенность к борьбе за подбор и даже ген паса. Его происхождение также не подвело – Уэббер был родом из среднего класса, полноценная семья с двумя родителями, уважаемая в Детройте школа, Крис довольно быстро научился жонглировать своей публичностью, похожей на известность Jonas Brothers. Он засветился в лучах самых ярких в Мичигане прожекторов и помог созданию знаковой “Fab Five”, которые задавали тон своими похлопываниями по груди, длинными шортами и всем остальным. Все, что произошло в первые двадцать лет его жизни, казалось, должны были сформировать влиятельную и успешную спортивную карьеру, нечто гарантированное в духе карьер Шака, Юинга и Робинсона.
Так что же произошло? Нельзя сказать, что у Си-Уэбба была отвратительная карьера. Он пять раз играл на Матчах всех звезд, однажды попал в первую символическую сборную НБА и трижды во вторую. Он был новичком Года и выиграл титул лучшего подбирающего. Играя в стартовом составе незабываемо интересных «Кингз» с 1999-го по 2003-й, Крис был вторым лучшим тяжелым форвардов лиги и показал трехгодичный пик 25-11-5. Ему также удалось заработать ошеломляющую сумму денег; «Уорриорз», «Буллетс», «Кингз» и «Сиксерз» в общем заплатили ему 185 миллионов долларов, больше, чем любому другому игроку, за исключением Майкла, Шака и Гарнетта. Но так же, как и с Билли Корганом и Майклом Китоном, так и с Крисом мы всегда будем удивляться, почему его карьера не обернулась по-другому. В расцвете сил (1994-2004) он сыграл 70 или меньше игр в девяти разных сезонах, пропустил 283 игры из 850 возможных и сражался с нескончаемым ассортиментом травм, кульминацией которых стал разрыв коленной связки в Сакраменто, которая лишила его взрывного атлетизма и заставила его сменить на ходу стиль игры (хотя ему и удалось остаться относительно эффективным). Уэббер оставил нам два увлекательных вопроса в стиле «А что если бы?» – «А что если бы он остался здоровым?» и «А что если бы «Уорриорз» не сглупили, дав Уэбберу массивный контракт с опцией выхода из него после одного года?»
Уэббер пришел в Ассоциацию именно тогда, когда она стала глупо давать молодым слишком много власти, за несколько лет до того, как все поумнели и настояли на создании шкалы зарплат для новичков. И хотя это повлияло на множество многообещающих карьер – включая Кенни Андерсона, Коулмэна, Винни Бэкера, Лэрри Джонсона, Гленна Робинсона, Джувэйна Ховарда, Рашида Уоллеса, Джейсона Кидда, Маркуса Кэмби, Антуана Уокера, Стэфона Марберри и Тима Томаса – карьере Уэббера по-прежнему был нанесен самый большой урон. Вооруженный опцией выхода из контракта, он не хотел был частью стиля Дона Нельсона (бедный Нелли получил ценный урок: нельзя надеяться на новичков, когда они зарабатывают в десять раз больше главного тренера), хотя еще никогда не было «большого», наиболее приспособленного для Нелли-бола. Когда Уэббер пригрозил выйти из контракта и подписаться где-то еще, «Уорриорз» в панике обменяли его на Тома Гуглиотту и три первых драфт-пика. Уэббер обнаружил себя в ситуации, когда ему пришлось тащить на себе чересчур молодую команду «Буллетс», набрался плохих привычек и начал паршиво относится к делу, травмировал колено, пропустил 116 игр за четыре года и, в конце концов, был отправлен в Сакраменто в обмен на Митча Ричмонда и Отиса Торпа в сделке типа «Не ударься головой об дверь на выходе». Когда он, наконец, нашел команду с подходящем для себя нападением, ему уже было 26 лет. Какой позор.
Большая часть его карьеры – символ неудачного расчета времени. Приди он в лигу на семь лет раньше или позже, и стандартный контракт новичка запер бы его в команде «Уорриорз», где ему было самое место. Его «Кингз» не повезло выйти на пик в эпоху доминирования Шака, Данкана и КГ. «Кингз» потерпели поражение в седьмой игре серии трижды (2002-2004), и, если на игру Уэббера можно было пожаловаться, то только в одном: он не хотел брать мяч в руки в решающие моменты. Вот что я написал о Уэббере в своей колонке после поражения «Кингз» в седьмой игре серии с «Лейкерс», в которой каждый игрок «Сакраменто», за исключением, возможно, Майка Бибби, выглядел более запуганным, чем сотрудники лагеря «Кристалл Лэйк» в «Пятница 13-е»:
Уэббер официально забрал факел из рук Карла Мэлоуна, Патрика Юинга, Ральфа Сэмпсона и Элвина Хэйеса в качестве «Высокооплачиваемой суперзвезды, с которой хорошо играть в одной команде, если только не в последние три минуты важной игры». Это не было сюрпризом, но наблюдать, как Си-Уэбб старательно ищет пути не участвовать в решающих владениях, было самым интригующим вторичным сюжетом плэйофф. Разве не смешно видеть, как Уэббер получает пас в хай-посте, разворачивается на 180 градусов, становясь спиной к кольцу – Не волнуйтесь, я не буду бросать по кольцу, не бойтесь! – потом в отчаянии отбрасывает мяч ближайшему партнеру по команде? Кто-нибудь когда-либо играл в «Горячую картошку» до ТАКОЙ степени?
Так каким же мы будем помнить Уэббера? Если проанализировать произошедшее в финале Западной Конференции-2002 между превосходящими силами «Кингз» и дисфункциональными «Лейкерс», то вы увидите, что серия решалась в трех играх: четвертая игра (когда Роберт Орри забил победную трешку, т.к. никто из «Кингз» не забрал два последних подбора), шестая игра (худшее судейство десятилетия) и седьмая игра серии (когда у «Кингз» было множество шансов закрыть серию, но они просто не смогли это сделать). Уэббер ничего не мог поделать в шестой игре, чтобы помочь своей команде, за исключением убийства Дика Баветты голыми руками, но он также и не доминировал в четвертой и седьмой игре. Ему был дан шанс определить свою карьеру раз и навсегда, но он не смог им воспользоваться. В нем просто не было этого качества. Может, он потерял уверенность в важных играх из-за того постыдного «тайм-аута» в колледже? Или может, его несчастливое пребывание в «Буллетс» предотвратило развитие в нем необходимых в клатче качеств? Или может, в нем изначально не было инстинкта убийцы? Мы никогда этого не узнаем.
Если бы карьера Уэббера была компьютерной игрой, я бы хотел ее перезапустить, и начать все заново с того, что «Орландо» никогда не осуществил тот рискованный обмен, и посмотреть что будет дальше. Но в этом-то все и дело: в реальной жизни перезапуск невозможен, и если ты принял на своем пути пару необдуманных решений, они повлияют на человека и игрока, которым ты станешь. Мы будем помнить Уэббера в списке семидесяти пяти лучших игроков НБА всех времен, но еще больше мы будем вспоминать его потенциал. Интересная деталь – Уэббер после завершения карьеры стал интересным добавлением к команде TNT и NBA TV: откровенный, симпатичный, красноречивый, забавный, способный звучать «белым» или «черным» в зависимости от окружающей группы. Я помню одно из его первых появлений на TNT в 2008, я тогда воскликнул «Черт возьми, Си-Уэбб может быть фантастической ТВ-персоной!». И хотя я был в этом прав, даже после завершения карьеры, все, о чем думают люди, это потенциал Криса Уэббера.
А у Артёма есть одна проблема, это хейтерство к ЛАЛ и Коби.
Через неё проходят все его статьи. Практически нет статей, где бы он так или иначе не выделил, как минимум пару абзацев этой своей ненависти, но обычно бывает больше. :)
Автор настаивает на том, что Уэббер не брал на себя в крайне важных ситуациях по средствам игры один на один и играя в посте в такие моменты всегда искал возможность для паса, не форсируя и не ломая розыгрыши под себя с криком - дай мне мяч и встаньте дети, встаньте в круг, папка решит.
С точки зрения обычного баскетбола - это недостаток. Но, Уэббер был игроком специфической системы ценностей. Принстон изначально создавался как лоу-кост баскетбол (это потом его уже адаптировали) как раз для применения в командах, где нет таких игроков, где нет талантливого человека, который может оставить остальных четверых без мяча и пойти играть один на один.
А что такое комбинация большой в глубоком посте? Это и есть баскетбол один на один: 3-5 секунд мяч в одних руках, четверо партнеров стоят и курят на периметре. Такого просто не могла допустить сама система игры (уже адаптированная), потому что ее ценность в постоянном движении мяча и игроков, что позволяет в конечном итоге иметь старт с 10-12, а то и 14+ очками у каждого представителя (с адекватным плюсом у лидеров). Everyone involved. Игрок, передерживающий мяч - автоматически делает ее неэффективной (и для подобных систем, вроде треугольника - это то же важно, Фил ругал Брайанта как раз из-за этого). Поэтому Адельман отправил лесом Бизли, поэтому когда Минни в этом году была относительно здоровой и еще играла в то, что он хотел - вы ругали Лава, уж чересчур много он брал на себя.
То есть, с точки зрения самой системы - мысль безграмотная и неправильная, потому что она не отвечает ее тактическим требованиям, НО...
Собственно как раз тот факт, что Уэббер был хер поймешь чем и стал взрослеть и отказываться от вредных привычек как раз тогда, когда команда проходила курс самоочищения и вместе с ней он и вышел на пик, создав пакет из идеальных условий для победы прямо сейчас (пик лучшего игрока + голод до побед + максимальная сыгранность продуктивной системы + глубина и наличие легких продуктивных контрактов (шутка ли, Бибби + Стоякович + Кристи + Туркоглу получали в сумме в районе 15-17М на всех), которые еще не нужно продлевать на больше + слабость конкурентов и отсутствие травмированных (2003) был основной мыслью обеих текстов.
Просто кто-то отмечает это как преимущество и достоинство, а кто-то нет
похуй на потенциальные минуса)