9 мин.

Расклады на «Ф-1» в Монако: Ферстаппен продолжит свержение «Макларенов»?

Середина первого европейского турне выпала на Гран-при Монако – самый престижный и необгонный этап года. Тут физически сложно опережать соперников на треке, потому что огромные современные болиды и без того с трудом влезают в узкие улочки и смены направлений в резких поворотах.

Перед заездом в Монте-Карло командам не приходится страдать от длинных и трудных перелетов, а половина пилотов и так живет именно здесь – для них Гран-при фактически домашний, они спят в своих постелях и идут на заезды пешком (или пользуются велами). Зато для инженерного штаба Монако – традиционный вызов: и в смысле расчета стратегии для правильного момента пит-стопа, и по настройкам болида, и по адаптации техники к самым резким поворотам. Да, для Монте-Карло фактически производят подвески с уникальными свойствами – особой возможностью поворота колес: ведь только здесь нужно вращать руль на такой большой градус. Раньше для Монако вообще выпускали особенные подвески, но сейчас, с потолком расходов, их используют еще на паре медленных и городских треках.

Однако именно пилотажный фактор становится даже важнее – ведь из-за медленного характера трека здесь любой даже «быстрый» поворот на самом деле «средний» по меркам «Ф-1». А именно в медленных и техничных мастерство гонщиков дает наибольшую разницу.

Так кого же котируют больше всех?

Гран-при в Имоле вернул интригу и вновь превратил чемпионат в гонку трех полноправных участников, но сколько способен продержаться Макс Ферстаппен?

У Ферстаппена теперь 25% на титул. Шансы Ландо Норриса падают

Действующий чемпион мира после победы в Италии почти догнал по коэффициентам на титул Норриса. Еще неделю назад Ферстаппен оценивался в линии в диапазоне 9.00-10.00. Сейчас букмекеры смело дают нидерландцу около 25% на итоговую победу в чемпионате мира.

А вот Ландо Норрис в низшей точке за сезон. После идеального Гран-при Австралии коэффициент на титул вице-чемпиона прошлого года падал до 1.70.

В Кубке конструкторов – интрига в отдельных противостояниях

Командный зачет уже нет смысла упоминать с точки зрения борьбы за трофей. Букмекеры еще держат коэффициент 1.01 на «Макларен», но, вероятно, скоро уберут из линии и его. Запас доминирующей команды над «Мерседесом» увеличивается с каждым этапом. Только в Имоле лидер взял 33 очка, а формально главный преследователь ответил шестью. Сейчас отрыв «Макларена» увеличился до 132 баллов.

Интереснее смотреть на сравнение отдельных команд – такие линии тоже есть. Например, «Ред Булл» и «Феррари» – самое близкое противостояние. Здесь на победу итальянцев дают 2.00 против 1.72 у соперника.

«Мерседес» считается явным фаворитом на второе место. Сейчас вероятность обойти на финише сезона «Ред Булл» составляет 73%, если оценивать по коэффициентам.

«Макларен» не побеждал в Монако 17 лет, но вероятность сейчас 70%

До Гран-при больших сюрпризов в линии нет. Оскар Пиастри пока стоит чуть выше Норриса. Преимущество около 10%: 2.50 против 3.25 – пилоты еще могут подравняться до гонки. 

Интереснее взглянуть на общую процентную вероятность победы «Макларена». Букмекеры полагают, что у всех остальных гонщиков есть только 30% против 70 у двух представителей фаворита.

Намечается закрытие любопытной серии. «Макларен» не выигрывает в Монако 17 лет. Последним победителем был Хэмилтон. Британец в 2008-м стартовал третьим, но многое поменял дождь.

Букмекеры полагают, что в этот раз помешать двум фаворитам могут только Ферстаппен и Леклер. Все остальные уже предлагаются в линии по очень большим коэффициентам. В нынешнем сезоне пока не было ни одного сенсационного победителя. Выигрывает только кто-то из топ-3.

Возможно, расклады чуть перемешает погода. В день квалификации есть вероятность дождя в 50%. Можно увидеть в этом знак для «Макларена», если вспомнить 2008-й.

Фактор трека и условий: «Макларен» совсем без козырей, но выиграть может кто угодно

Одна из самых культовых, неизменных и узнаваемых конфигураций в календаре «Ф-1» – даже со сменой регламентов скорости болидов не слишком двигаются, ведь их диктуют барьеры и физические пределы возможности.

Чем же славится трек Монте-Карло, кроме узости, близких барьеров и затяжных крутых поворотов?

Высокие городские поребрики – они вновь нивелируют все фишки продвинутой «антикивковой» подвески «Макларена», гарантирующей «оранжевым» буст прижимной силы;

Низкий износ любых покрышек из-за медленного и ненагруженного характера трека – здесь редко кто-то сталкивается с перегревом из-за жары. Убирается еще один козырь из обычной колоды «Макларена»;

Очень переменчивая погода сбивает стабильность у уязвимых к ветру машин – а это тоже ахиллесова пята «Макларена», если смотреть в топ пелотона. Дождь же вообще обычно помогает конкурентам фаворита в этом сезоне – Ферстаппен на мокром треке выглядит непобедимым;

«Пирелли» даже разработал особенный сверхмягкий состав С6 – но все равно оценка трека от шинного поставщика подчеркивает, насколько уровень машины здесь меньше вклада пилота.

Уровень нагрузки на шины – 1 из 5. Cам по себе асфальт достаточно скользкий – 2 из 5 по зацепу. Механическое сцепление при этом только 2 из 5.

● Зато эволюция – «ускорение» благодаря накату круг от круга – 5 из 5. Такие же показатели – для уровня нагрузок при разгонах, и требования к прижимной силе.

● Зато нагрузки на торможениях – 1 из 5, а все типы перегрузок – 2 из 5. И распределены относительно равномерно – сильнее всего страдает только задняя левая шина.

Она, тем не менее, не так важна для направления болида в повороты – здесь главное не добить передние.

И неужели у фаворита «Макларена» совсем не остается козырей?

На самом деле, самый весомый всегда с ними – универсальность. Оранжевый болид можно заточить под любой трек, и Монако входит в их число – ведь повороты Монте-Карло требуют либо высокой прижимной силы, либо высокого механического сцепления. И то, и то у MCL39 есть с запасом – значит, команда способна выдать Норрису и Пиастри машину, способную взять поул. А обогнать такого монстра на узких улицах станет уже невыполнимой задачей.

Впрочем, они вряд ли и сами могут кого-то атаковать, если проиграют квалификацию, старт или момент пит-стопов. Ведь в этом Гран-при «Ф-1» опробует невиданную ранее новинку – две обязательные остановки в боксах. Их придется вписывать в план, а еще они дадут еще больше возможностей для стратегических шахмат и возможности выиграть более высокую позицию на треке.

Потому победить, на самом деле, может кто угодно – из числа прибывших в Монако в лучшей личной форме и на достаточно управляемой машине.

● Например, Макс Ферстаппен получил наконец обновления, стабилизировавшие его RB21 – и на предыдущем похожем Гран-при в Имоле не оставил шанса соперникам на гоночной дистанции. В квале он уступил Пиастри всего 0,054 секунды, но в Монако чемпион умеет выжимать сверх любой реальности – вспомните, как в 2023-м он летел к поулу, чуть не снося стены. И вновь вспоминаем про вероятность дождя!

«Феррари» в этом сезоне совсем не впечатляет квалификационным темпом, но у домашнего гения Шарля Леклера всегда супермотивация для битв за родные улицы. №16 славится чуть не самым грандиозным аппетитом к риску во всем пелотоне, и если машина хоть немного его послушается – сенсация вполне возможна;

● Еще из потенциальных сюрпризов выстрелить может и «Астон Мартин». Зеленая команда наконец привезла работающий набор обновлений (из новой супер-аэротрубы), и в квалификации в Имоле доказала потенциал на топ-5. Пару лет назад Алонсо на похожей стабилизированной машине сражался и за первый ряд.

● Французская «Альпин» – после завершения поры компенсации слабости мотора через твики шасси демонстрировала проблески потенциала как раз на техничных и пилотажных треках. В Бахрейне в некоторых поворотах Гасли атаковал на уровне «Макларена», да и в Имоле держался на уровне топ-5 – просто в квале все испортил трафик, а в гонке – ранний вылет в гравий из-за ошибки при борьбе с Леклером. В Монако точно будет новый шанс –и в 2023-м при похожих обстоятельствах «Альпин» стартовали и финишировали 3-й и 7-й.

Но победа «Макларена» вновь совсем не гарантирована. Ждем новую сенсацию?

Прогнозы на Спортсе’‘: футбол, баскет, хоккей и теннис

Фото: Gettyimages.ru/Clive Rose