Гоночная этнология или немного об интернационализме
Еще не так давно финишировал очередной ралли-марафон «Дакар». Воспоминания о триумфе в зачете грузовиков еще свежи, но уже традиционно на Интернет форумах развелись разговоры о том, насколько гоночный КАМАЗ состоит из отечественных деталей. Видимо так псевдо патриоты пытаются развести очередной скандал, обвинив гоночную команду в непатриотизме. Или напротив, те, кто всячески хочет принизить значение нашей страны, таким образом пытаются показать, что ничего путного в России произвести нельзя.
Прекратить эти россказни вряд ли получится, ведь никогда не переведутся те люди, что не смогут почувствовать себя счастливым, если только кому-нибудь не нагадят. Оппонировать в таких спорах сможет только человек, знакомый с культурой мирового автоспорта. Вот только такой человек вряд ли всерьез заинтересуется этой темой, ведь ему давно известно, что в мире автоспорта понятие национальность весьма условное.
Конечно, пилоты выступают в гоночных сериях под лицензиями своей страны, но давайте вспомним малоизвестного Алекса Йонга, малазийца по паспорту, который, впрочем, большую часть своей карьеры провел в Англии. Или Жана Алези, француза с итальянскими корнями. Не так давно, возможный дебютант формулы 1 2013 года 23 летний бразильский автогонщик Луис Разия смог собрать большую часть своего бюджета не в родной Бразилии, а в Европе. Тут мне очень хочется передать пламенный привет Оксане Косаченко. Всеми любимая Итальянская команда Феррари достигла самых значимых успехов за последние лет 10-15 с Британцем Россом Брауном на капитанском мостике. А многие британские конюшни устанавливают на своих болидах итальянские тормоза фирмы Brembo.
Все это хорошо известно людям знающим, но и всем остальным будет полезно узнать, что мировой автоспорт интернационален. Так что не судите о КАМАЗе превратно, ведь в нем действительно много иностранных деталей.
Внешний вид гоночного КАМАЗа менялся так же часто, как и его начинка. В далеких восьмидесятых гоночный КАМАЗ щеголял в песочно-желтой окраске. Привычного глазу синего цвета было мало. КАМАЗ С4310 утюжил трассы ралли-рейдов до 1995 года. Машина отличалась трехосной схемой и форсированным до 290 л/с двигателем. На первом же международном соревновании было завоевано второе место.
В 1994 году на КАМАЗ 49250 с треском провалил главное ралли сезона. На «Дакаре» вышли из строя силовые агрегаты на всех трех заявленных грузовиках. Тем не менее двухосная компоновка неплохо зарекомендовала себя в гонке
Заменив ненадежный КАМАЗовский двигатель более совершенным ЯМЗ-7Э846 мощностью за 500 л/c команда прибавила в надежности. Боевой машиной стал КАМАЗ 49252.
Эстетически привлекательный кузов сложной формы пожалуй нравился даже соперникам, тем более что он обеспечивал меньшее аэродинамическое сопротивление
В 1997 году команда экспериментировала с КАМАЗ 49255. Двухосный полноприводный грузовик имел двенадцатицилиндровый двигатель мощностью в 1000 л/c. Решено было опробовать прежнюю конструкцию платформы. В гонках, правда, долго этот грузовик участия не принимал, так как двигатель был излишне мощным и попросту ломал трансмиссию.
Удачный во многих отношениях КАМАЗ 49252 в 2001 году сменил еще более совершенный КАМАЗ 49256.
основное отличие этой машины от своей предшественницы – это классическое расположение двигателя под кабиной. Конструкторам пришлось отказаться от среднемоторной схемы из-за FIA.
Сегодня в качестве боевой гоночной машины команда КАМАЗ-Мастер использует КАМАЗ 4911.
Колесная формула 4*4, 3 места в кабине, полная масса в 11 тонн, грузоподъемность 4 тонны. Этот грузовик способен пробираться в самые труднодоступные уголки планеты, и выдерживает перепады температуры окружающей среды от -30 ° до +50 °С. Именно этот грузовик прозвали «Летучим», из-за его умения с легкостью подлетать на трамплинах во время гонки.
По требованиям FIA для участия в гонках необходимо было выпустить 15 автомобилей в год, сейчас требования чуть изменили -50 грузовиков за два года, так что автомобиль является серийным. Турбодизельный двигатель ЯМЗ 7Э846.10 V8 развивает мощность 830 л/с и разгоняет этот агрегат до сотни всего за 10 секунд! Максимальная скорость – 180 км/ч.
Команда разработала более легкую раму, но сумели сохранить жесткость и прочность прежней, ход рессор увеличили до 1900 мм и модернизировали амортизаторы.
В 2007 году в качестве ответа на ужесточенные требования автомобильной федерации был создан новый грузовик КАМАЗ 4326 (4х4).
По сравнению с предшественником силовой агрегат машины сместился назад на 400 мм. улучшилась развесовка, а за счет смещения кабины на 20 см назад, уменьшился передний свес, что повысило проходимые возможности грузовика скажем в дюнах. Удалось снизить и вес КАМАЗа.
На протяжении долгих лет боевые экипажи сопровождает автомобиль технической поддержки. Для таких грузовиков даже создан специальная категория на «Дакаре».
Кабина, рама и кузов, а так же двигатель произведены в России. Существующее с 1976 года производство дизельных грузовиков и двигателей уверенно занимает место в первой десятке по объему выпускаемых двигателей. А количество сходящих с конвейера грузовиков, позволяет заводу занимать 16 место в мире по объемам их производства.
Двигатели ЯМЗ и ТМЗ производятся Тутаевским моторный завод в ярославской области и ОАО «Автоди́зель» из города Ярославь. Ну а кузов с рамой для гоночного КАМАЗа модернезирует уже сама команда КАМАЗ-Мастер, ведь серийная техника вряд ли сможет преодолеть трудности и выдержать испытания ралли марафоном.
Раздаточная коробка на гоночных КАМАЗах австрийская. Компания STEYR MOTORS GmbH имеет богатый опыт по производству различных инженерных систем как для военной так и для гоночной техники.
На фирменном сайте голландской компании Reiger Suspension красуется фото нашего КАМАЗа. Голландцы гордятся достижениями нашей команды по праву, ведь они внесли немалый вклад в надежность нашей гоночной техники, поставляя команде превосходные амортизаторы. Они способны выдерживать по настоящему экстремальные нагрузки, чего стоит хотя бы обычный прыжок с трамплина.
Коробка передач и сцепление немецкие. ZF Friedrichshafen AG - один из ведущих концернов - поставщиков мировой автомобильной промышленности. ZF входит в число 15 крупнейших производителей в мире в своем сегменте. Коробки передач ZF известны надежностью и долговечностью. Сцепление SACHS тоже пользуются популярностью.
В 2005 году нами было налажено сотрудничество с немецкими партнерами и открыто ООО "ЦФ КАМА". На предприятии успешно производят коробки передач все для тех же КАМАЗов, а продукция сертифицирована по международным стандартам качества.
Компания WABCO Vehicle Control Systems (NYSE: WBC) – ведущий поставщик систем безопасности и управления для коммерческого транспорта, предоставляет КАМАЗ Мастеру тормоза. Головной офис компании расположен в Брюсселе.
Ну и наконец, обуты наши КАМАЗы во французские шины. Уже более 20 лет компания MICHELIN является партнером команды «КАМАЗ-Мастер». Во всех гонка, в которых принимает участие наша техника, грузовики обуты в серийную резину MICHELIN XZL.
Как видим, в КАМАЗе действительно хватает узлов и агрегатов, произведенных за рубежом. Но это нормально, ведь в конце концов гонки выигрывают российские экипажи, выступающие под нашей гоночной лицензией. Хотя я уверен если бы первым на следующем «Дакаре» пришел казахский грузовик, мы так же гордились бы его результатом.
Автодизель с ударением напечатать не поленились, а город - ярославь... Поправьте, а? ;)
Сама статья - хороша.
Насчёт Ф1 там другая история, всё ещё хуже. Кроме Феррари и Заубера все команды британские.
Мерседес немецкий - ага, бывший Турелл, БАР, Хонда и Браун, находится в англии, в Брекли, почти все сотрудники - Англичане.
Форс Индия такая Индия - та же история.
Маруся - русская команда, ага, да, верим!
Австийский Ред Булл - нуну.
Ну как может быть серийной машина которая кроме как на ралли-рейдах нигде не используется????