Хамство – мужество тех, кто его не имеет
Я думаю каждый на своём жизненном пути встречал людей, которые пытался унизить, нахамить или оскорбить Вас. Причины могут быть самыми разными : «не тот» цвет кожи или «не та» национальность; потому что вы зарабатываете больше их, или потому что — меньше; потому что вы сидите рядом с ними ; не так пахните; не так смотрите... Завистники не простят вашего успеха, а злопыхатели — поражения. Порой это специально делается в присутствии Ваших родных, друзей или сотрудников, чтобы унизить Вас посильнее.
В спорте можно встретить такое хамское общение как элемент конкуренции. Часто такое психологическое давление оказывается на молодых игроков с задатками лидера , в моменте начала работы во взрослом коллективе. Завистники не простят вашего успеха, а злопыхатели — поражения. Бесполезно обижаться на них, перевоспитывать, пытаться пробудить в них совесть и сострадание. Они такими родились, такими и умрут. Умышленно или неумышленно, они всегда приносят зло тем, кто находится с ними в контакте. Им чужды благодарность, сострадание, вера в добро, мораль и благородство. У них своя этика, где хорошо только то, что им выгодно или приятно. Благодарность и жалость им не свойственны. Безответственность, мелочность, злобность часто лежат в основе их натуры. Это избалованные животные, а не родственные создания. Они носители морали скотного двора. И всегда приносят страдание людям, но особенно — тем, кто их окружает и пробует доверять. Тот, кто имеет несчастье быть зависимым от него, становится особенно беззащитным перед психической агрессией…
Не редко, пробуя мотивировать игроков, тренера пользуются не нормативным лексиконом. Результат – кратковременный а эффект – продолжительный, обида и потеря доверия к наставнику.. Элементарное хамство не так безобидно, каким кажется. Это не просто испорченное настроение или уязвленное самолюбие. Часто такие люди интуитивно знают, как побольнее ударить человека в незащищенное место, причинив ему страдания, которые не утихают годами. В ход идет все — и ироническая улыбка в нужный момент, и базарный окрик... Первобытным людям, думается, было проще. Человек не накапливал злобу, обиду или ненависть. Просто брал дубину в руки и отвечал обидчику. А если он сильнее тебя, то разрядка наступала после пробежки от хама и никаких нервов. Ну а в нашем цивилизованном обществе не часто есть возможность — врезать обидчику по голове. Это только в Японии додумались ставить на фирмах чучело начальника, чтобы подчиненные имели возможность выместить на чучеле все, что накопилось, избавить себя от груза отрицательных эмоций. Но нам-то что делать?
Помните — главная защита от их разрушительного влияния — в умении спонтанно и искренне выражать собственные чувства. Главное — не боятся продемонстрировать свою реакцию, будь то гнев, обида или ярость. Уверенно выражая свое мнение по поводу происходящего, вы в силу такого раскованного поведения вызываете симпатию окружающих и настраиваете их в свою пользу. Такой ответ ставит агрессора в неудобное положение и заставляет корректировать свое поведение. В ситуациях противостояния, когда на вас давят высказывания, затрагивающие ваше достоинство, на первое место выдвигается умение проявить выдержку, самообладание. Сделать это бывает вовсе непросто. Но крайне важно.
Лиц, от которых исходит угроза психологического или физического насилия, можно классифицировать по трем большим группам.
1) психически нормальные люди без видимых отклонений в поведении;
2) психически нормальные люди, но находящиеся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;
3) люди с патологическими отклонениями в психике.
Вообще, следует отметить, что правильная оценка ситуации — первый шаг к решению проблемы. Оценка человека, от которого исходит угроза, может быть очень поверхностной, а может быть и довольно глубокой. В зависимости от сложившейся ситуации вы сами решаете, какой уровень анализа необходим для принятия решения. Вряд ли целесообразно выяснять уровень интеллекта или наличие чувства юмора у трамвайного хама или человека, который уже замахнулся для нанесения удара. А вот при выяснении отношений с начальником-садистом, который ежедневно третирует вас, уже необходим глубокий психологический анализ его личности. Вот несколько методов и способов психологической защиты. Основное правило психологической защиты гласит: Никогда не упускаем противника из виду, наблюдая за его внешними реакциями и движениями. Всегда осуществляем визуальный контакт, т.е. смотрим ему в глаза. При общении с атакующим вас субъектом всегда старайтесь не поворачиваться спиной. Волевой по натуре человек не боится смотреть в глаза людям. Поэтому, если вы будете смотреть на противника мельком и сразу же отводить взгляд, такое поведение он примет за признак слабости. Противник будет считать вас неуверенным и стеснительным человеком, на которого не страшно напасть, унизить, оскорбить. Установлено, что именно это больше всего провоцирует атаку психопатов и преступников. Поэтому все мастера единоборств специально тренируют «волевой» взгляд, способный «пригвоздить» противника. Вспомните, как профессиональные боксеры перед схваткой буравят друг друга глазами. Дрогнул, показал слабость, отвел взгляд, — значит, ты слабее и уже проиграл еще до начала поединка. Такие тренировки взгляда практикуются и в спецслужбах.
В ситуациях психологического противоборства важно следить за своим физическим состоянием и видом. Если у вас прямая спина, ровное дыхание и твердый взгляд в переносицу оппонента, мало кому придет в голову воспользоваться ситуацией и попытаться оскорбить вас. Наоборот, проявление растерянности является указанием на вашу беззащитность и провоцирует нападение. Но уверенный и пристальный взгляд имеет решающее значение.
Методик борьбы против хамского поведения много, вот несколько из них. Проверенных и не сложных.
Методика отстранения. При беседе с людьми, которые могут оказывать на вас негативное влияние, первым делом мысленно отделите их экраном из плотного стекла, визуализируйте этот экран до ощущения полной реальности. Вообразите непробиваемую стену. Из бронированного стекла, просто плотного воздуха, магнитного поля : «Ты просто не существуешь. Я не могу ни видеть, ни слышать тебя, да тебя вообще нет». И Вы вдруг увидите, как ваши «благожелатели» станут Вам абсолютно безразличны. Вы видите и слышите собеседника, но его злоба и ненависть не проходит к вам.
Методика разглядывания. Негативная информация больше всего воздействует на слух. Поэтому в напряженных ситуациях следует фиксировать внимание не на слуховых ощущениях, а на зрительно воспринимаемых объектах. Оппонент, раздражающий вас, продолжает говорить что-то, а вы, чтобы отгородиться от действия его речи, постарайтесь увидеть его лицо — как можно отчетливее, во всех деталях, как если бы вы собирались затем по памяти нарисовать его портрет. Смотреть следует молча, очень внимательно, но не «пялиться», а именно рассматривать. Во время этой умышленной паузы постарайтесь увидеть как можно больше деталей обстановки рядом с разгоряченным собеседником. Кто бы ни был противником — случайный прохожий, начальник, коллега или подчиненный, ваше внезапное, неожиданное молчание непременно вызовет ослабление его напора.
Методика Визуализации:
1) уменьшите в росте человека, вызвавшего ваш гнев, пусть он будет карликом, гномом или букашкой;
2) постарайтесь увидеть этого человека в смешном виде (например, в трусах и в каске);
3) представьте гнев в виде пучка энергии, который уходит через вас в обидчика;
4) придумайте сцену воображаемого реванша по отношению к вашему обидчику и насладитесь «мщением».
Посвятите несколько дней отработке методик, описанных выше. Попробуйте, «примерьте на себя» каждое упражнение. Далее выберете те из них, которые больше всего понравились и (или) удаются вам наилучшим образом. Практикуйте их регулярно, пока они не войдут в вашу плоть и кровь, станут естественной частью вас самих. При внезапном возникновении стрессовой ситуации, связанной с психологической или физической угрозой, эти упражнения помогут вам быстро и эффективно.