Светлана Абросимова: «Мне говорили: «Ты не белая, ты русская!»
Светлана Абросимова — о рискованной географии МСБЛ, американском опыте, расизме и отношении к секс-меньшинствам.
Желание Абросимовой заняться административной работой многим казалось популизмом: стать президентом РФБ еще до фактического завершения игровой карьеры — ход слишком уж эффектный. Полтора года спустя от попыток реформировать российский баскетбол в целом Абросимова перешла к работе с «малыми величинами». Тут уже логика не хромает: кому заниматься студенческим баскетболом, если не человеку, получившему управленческое образование в престижном американском вузе? К тому же со своим Коннектикутом Абросимова выигрывала сильнейшее в мире студенческое соревнование — чемпионат NCAA.
- С недавних пор вы — генеральный директор Международной студенческой баскетбольной лиги. При общем положении российского баскетбола студенческие проекты растут как грибы. В чем «фишка» вашего турнира?
– Мы стремимся быть открытыми, по-настоящему международными. Движемся в сторону Европы — и надеемся двигаться дальше. Китай, например, нас очень интересует. Бразилия, Индия, страны БРИКС в целом.
- А еще дальше в сторону загнивающего Запада двигаться не планируете?
– Вы про NCAA? Хотелось бы сыграть с американскими студентами, конечно. Этот рынок нам, понятно, не осилить, но вот сыграть с ними, проверить себя...У американцев только в первом мужском дивизионе студенческого чемпионата около 400 команд. Создать общеевропейское соревнование такого формата практически невозможно. Мы стремимся выбрать лучших у нас, в России. Задача строить систему, похожую на NCAA — это скорее задача АСБ.
- А как вы-то оказались у руля этого проекта?
– Меня пригласил президент МСБЛ Андрей Перегудов. В свое время он очень активно поддерживал сборную России, очень нам помогал. Ну и потом, когда появилась МСБЛ, я уже часто и с удовольствием участвовала в разных мероприятиях, проводимых лигой. Матчи звезд, благотворительные встречи. Мне нравилась идея, нравилось то, что эти люди делают. Поэтому когда поступило официальное предложение о сотрудничестве, почти сразу согласилась.
- Выходит, приехала к нам после долгой американской карьеры выпускница Коннектикута Светлана Абросимова и собирается внедрять позитивный заокеанский опыт. Понимаете, что выглядит эта конструкция несколько рискованно?
– Слушайте, но я же не собираюсь бегать тут с криками о том, что Обама лучший в истории мира президент и великий миротворец! Мы вообще не имеем отношения к политике. Мы хотим использовать тот опыт, который может быть полезным. Это не вопрос «Америка или не Америка». Это вопрос того, что лучше. А лучший студенческий спорт в Америке. Точка.
- Ладно, давайте короткий блиц для дилетанта: что такое МСБЛ? Структура, система отбора и розыгрыша, состав участников.
– Подать заявку на участие может абсолютно любой университет. В России мы проводим мини-турнир из 16 команд. Четверка лучших участвует в международной части соревнования. Она, собственно, состоит из двух туров, где играют по четыре команды. Первая и вторая отбираются в «Финал четырех». В будущем, надеемся, будет четыре отборочных тура вместо двух. Первый тур этого сезона уже состоялся — в венгерском Дебрецене. Два российских университета — МГУ и Уральский федеральный университет, к сожалению, в «Финал четырех» не попали.
- И насколько широка география турнира?
– В этом году — Россия, Эстония, Венгрия, Грузия и Украина. Планировалось также участие команд из Латвии и Великобритании, но они не сыграли по техническим причинам.
- Второй тур пройдет в Тбилиси. Оригинальный выбор места.
– А мы уже второй раз проводим мероприятие в Тбилиси — мы проводили там «Матч звезд»-2013. Колоссальное было мероприятие! Чуть ли не 10 тысяч зрителей на студенческом баскетболе, можете себе представить?! Сама я вообще ни разу не была в Грузии, так что для меня было открытием, насколько в этой стране любят баскетбол. Я-то, будучи игроком, судила по женской сборной, а она в Грузии, скажем так, не очень сильная.
- Насколько я понимаю, помимо двух российских команд и одной грузинской, в этом туре примет участие Харьковский университет?
– Именно.
- Возник вопрос: вы отдаете себе отчет в том, что затеваете?
– Ну, были опасения, скажем так. Но Андрей Перегудов, мудрый человек, сразу сказал: пусть украинцы играют. Потом была достаточно затяжная волокита, приезд харьковчан чуть не сорвался, но в итоге все сложилось: Украина будет представлена во втором туре МСБЛ.
- Украина будет играть с Россией на грузинской территории. Звучит многообещающе.
– Да это же отличная история! Помню, звонили нам грузинские организаторы и осторожно спрашивали: а вы не возражаете, что команды будут жить в одном отеле?
- А вы не против?
– Да пусть живут, конечно! Пусть едят за одним столом! Это же те шаги, которые мы должны делать навстречу друг другу. Именно мы, усилиями этих студентов, должны подать такой пример. В конце концов, как раз этим студентам в будущем предстоит исправлять то, что испорчено сейчас политиками. Харьковский университет, кстати, очень неплохая команда, так что вполне вероятно, что они еще пробьются в «Финал четырех» – а он пройдет в Москве.
- Развивая тему «международности»: сами, столько лет играя в Америке в статусе легионера, сталкивались с дискриминацией, расизмом, шовинизмом?
– В мой адрес ничего такого не было. В некотором смысле это даже забавно: я видела проявления расизма в адрес белых американок, к примеру, а мне говорилось: «ты не в счет, ты русская, а не белая».
- Что это должно означать?
– Все просто. Если ты белый американец, то ты так или иначе потомок рабовладельцев. И можешь столкнуться с негативным к себе отношением. А белых из других стран это не касается.
- Вообще расизм в баскетболе — такая же обыденность, как и в футболе?
– Про футбол ничего не скажу, не знаю. А в баскетболе... Ну, со стороны болельщиков ничего никогда не было. Я не сталкивалась, по крайней мере. А внутри команды бывает такое деление на группировки. Не то чтобы расизм, но такое разделение «по интересам». Бывает, зайдешь в раздевалку и видишь картину: с одной стороны сидят все черненькие, с другой — все беленькие. Но мы шутили над этим, конечно. Просто комфортнее общаться со своими — в этом нет ничего страшного. Проблемы возникают только если в этих «группировках» возникают деструктивные элементы. Но это просто показатель небольшого ума. С цветом кожи это не связано.
- В Америке этим моментам действительно придается такая важность? Многих это неизбывное стремление соблюсти политкорректность страшно раздражает.
– Как сказать, в этом стремлении частенько тоже кроется своеобразный «расизм». Например, в тренерском штабе женской команды обязательно должна быть женщина. А если у главного тренера свой, сплоченный и давно сформированный штаб? Он должен избавиться от кого-то из коллег-мужчин? Или если в «Финал четырех» чемпионата NCAA попадают две команды с тренерами-мужчинами, их непременно сведут в полуфинале. Это ведь тоже дискриминация. С другой стороны, американцы уже прошли стадию болезненной реакции на все, научились грамотно замалчивать какие-то моменты. Это у нас на ту же тему геев и лесбиянок сплошная истерика. Часть требует сжигать их на кострах, другие напротив, настойчиво пропагандируют однополые отношения. Мы никак не поймем, как с этим жить. А американцы научились.
- Недавно была дисквалифицирована и подвергнута остракизму за слишком тесные отношения с подопечной выдающийся тренер Поки Четмэн...
– Даже с бывшей подопечной.
- И что, ее не спас ни авторитет, ни баскетбольное ЛГБТ-лобби?
– Нет, конечно. В Америке студентов оберегают дотошно и строго. Будешь идти в проливной дождь по улице, так проезжающий мимо на машине тренер не имеет права тебя подвезти. «Однополый нюанс» тут совершенно ни при чем. Будь на месте Четмэн тренер-мужчина и девушка-баскетболистка — наказание было бы таким же строгим. Правила есть правила.
- А вообще, это действительно настолько частое явление в женском баскетболе – «неуставные» отношения между спортсменками?
– Не редкость. Бывало и такое, что я со своими традиционными предпочтениями оказывалась в коллективе в меньшинстве. Ничего, привыкаешь со временем, учишься спокойно к этому относиться. Такова реальность, мир идет в этом направлении.
- В смысле — мир идет в направлении спокойного восприятия сексуальных меньшинств? Или в сторону преобладания нетрадиционных предпочтений над традиционными?
– Ловко вы меня подловили. В сторону спокойного восприятия, разумеется.
- Скандальная история с вашим выдвижением на пост президента РФБ уже забыта? Отболело?
– Отболело бы, если бы пришел действительно сильный президент, который навел бы порядок. Я бы с легкостью признала что ошиблась. Но то что сейчас происходит... Когда слышишь новости, когда общаешься с людьми, задействованными в системе... Это кошмар. Нашим баскетболом руководят недостойные люди — вот это обидно.
- Не пересекаетесь с руководством РФБ? Ни разу не общались со времен памятных выборов?
– Нет, ни разу.
- Эта история с бесконечными судами — она будет продолжаться вечно? Воз останется на месте вплоть до исков в какой-нибудь межпланетный арбитраж?
– Честно? Я не знаю. Для меня эта ситуация — такая же загадка.
Это для "экспресс-газеты" взято было?
Но пока инновации он выскребывает у ВТБ-банка и Норникеля... Но скоро будет новый всплеск битвы друзей по кооперативу"Озеро". Это произойдет, когда Дума примет закон от Мутко, по которому он будет определять квоты на легионеров по всем федерациям... Вот тут можно будет понаблюдать за прыжками питерских динозавров и их фаворитов...