6 мин.

Андрей Ватутин: «Реалии таковы, что полностью сменить команду нельзя»

- Было достаточно много времени, чтобы подобрать нужное слово для того, чтобы описать пятничное фиаско. У вас есть это слово?

– Может, предложите свои варианты, и я выберу?

- Хм. Неудача, провал. Может быть, позор?

– Я сейчас скажу отчасти банальные вещи, но тем не менее. Сам по себе выход в «Финал четырех» – это достижение. Понятно, что ехали сюда за другим результатом, и не собираюсь прикрываться словами, что выход в «Финал четырех» это достижение и бла-бла-бла. Да, достижение, но страшен был не сам факт поражения, а то, как мы проиграли. У нас не было практически ни единого шанса. И то, что мы говорили с тренером команде перед полуфиналом, команда сделала все ровно наоборот. Основные причины, безусловно, лежат в области психологии. И эта психологическая неустойчивость в самый ненужный момент сыграла против нас. В принципе, такие моменты провальные были и по ходу сезона. Не самое страшное, что проиграли. Это спорт. Страшно – как это произошло. Я не приму упреков, что у команды нет мужских качеств. Если б их не было, мы бы не выиграли сегодня у «Барселоны». Можно много говорить о том, нужен ли матч за третье место или не нужен. Но он есть. Его тяжело было играть – и нам, и «Барселоне». Вы видели, что с первых минут мы пластались по паркету за мячом, ребята падали, не жалея себя, хотя предыдущий день был очень тяжелым для всех психологически. Не развалились. Это говорит о том, что характер есть. Его не было в пятницу. Хочу спасибо сказать всем, кто поддержал после полуфинала. Особенно работникам клуба. Весь штаб создал условия. Игроки не смогли ими воспользоваться. Было много слов поддержки. Звонили, писали. Спасибо всем, кто приехал сюда. Понимаю, что есть некий элемент разочарования. Обидно за болельщиков. Выезд в Лондон – не только дорогое удовольствие, но и сложное. По многим причинам. Но нас приехали поддержать. А мы не смогли порадовать этих людей. За это хочется извиниться.

- Все же хотелось бы конкретики. «Область психологии» – слишком расплывчатое понятие. Мы уже много лет слышим, что команду собирают не только по талантам, но и ментально. А на деле получилось иначе.

– Вы хорошо знаете рынок игроков и понимаете, что нельзя просто взять и купить команду с чемпионскими гарантиями. Сейчас на рынке да и год назад игроков практически не было. Просто их нет. Селекцию с каждым годом проводить все сложнее. Европа практически стала вторым дивизионом НБА. Чуть только человек заиграет, он сразу уезжает в Америку. Понятно, что много ожидали от Дрю Николаса не только в игровом плане, но и в плане того, что он ветеран и должен был проводить ветеранскую работу. Не получилось. И фактически весь сезон из-за этого мы играли без второго номера. Даже переставляли Сонни Уимса на вторую позицию. Ты никогда не знаешь, как человек проявит себя в ситуации под давлением. Достаточно много было примеров, когда тот или иной игрок блистал в предыдущем клубе, но затем оказывался в ЦСКА и был не похож на себя. Потом куда-то уходил в другую команду с меньшими амбициями, скажем так, и снова феерил. ЦСКА – это огромное давление на всех. Как себя проявит тот или иной человек в ситуации под давлением, предсказать невозможно. Да, некоторые люди с давлением не справляются.

- Сейчас ирония не уместна, но, может быть, при подписании контрактов устраивать экстремальные ситуации? В лес вывозить?

– Или взрывать рядом гранату? Я где-то слышал, что есть в футболе какая-то компания, которая занимается именно психологическим скаутингом футболистов. В баскетболе ничего подобного нет, и понять условно, способен человек держать удар или не способен, достаточно тяжело, особенно если мы говорим о молодых ребятах. Поскольку мы строим новую команду с молодыми игроками, предсказать, как они будут себя вести в ситуации под давление не возможно. В любой селекции всегда присутствует элемент везения. Ты можешь получить полный скаутинг, мнение тренеров, партнеров по команде, но предугадать все на сто процентов невозможно. Я четко говорю – есть определенные проблемы у некоторых игроков с психологией.

- При формировании команды, при подписании контракта с тренерами зачастую используют слово «строительство». Если проводить параллели именно со строительством, то ВТБ-Арена несколько раз меняла проект стройки, про арену в Питере не хочется даже говорить. Сейчас первый год цикла – вы сколько раз готовы менять проект? И, может, даже увеличивать бюджет?

– Вчера после полуфинала было ощущение, что надо начинать все снова с нуля. Выгнать всех, кто не справился, и начать заново. Но реалии таковы, что полностью сменить команду нельзя. Как минимум, рынок не позволит. Сейчас эмоции уходят, да и сегодняшний матч дал чуть больше оптимизма в этом смысле. Надо доиграть сезон, постараться выиграть лигу ВТБ. Конечно, будут изменения. Нужна свежая кровь, усилить проблемные позиции, о которых мы говорим.

- Кардинальные изменения?

– Резких движений не будет.

- А что за проблемные позиции? На бумаге игроки отличные. Пара центровых близка к идеалу, отличный подбор защитников, форварды. Все элита. Куда еще улучшать?

– Твердость характера улучшать надо. Сейчас решений нет. Но работа пошла. «Финал четырех» для меня это не только игры, но и постоянные встречи с агентами возможных кандидатов, процесс идет. И вот сегодня нет такого ощущения, что надо опять начинать все с нуля. Подкорректируем. При этом хочу отметить, что все пожелания тренера, которые по селекции были перед сезоном, клубом и владельцем, были выполнены.

- После такого полуфинала вспоминается прошлый год. Казлаускас ушел из клуба после поражения в финале, отчасти случайного. Но сейчас – никаких случайностей не было.

– У Казлаускаса закончился контракт, это первое. Второе, наверное, некорректно сравнивать состав прошлогодний и состав нынешний. Сильнее состава, чем был в прошлом сезоне, я думаю, не было и не будет.

- Я к тому, что Казлаускас не получил новое предложение, потому что проиграл финал.

– У Казлаускаса закончился контракт.

- Попробую иначе сформулировать вопрос. Сейчас будут массовые расстрелы?

– Не собираюсь искать крайних. Строительство команды будет продолжено без поиска, кого бы нам казнить. Полного изменения команды не будет. Нам надо посмотреть на окончание сезона. Меня сейчас уже кто-то поздравил с окончанием сезона, но сезон еще не закончился. Понятно, что основное для всех – это Евролига, но сезон надо доигрывать и постараться выиграть ВТБ.

- В команде есть персоны, которые гарантировано остаются в команде?

– Вы можете зайти на сайт ЦСКА: там есть информация по контрактам.

- У вас хороший сайт, но там были фамилии Николаса, Кристмаса…

– Это рабочее решение. Каждая команда по ходу сезона ищет возможность усиления состава. Плохое слово «не угадали», просто Николас не оправдал надежд, и найти хорошего второго номера не смогли.

- Наверное, каждого можно уволить в случае неудачи. Какой кредит доверия у руководства клуба? Скажем, перед акционерами.

– Не понял вопроса.

- Насколько устойчиво стоит кресло президента клуба?

– Вопрос не по адресу. Его надо задавать тем, кто подписывал контракт с президентом.

- Нашумевшая история с бритвой закончилась не очень красиво.

– Поверьте, это последнее, о чем я думал в Лондоне.

- Перед «Финалом четырех» это звучало как бравада.

– Нет. Просто хотел снять напряжение. Вы же знаете, в команде очередь выстроилась, кто будет брить президента. Надеялся, что это поможет раслабиться. Не получилось.

Коней нужно менять на этой переправе. Почему Лондонский финал оказался провалом

«Мессина зарылся в поисках оптимального состава». Анатолий Мышкин о поражении ЦСКА

Боль – это боль. 5 самых запоминающихся поражений ЦСКА в «Финалах четырех»

10 самых больших бюджетов Евролиги