6 мин.

Дакар 2013

На календаре 5 января, а это значит, что все любители автоспорта если не просыпаются от зимней безгоночной спячки, то хотя бы приоткрывают один глаз чтобы насладиться кадрами с традиционного ралли-марафона. Именно сегодня стартует Дакар 2013 – первое значимое автогоночное событие в году. Девиз марафона: "Поединок для участников. Мечта для зрителей". В 2013 году на старт ралли выйдут в общей сложности 449 экипажей – 183 мотоцикла, 153 машины, 38 квадроциклов и 75 грузовиков, сообщает официальный сайт Ралли «Дакар».

 

Ралли-марафон «Дакар» первые годя своего существования больше было известно под названием «Ралли Париж — Дакар». Гонка, основанная Тьерри Сабином проходила по двум континентам, первая состоялась аж в далеком 1978 году. Интересен тот факт, что идея проведения самого крупного ралли-марафона пришла Тьерри́ Саби́ну из-за весьма курьезного случая. Во время проведения популярного в восьмидесятых годах ралли Абиджан — Ницца гонщик потерялся в пустыне. Он был найден только через три дня и чудом остался жив, благодаря тому, что его вовремя нашли туареги. Зато ему пришла в голову идея проведения будущего марафона. Зимой 77 года были сформулированы основные правила «Дакара», примечательной особенностью которого является возможность выставлять экипаж абсолютно всем желающим. Таким образом, в гонке принимают участие как профессиональные спортсмены, так и любители. А основное отличие от классического ралли, где чемпионат состоит из множества этапов в разных странах, и чемпион выявляется по сумме очков, на ралли-рейде соревнования проходят, как правило, в начале года и заканчиваются с прибытием в конечный пункт. Вся дистанция разбивается на отдельные участки. Побеждает тот, кто преодолеет маршрут за наименьшее время. Кроме того, на «Дакаре» помимо соревнований среди раллийных автомобилей есть ещё зачёты среди мотоциклов, квадроциклов и грузовиков — в каждом зачёте и выявляется победитель ралли-рейда.

 

В самом первом «Дакаре» победил мотоциклист Сирил Неве на Yamaha XT500. более того, весь пьедестал заняли мотоциклисты. Возможно поэтому уже в 1980 году были введены зачеты по категориям.

 

Категория «Мотоциклы» разделен на три группы. К группе «Marathon» относят практические не измененные серийные модели с объемом двигателя не более 451 cc. К группе Super-Production относят модифицированные и усовершенствованные мотоциклы объемом двигателя более 451 cc. К группе 3 относят квадроциклы с объемом двигателя не более 500 cc.

 

К классу «Автомобилей» допускают транспортные средств массой менее 3500 кг, которые подразделяются на несколько категорий.

Т1 — модифицированные и усовершенствованные внедорожники.

Т2 — серийные модели внедорожников.

Open  — включает прочие автомобильные транспортные средства с массой до 3500 кг.

 

Класс «Грузовиков» представлен транспортными средствами массой более 3500 кг. Он разделен на две группы: Т4 и Т5.

Т4-1 — включает модифицированные и усовершенствованные модели.

Т4-2 — включает серийные заводские модели.

Т5 — грузовики этого класса не принимают участие в гонке и являются автомобилями технической поддержки.

 

Старт экипажей происходит в следующем порядке: первыми стартуют мотоциклы, потом — автомобили, а за ними грузовики.

 

В первые годы существования марафона участники могли надеяться только на себя и на легенду. Во время гонки легенда находится у штурмана, который, диктуя первому пилоту расстояния между контрольными точками, направления поворотов и их кривизну, руководит таким образом движением автомобиля. Проезд не по легенде (или в объезд маркеров) карается снятием экипажа с гонки.

 

В наши же дни автомобили оснащают системами GPS слежения, впрочем используют их вовсе не для навигации, а только лишь в качестве своеобразных аварийных маячков, с помощью которых всегда можно определить положение экипажа. Так что и сейчас рассчитывать можно только на себя, а использовать лишь дорожную книгу, стенограмму и все ту же легенду.

 

Маршруты этапов пролегают через пески, барханы, дюны. Покрытие дорог разнообразное и включает в себя песок, камни, твердый каменистый грунт и т. п. Время проведения совпадает с периодом, когда в пустынях нередко случаются песчаные бури или идет дождь, что усложняет прохождение трассы.

 

Трасса каждого этапа состоит из скоростного участка и одной или двух дорожных секций, представляющих собой отрезок трассы от места отдыха до места старта или от финиша до места отдыха или старта следующего этапа.

 

Скоростной участок является отрезком трассы, на котором и происходит соревнование участников. На каждом таком участке имеется от одной до трех контрольных точек — специальных мест на трассе, в которых участники должны обязательно получить отметку судей. Обычно некоторые контрольные пункты совмещены с пунктами дозаправки. Также на некоторых этапах устанавливаются секретные контрольные пункты, о расположении которых участники не имеют информации. Такие контрольные пункты обеспечивают соблюдение маршрута участниками ралли.

Многие удивятся, посмотрев на карту ралли-марафона. Не смотря на свое название, марафон не первый год проводится на территории Латинской Америки. Всему виной скандал 2008 года. Когда гонку попросту отменили. Дело в том, что в декабре 2007 года в Мавритании были убиты французские туристы. Поэтому компания Amaury Sport Organisation, отвечающая за организацию ралли, в своем заявлении заявила, что французское правительство рекомендовало им отменить гонку, которая должна была стартовать 5 января в Лиссабоне. Угрозы участникам были высказаны в том числе и от членов Аль-Каиды. В 2008 году автомобильному марафону "Дакар" исполнилось бы тридцать лет.

 

Спустя год решено было возродить самую знаменитую гонку, но уже не на африканском континенте, а в куда более спокойной Южной Америке. Перенос мероприятия на другой континент вызвало широкий резонанс в автоспортивном мире. Нашлись энтузиасты, которые организовали свой альтернативный «Дакар» на традиционном африканском маршруте. Свою гонку они назвали «Africa Eco Race». Организаторы альтернативы Дакару сделали ставку на небогатые команды и частные коллективы. Но не смотря на это на гонке засвечивались и именитые спортсмены, вспомнить хотя бы Жан Луи Шлессера.

 

Перефразируем известную фразу про труса и хоккей: «трус не гоняет на «Дакаре». Советум не пропускать трансляции с ралли марафона, «Дакар» - это первый в году автоспортивный праздник. Настоящее испытание как для техники, так и для участников. Демократичность и атмосфера взаимовыручки граничат здесь с яростным спортивным накалом и бескомпромиссностью. Согласитесь таких контрастов осталось не так уж и много. Даже в узком гоночном сообществе.