1 мин.

«Шинный гандикап: как может измениться Формула-1 с новыми правилами проведения субботней квалификации»

В Формуле-1 поиск идеального баланса между спортивной справедливостью и зрелищностью продолжается десятилетиями. Доминирование отдельных команд и предсказуемость исходов заставляют организаторов постоянно экспериментировать с форматами. Хотя нынешняя система квалификации объективно выявляет самого быстрого гонщика, она часто не спасает от монотонности в гонке. Это порождает дискуссии о альтернативах, среди которых наиболее известна, но критикуема за искусственность, идея реверсивной сетки.

Главная задача организаторов — сохранить статус Формулы-1 как вершины автоспорта, где побеждает сильнейший, одновременно обеспечивая напряженную и непредсказуемую борьбу. Как альтернатива «Шинный гандикап», при которой тип резины для квалификации определяется текущей позицией пилота в чемпионате. В отличие от реверсивной сетки, эта концепция не наказывает лидеров, а бросает им вызов, усложняя задачу, но оставляя шанс проявить мастерство. Она не переворачивает стартовую решетку с ног на голову, а создает динамический баланс, где преимущество получают аутсайдеры и средники, а лидеры получают возможность продемонстрировать свое превосходство в борьбе.

1. Тип шин для квалификации определяется текущей позицией пилота в общем зачете чемпионата.

  • Места 1-5 в чемпионате: Квалификация на жестких шинах (Hard).

  • Места 6-10 в чемпионате: Квалификация на средних шинах (Medium).

  • Места 11-20 в чемпионате: Квалификация на мягких шинах (Soft).

Состав резины также как сейчас определяет Пирелли.

Ключевые уточнения и тонкости:

  • После квалификации все пилоты получают идентичный свежий набор шин на старт гонки. Хард, Медиум, Софт. Вне зависимости от использованных во время квалификации.

  • Определение типа шин происходит после каждого этапа. После гонки пилоты получают очки и занимают соответствующее место в турнирной таблице, тем самым определяется тип шин на квалификацию следующего этапа.

  • Принцип «не наказания, а вызова». Пилот на жестких шинах не обречен на старт с конца. Его задача — показать все свое мастерство и мощь машины, чтобы минимизировать потери. Пилот на мягких шинах не гарантирует себе поул — он должен доказать, что может реализовать полученное преимущество.

  • Дождевая квалификация. Если квалификация объявляется «Дождевой», все пилоты выходят на одинаковых дождевых (Wet) или промежуточных (Intermediate) шинах.

2. Стратегическое планирование на сезон

Командам придется думать на несколько этапов вперед. Позиция в чемпионате теперь определяет не только борьбу за титул и итоговое места в таблице, но и стартовые возможности на следующий этап. Возникает концепция «тактического поражения»:

Например: Команда Mercedes перед Гран-при Монако видит, что Джордж Рассел идет 5-м в чемпионате с небольшим отрывом от 6-го места. Квалификация на жестких шинах снижает вероятность занять высокие места на старте гонки. Команда может принять решение пожертвовать одной позицией в турнирной таблице на предыдущем этапе, чтобы Рассел опустился на 6-е место и получил право на средние шины в Монако, где это даст шанс на поул.

Это не намеренное ухудшение результата, а сложный стратегический выбор между гарантированными очками сейчас и потенциально большим преимуществом в будущем. Борьба за позиции 5-6 и 10-11 места становится критически важной, так как обеспечивает переход между группами шин.

3. Тактическое планирование выхода на круг

Команды и пилоты, выступающие на хардах, будут вынуждены разрабатывать сложные тактические планы для квалификации. Из-за того, что жесткий комплект шин сложнее прогреть для квалификационной попытки, прогревочных кругов потребуется больше, 2-3, что может привести к:

  • Отсутствие права на ошибку: у них, скорее всего, будет только одна реальная попытка показать быстрый круг в каждом сегменте квалификации (Q1, Q2, Q3). В то время как их конкуренты на софтах могут позволить себе две, а то и три попытки, пробуя разные линии или рискуя больше в поворотах.

  • Роль инженера: Инженер на пит-уолле будет должен идеально рассчитать время выхода на трек, чтобы пилот не попал в трафик и не потерял драгоценные градусы температуры в шинах за время ожидания.

Огромное давление на условного Макса Ферстаппена или Ландо Норриса в Q3, когда они знают, что у них есть только один шанс на то, чтобы отобрать поул у условного Эстебана Окона или Нико Хюлькенберга на софтах.

4. Новая роль практик

Свободные практики в пятницу приобретут более важное значение. Командам, чьи пилоты находятся в топ-5, придется тратить огромное время в P1 и P2 не на настройки машины на темп предстоящей гонки, а отработку процедуры прогрева жестких шин и тактики для квалификации.

5. Как может сказаться данные правила на ход чемпионата:

  • Для топ-команд: их доминирование в гонках не исчезнет, но путь к победе усложнится. Ключевыми станут навыки обгона и работа над стратегией. Чемпионат будет выигран не самой быстрой машиной, а самой умной командой и самым талантливым гонщиком.

  • Для команд середины: они становятся главными бенефициарами. Большая вероятность старты с первых рядов дадут им шанс не только на очки, но и на подиумы и даже победы на трассах, где обгон затруднен.

  • Для аутсайдеров: Система дает им беспрецедентный шанс заявить о себе. Первые стартовые ряды в гонке для них перестают быть несбыточной мечтой, а становится реальной тактической целью.

  • Для зрителей: Интрига сохраняется на протяжении всего уикенда. В пятницу команды ищут настройку для разных сценариев. В субботу мы наблюдаем за квалификационной битвой в неравных условиях. В воскресенье смотрим, как топы прорываются сквозь пелотон, а середняки отчаянно защищают возможные высокие позиции.

6. Действующие ограничения правилами

ФИА регулярно вводит ограничительные меры для сдерживания технического потенциала топ команд, тем самым пытаясь подтянуть их к уровню команды из второй пятерки и как бы выровнять весь пелетон.

·         Прибывания в аэродинамической трубе, где место в кубке конструкторов по итогу сезона определяет время, в течении которого команды имеют право работать в аэродинамической трубе. Когда команда занимающее более высокое место в кубке конструкторов имеет меньше времени на эти работы по сравнению с командами, занимающие места ниже.

·         Ограничение бюджетов команд, введя финансовый потолок.

·         Стандартизированные компонентов болидов.

·         Закрытый парк.

·         Лимит на силовые установки.

Все эти правила преследуют одну цель - уровнять все команды, но косвенно являются ограничивающими для топ-команд, что дает некий гандикап для более слабых команд. Отчасти можно сравнить все эти существующие правила с принципом «Шинного гандикапа» в квалификационных заездах, которое также преследуют цель условного ограничения лидеров для сокращения пелетона в целом.

Вывод:

Проблема зрелищности и предсказуемости результатов чемпионата Формулы 1 в последние годы назрела как никогда, но несмотря на это, рейтинги Формулы 1 ставит новые рекорды популярности во всем мире. Естественно ФИА и Liberty Media не хотят потерять даже часть этой огромной аудитории и активно ищут решение проблемы падения зрелищности и предсказуемости результатов: Внедрение в чемпионат Спринт-заездов, правило двух пит-стопов в Монако, куча статей и правил ограничивающий финансовый и технический потенциал топ-команд, чтоб уровнять пелотон и тем самым повысить зрелищность. В последнее время обсуждают внедрение реверсивной решетки, баланса производительности и даже лотерею шин. Все это говорит о том, что Формуле 1 необходимы перемены, чтоб повысит зрелищность чемпионата. «Шинный гандикап» вполне может стать одним из альтернативных вариантов, которые в случае принятия смогут повысить зрелищность и накал борьбы за титул.