11 мин.

Поул Шварцмана в «Инди-500» – редчайшее достижение. Вот детали успеха нашего пилота

В последнее воскресенье мая в США пройдет старейшая регулярная автогонка мира – «500 миль Индианаполиса».

До старта почти неделя, но 109-е издание «Инди-500» уже в истории: поул-позицию сенсационно выиграл новичок, российско-израильский гонщик Роберт Шварцман.

Чтобы полностью понять масштаб сенсации, нужно начать издалека и определить значимость «Инди-500» как гоночного события.

Фанаты «Формулы-1» и «Индикара» годами бьются в спорах, пытаясь доказать друг другу, что именно их любимый чемпионат является лучшим в «открытых колесах».

Споры эти не имеют особого значения, потому что серии претендуют на разный статус как с географической, так и со спортивной точки зрения, однако один факт останется неизменным – «Инди-500», проходящая в рамках сезона «Индикара», не только одна из старейших (впервые была проведена в 1911 году), но и одна из самых престижных гонок планеты. Когда-то даже входила в зачет чемпионата мира среди пилотов, который в 2025 году, уже под названием чемпионата мира «Формулы-1», празднует 75-летний юбилей.

«Гоночная столица мира», «величайшее событие в мире гонок», «одна из звезд в тройной короне автоспорта» – эти статусы овала «Индианаполис Мотор Спидвей» и самого пятисотмильного марафона, наводящего страх даже на бывалых пилотов «Формулы-1», прочно закреплены в международной гоночной среде. Ну а в самой Америке победа в «Инди-500» ценится выше, чем титул во всем чемпионате «Индикара», который, по сути, и крутится вокруг этой гонки.

Традиции проведения «пятисотки» настолько мощны, что если у местных болельщиков поинтересоваться о главном событии в мае, то они наверняка ответят: «Инди-500». Причем именно «в мае», а не в «один из уик-эндов мая» – марафону посвящен весь месяц, включающий в себя гонку на дорожной конфигурации «ИМС» и двухнедельный период тренировок и квалификаций.

В «Инди-500» побеждают опытные гонщики и инженеры – у новичков почти нет шансов

Заезды на овале «ИМС», где пилотам нужно преодолеть всего четыре поворота, но вдоль стен и со скоростями под 400 км/ч, привела к уникальному расписанию.

Квалификация проходит за неделю до самого заезда и в два дня, после недели тренировок, по ходу которых гонщики и инженеры ради лишней мили в час готовы искать предел как своему пилотажу, так и технике, зачастую эту самую технику не щадя.

Поиск удачных тонких настроек настолько важен, что нередки случаи, когда после успешного выступления в гонке машину буквально консервируют на год, чтобы использовать впоследствии только на «Инди-500» следующего года, а авария даже в первый день тренировок способна полностью перечеркнуть шансы на возможную борьбу.

В такой ситуации зачастую на первый план выходит даже не скорость гонщика, а опыт – как его, так и его бригады, особенно гоночного инженера, способного порой выиграть для своего подопечного «пятисотку». Один из ярких примеров случился в 2016 году, когда победу в марафоне одержал Александр Росси – последние круги он проводил буквально на бензиновых парах, четко выполняя инструкции Брайана Херты, решившегося на рискованную стратегию не зазывать пилота под конец дистанции на пит-стоп для дозаправки.

Именно по этой причине победы новичков в «Инди-500» – как в гонке, так и в квалификации – событие редчайшее. Выиграть дебютную «пятисотку» за последние 100 лет удавалось всего шестерым, за последние 50 лет – троим (тому самому Росси, Элиу Кастроневису и Хуану-Пабло Монтойе).

Показать же лучший результат в дебютной квалификации, где сейчас нужно собрать лучшую среднюю скорость на четырех кругах, до прошедшего уик-энда за всю историю удавалось лишь итальянцу Тео Фаби в 1983-м и американцу Уолту Фолкнеру в 1950-м. Что еще важнее, ни в одном из этих двух случаев «пятисотка» не была дебютной для владельца машины или команды, за которую выступал пилот.

До прошедших выходных победа дебютанта с командой-дебютантом в квалификации «Инди-500» считалась невозможной, особенно в той ситуации, в которой изначально находились Роберт Шварцман и его команда «Према».

К знаменитой гонке команда Шварцмана подошла в худшем состоянии

Серебряный призер «Формулы-2» 2021 года Роберт Шварцман после несколько лет попыток попасть в «Формулу-1» (был резервным пилотом «Феррари» и поучаствовал в нескольких практиках перед Гран-при) переключился на американский «Индикар» – вместе с итальянской командой «Према», выигравшей почти все в молодежных европейских гонках.

Но адаптация к новому чемпионату оказалась непростой. Глава технического штаба «Премы» Майкл Кэннон не проработал в команде и двух месяцев – уволился по собственному желанию, заявив впоследствии, что руководство команды и инженеры не прислушивались к его советам, и, следовательно, в его помощи не было никакого смысла.

Последствия для итальянцев наступили довольно быстро.

На старте сезона машины сталкивались с техническими сложностями: не работали датчики, сбоила электроника, горели двигатели. Дважды по ходу первых пяти этапов сезона Шварцман начинал квалификации без возможности потренироваться на незнакомых трассах, так как его бригада была вынуждена либо искать причину очередной поломки, либо вообще собирать заново выгоревший автомобиль.

Два 18-х места Роберта в Лонг-Бич и Гран-при Индианаполиса добыты скорее вопреки обстоятельствам и благодаря аккуратному пилотажу в гонках.

К специфике выступлений на овалах «Према», как казалось, была и вовсе не готова. На апрельских тестах в Индианаполисе команда использовала автомобили в дорожной конфигурации, а в первый день тренировок «Инди-500» Шварцман и его напарник Каллум Айлотт проехали на двоих всего 22 круга и замкнули протокол, заставив всех без исключения экспертов говорить о том, что обе «Премы» отправятся в так называемые «выбивашки».

По итогам одна из них не выйдет на старт гонки (традиционно в «Инди-500» стартуют 33 машины – когда количество заявленных гонщиков превышает это число, во второй день квалификации проводится отдельная сессия для пилотов, занявших по итогам первого дня места ниже 30-го – трое быстрейших в этой сессии проходят на старт, а остальные отсеиваются. В нынешнем сезоне в «выбивашках» участвовали четыре гонщика).

Учитывая, что у Шварцмана до «Инди-500», в отличие от Каллума, в принципе не было овального опыта, главным аутсайдером считался именно Роберт, однако с первых сессий стало понятно, что уроженец Тель-Авива быстрее напарника.

Шварцману помог инженер из SpaceX, взявший отпуск ради «Инди-500»

Секрет скорости нашелся не сразу. На третий день тренировок в прессу просочилась информация, что перед «Инди-500» «Преме» удалось усилить инженерную бригаду.

Гоночным инженером Роберта стал Эрик Ляйхтль, два сезона работавший с Джозефом Ньюгарденом и выигравший с ним «Инди-500» в 2023-м.

После Эрик перешел в компанию SpaceX, а на нынешнюю «пятисотку» вернулся, по сути, взяв отпуск от основной работы. Еще чуть позже стало известно и о присутствии в бригаде Шварцмана Роберта Гью – инженера, приводившего к поулам в «пятисотке» Алекса Тальяни в 2011-м и Джеймса Хинчклиффа в 2016-м.

Эффект от их работы впервые проявился в так называемую «быструю пятницу», заключительный перед квалификацией тренировочный день, по ходу которого пилоты и команды отрабатывают именно темп на одном круге. Шварцман завершил день с 13-м временем, оказавшись быстрее, к примеру, признанных фаворитов «пятисотки» – Джозефа Ньюгардена и Патрисио О’Уорда. Айлотт в то же время стал 18-м.

Впрочем, даже тогда было сложно себе представить, что в итоге сотворит гонщик в субботу и воскресенье. Эксперты сходились во мнении, что «Премы» обезопасили себя от «выбивашек», однако вряд ли им удастся повторить пятничный успех, а болельщики лишь надеялись о попадании в топ-12 и возможном выходе в воскресную часть квалификации, когда и разыгрывается поул.

Поул Роберта – настоящее чудо

Одним из важных аспектов квалификации «Инди-500» стала пятничная жеребьевка выезда на попытки. Из-за длительности (квалификация в первый день продолжается в течение почти семи часов) наиболее удобными для выезда считаются места с пятого по десятое – в этот момент условия на трассе обычно благоволят показу наивысшей скорости на круге.

Шварцману повезло уже тогда – по слепому жребию ему достался близкий к идеальному, четвертый стартовый номер, после Пато О’Уорда, Киффина Симпсона и победителя «Инди-500» Маркуса Эрикссона.

И уже в первой попытке Роберт пошел на улучшение результата Пато. Помарка на третьем круге все же помешала бывшему юниору «Феррари» побороться с мексиканцем, однако двух других он уверенно опередил.

Когда к списку уступивших Шварцману присоединились Александр Росси и один из лидеров чемпионата Кристиан Лундгор, стало понятно, что назревает сенсация. Роберт уверенно шел на проход в топ-12, а по итогу оказался в протоколе 6-м, пропустив вперед помимо О’Уорда только абсолютных фаворитов Алекса Палоу и Скотта Диксона из «Чип Гэнасси Рейсинг» и Скотта Маклоклина и Джозефа Ньюгардена из «Пенске».

А дальше воскресенье. Уже с утра один из главных претендентов на поул Скотт Макглоклин разбил машину в тренировке, автоматически вычеркнув себя из списка участников второго дня квалификации, а на старте сессии стало известно, что не выступят в ней и его напарники по «Пенске» Джозеф Ньюгарден и Уилл Пауэр, чьи машины не прошли обязательную техинспекцию.

Список конкурентов Шварцмана сократился до восьми человек, а его минимально возможный результат до третьего стартового ряда (в «Инди-500» стартуют по три машины в ряд). Опередить еще трех соперников и пробиться в решающий сегмент квалификации, где за поул борются шестеро сильнейших? К тому моменту это казалось уже довольно простой задачей, с учетом темпа Роберта в субботу.

Так и вышло – за бортом остались Кристиан Лундгор, Дэвид Малукас и Маркус Эрикссон, а сам Роберт в итоге стал третьим, уступив только Феликсу Розенквисту и Пато О’Уорду и показав при этом лучшую скорость на одном круге.

То, что произошло спустя еще час – уже история. Какой-никакой шанс побороться с Шварцманом имел только Такума Сато, но и он уступил гонщику «Премы» больше 0.3 мили в час в среднем на четырех кругах.

По итогам квалификации Роберт не только заработал поул, но также вызвал овации на пит-роуд. Пато О’Уорд лично поздравил Шварцмана и его бригаду и назвал бывшего резервиста «Феррари» новичком из новичков, а Роберт Гью, дважды выигрывавший поулы к «пятисотке» с подопечными, отметил «невероятный талант», обладающим врожденным чувством машины, способным мгновенно реагировать на малейшие изменения.

Сам гонщик признался, что и представить не мог такого итога:

«Поначалу, если честно, я не имел ни малейшего представления, что делать [на «овале»], как действовать. И, признаюсь откровенно, выглядело страшно. Особенно это касается «Инди-500». Такие скорости, такое быстрое прохождение поворотов – это действительно пугающе. Полагаю, для любого гонщика. И я подумал: окей, адаптация станет большим вызовом.

Я фантазировал в мечтах: «Каково это – взять поул-позицию к «Инди-500»? Какие будут ощущения?» А потом думал: «Ну, Роберт, вернись в реальность. У тебя новая машина, новая команда, ты дебютант. Как ты можешь ожидать такого? Это мечты».

Все еще не могу до конца осознать, что нам удалось взять поул-позицию. Просто невероятно, и это особенный момент в моей жизни и карьере – думаю, для команды тоже».

Победа в гонке по-прежнему считается почти невозможной

Завоевание поула – важное достижение, демонстрирующее способность гонщика, его бригады и команды найти настройки и скорость на один-два-три-четыре круга. К тому же победа в квалификации «Инди-500» дает дополнительные 12 баллов в личный зачет чемпионата и бонус в виде 100 тысяч долларов, но применительно к гонке этот успех несколько теряет вес.

Одержать победу в одной из главных гонок планеты, как показывает история, куда сложнее, чем выиграть поул, на это влияет куда большее количество факторов, включая находящихся вокруг соперников, одна ошибка которых может отправить в стену лидера и перечеркнуть все усилия двух недель подготовки.

Последний раз конвертировать поул в итоговую победу в «Инди-500» удалось Симону Пажно в 2019-м, причем последние пять победителей квалификации не заканчивали потом заезд даже в первой тройке.

Одной из главных проблем «Премы» на первых этапах была в том числе медленная работа на пит-стопах. Команда в среднем уступала соперникам по четыре секунды на каждом, а во время «Инди-500» их обычно проходит порядка семи, так что общий проигрыш может составить почти полминуты, отыграть которые за счет тех же периодов желтых флагов может и не выйти, учитывая тенденцию нынешнего сезона «Индикара», по ходу которого так называемые «коушены» случились лишь дважды.

Но следить за историческим событием точно нужно – старт назначен на 19:45 по московскому времени, однако эфир с пре-рейсом и предстартовыми церемониями начнется уже в 17:00.

Фото: AP/Brian Spurlock/Icon Sportswire, Michael Conroy, Michael Allio/Icon Sportswire; Gettyimages.ru/Jonathan Ferrey