Безопасность на мотоцикле: главные правила, которые помогут избежать аварий
В отличие от автомобилей, у которых есть подушки безопасности и зоны деформации, мотоциклы более уязвимы. Большинство аварий происходит из-за ошибок водителей авто, они не замечают мотоциклы ввиду их плохой видимости на дороге, пока те несутся на большой скорости.
Содержание

Многие случаи аварий – результат столкновения с неподвижными объектами (столбы, отбойники). Потеря сцепления даже одного колеса на дороге может привести к падению. На скорости менее 20 км/ч резко снижается устойчивость, а на мокром асфальте тормозной путь увеличивается в 1,5–2 раза. Поэтому нужно обращать внимание на дорожные условия и объезжать в дороге металлические предметы, разметку, ямы, чтобы не занесло. Главные враги мотоциклиста – скорость, невнимательность и плохая подготовка. Безопасность на мотоцикле на 90% зависит от вас, и мы подскажем, как сделать риск аварии минимальным.
Шлем для мотоцикла: какие бывают и как выбрать
Главные причины аварий на мотоцикле и как их избежать
Аварии на мотоциклах часто происходят из-за сочетания человеческого фактора, дорожных условий и технических неисправностей.
Вот главные причины и способы их избежать:
Потеря контроля из-за скорости. Большая скорость снижает время на реакцию, увеличивает тормозной путь и риск заноса. Поэтому соблюдайте скоростной режим, особенно на поворотах и мокрой дороге. Тормозите плавно, используя оба тормоза (передний – основной, и задний для стабилизации).
Неправильное прохождение поворотов. Ошибки в траектории (слишком ранний или поздний вход), резкий газ или торможение в повороте. Смотрите в точку выхода из поворота, наклоняйтесь вместе с мотоциклом. Не тормозите резко в самом повороте и снижайте скорость до него.
Ошибки других водителей. Водители автомобилей часто не замечают мотоцикл, т.к. могут быть слепые зоны, или им мешает невнимательность. Другие виды транспорта могут резко тормозить и выезжать на вашу полосу, или не уступить дорогу, даже если вы имеете приоритет на это. Поэтому всегда предполагайте, что вас не видят. Двигайтесь в пределах видимости других водителей, используйте светоотражающую экипировку, ближний свет или противотуманки даже днем. Не прижимайтесь к другим машинам, оставляйте место для маневра. Иначе может произойти авария машины и мотоцикла.
Нарушение дистанции. Мотоцикл тормозит быстрее автомобиля, и водитель сзади не успевает среагировать. Держите дистанцию в 2–3 секунды до впереди идущего ТС и всегда контролируйте зеркала перед торможением.
Плохое дорожное покрытие. Ямы, гравий, песок, мокрая разметка, люки могут негативно сказаться на управлении. Сканируйте дорогу на 10–12 секунд вперед. На опасных участках снижайте скорость и избегайте резких движений.
Усталость. Если вы в уставшем состоянии выехали в дальнюю дорогу, то делайте перерывы в езде через каждый час.
Неопытность и переоценка навыков. Новички часто не умеют правильно тормозить, входить в повороты или паникуют в аварийной ситуации. В таких случаях будет полезным пройти курсы мотошколы.
Технические неисправности. Лопнувший трос сцепления, спущенное колесо, отказ тормозов – это все может произойти на дороге. Регулярно проверяйте: шины, тормоза, цепь, свет, уровень масла. Не экономьте на изношенных деталях (особенно покрышках).
Дополнительно обезопасьте себя экипировкой. Шлем одевать нужно обязательно и желательно иметь: перчатки, мотоботы, защиту спины и суставов. 70% аварий можно избежать, если заранее предвидеть опасность и быть дисциплинированным на дороге. Безопасность зависит от вашей подготовки и внимательности.
Как правильно выбрать экипировку и защиту

Выбор мотоэкипировки – это не просто вопрос комфорта, а ваша основная защита в случае падения или ДТП. Хорошая экипировка может спасти жизнь, поэтому подходить к ее выбору нужно серьезно.
Поговорим подробнее о каждом элементе экипировки:
Шлем. Без него никуда, при падении голова страдает чаще всего, поэтому экономить на шлеме нельзя. Шлем не должен болтаться, но и не должен давить. Чем легче он будет, тем комфортнее будет его носить на лице (карбон дороже, но лучше).
Куртка. Ее задача – защитить спину, плечи, локти и грудь от ударов и асфальта. Кожаные – лучшая защита от истирания (для спортбайков). Текстильные – с мембраной (для туризма, городской езды). Джинсовые с защитой – стиль + безопасность пассажира мотоцикла (для круизеров). Куртка не должна болтаться, но и не сковывать движения.
Брюки. С их помощью защищаются бедра, колени и копчик. Кожаные – максимальная защита (для трека). Текстильные – с защитой и мембраной (для туризма). Джинсы с кевларом – стильно, но менее защищено.
Перчатки. При падении руки страдают первыми и поэтому их тоже необходимо обезопасить. Выбирайте перчатки из кожи или качественный синтетики, где усиленные пальцы и костяшки из пластика или карбона. Там должен быть запястный фиксатор, чтобы не сломать кисть. Пальцы перчаток должны доходить до конца, но не упираться.
Обувь. Обычные кроссовки не подходят. При падении ноги часто зажимает мотоциклом. Это могут быть мотоботы, мотокроссовые или ботинки «урбан». Выбирайте обувь с усиленной подошвой и защитой голеностопа, где будет жесткий носок и пятка.
Дуги безопасности для мотоцикла. Это металлические конструкции, устанавливаемые для защиты двигателя, рамы, пластика и ног при падении. Они принимают на себя удар, минимизируя повреждения мотоцикла и снижая риск травм. Отлично подойдет, если вы новичок, часто ездите по бездорожью, либо у вас тяжелый и дорогой агрегат.
Дополнительная защита для пассажира. Можно обзавестись протектором спины, который может быть встроен в куртку. Можно надеть наколенники и налокотники, если экипировка без них. От потливости и холода спасет подшлемник, в дождь – гидрокостюм, а от ветра – напульсники.
Хорошая экипировка стоит дорого, но дешевле лечения. Не экономьте на безопасности.
Мы добавили таблицу ниже, где сравнили основную экипировку и защиту мотоцикла по определенным параметрам и выставили их оценку по пятибалльной шкале.
Тип защиты |
Эффективность |
Удобство |
Стоимость (руб) |
Шлем-открытый |
2 |
5 |
5 000 – 30 000 |
Шлем-интеграл |
5 |
4 |
10 000 – 100 000+ |
Шлем-модуляр |
4 |
5 |
15 000 – 80 000 |
Кожаная куртка |
5 |
3 |
20 000 – 100 000+ |
Текстильная куртка |
4 |
4 |
10 000 – 50 000 |
Джинсы с кевларом |
3 |
5 |
8 000 – 30 000 |
Кожаные штаны |
5 |
2 |
15 000 – 60 000 |
Мотоботы |
5 |
3 |
Мотоботы |
Урбан-ботинки |
4 |
5 |
7 000 – 25 000 |
Перчатки кожаные |
5 |
3 |
5 000 – 20 000 |
Перчатки текстильные |
4 |
4 |
3 000 – 15 000 |
Стальные дуги |
5 |
3 |
10 000 – 30 000 |
Алюминиевые дуги |
4 |
4 |
15 000 – 40 000 |
Правила безопасности для начинающих мотоциклистов

Для новичков особенно важно соблюдать базовые правила безопасности на мотоцикле, чтобы избежать аварий и травм. Первые год-два на мотоцикле – это самый опасный период. В это время формируются привычки, а ошибки могут дорого стоить.
Расскажем, как себя вести в первые сезоны на дороге:
Ездить нужно стараться только в хорошую погоду (без дождя, сильного ветра, ночных поездок).
Выбирайте знакомые маршруты и без сложных перекрестков и оживленного трафика.
Избегайте скоростных трасс (первые недели только город/пригород, до 60-70 км/ч). Не геройствуйте и если страшно, лучше снизить скорость.
Нужно научиться предвидеть опасности и правильно вести себя в потоке. Следите не только за машиной впереди, но и за 2-3 авто дальше.
Во втором ездовом сезоне можно начинать выбираться в длинные поездки, но каждый час желательно останавливаться и немного отдыхать. Можно добавлять ночные поездки и тренироваться водить в условиях легкого дождя.
Управление мотоциклом в городских условиях и на загородной трассе требует разных навыков и тактик. Разберем особенности управления мотоциклом в городе и на трассе. Город – это постоянные перестроения, светофоры, пешеходы и «мертвые» зоны. Здесь важно предсказывать действия других участников движения. Держите дистанцию минимум в 2 секунды до впереди идущего авто. Готовьтесь к экстренному торможению, пальцы держите всегда на рычаге сцепления и тормоза. Сканируйте дорогу и смотрите не только перед собой, но и на 2–3 машины вперед.
На трассе выше скорости, но меньше резких маневров. Однако здесь опасны заносы, усталость и обгоны. Соблюдайте скоростной режим – новичкам не стоит разгоняться выше 100 км/ч. Правильно обгоняйте и только с хорошим запасом расстояния и следите за ветром при обгоне фур, мотоцикл может затянуть под его колеса. Дистанцию нужно держать от другого транспорта не менее чем на 5 секунд.
Первые 3 000 км ездите осторожно и всегда в экипировке, даже на короткие дистанции. И не забывайте об уходе за мотоциклом, если будете поддерживать его в хорошем состоянии, то становится меньше риск, что он сломается в поездке.
Аварийные ситуации на мотоцикле: что делать, если аварии не избежать

Экстренное торможение и маневрирование — ключевые навыки, которые могут спасти жизнь. Разберем правильные техники и распространенные ошибки.
При экстренном торможении плавно нажмите на передний тормоз (70% усилия). Начинайте с легкого нажатия, затем увеличивайте давление. При наличии ABS нужно жать до упора (система сама предотвратит блокировку). А без него имитируйте работу ABS пульсирующим нажатием на тормоз. Подключайте плавным нажатием и задний тормоз (30% усилия). При торможении старайтесь выпрямить мотоцикл и вес тела перенесите назад. Всегда держите 1-2 пальца на рычаге тормоза в городе. На трассе смотрите на 12 секунд вперед (это 300 м при 100 км/ч). А после дождя увеличивайте дистанцию в 2 раза. Будьте аккуратнее с торможением, ведь может случиться блокировка колеса, а потом падение и серьезные повреждения.
Если избежать столкновения в дороге невозможно, и вы попали в аварию на мотоцикле, то нужно знать, как правильно падать, чтобы минимизировать вред здоровью. В первые мгновения оттолкните мотоцикл от себя, чтобы не прижало ногу или тело. Сгруппируйтесь и прижмите подбородок к груди, а руки к телу. Расслабьте мышцы – напряженное тело ломается легче. Если падаете на скорости выше 60 км/ч, то не пытайтесь затормозить руками – это гарантирует перелом. Лучше перекатиться, чем скользить на одном месте.
Если вы попали в аварию на мотоцикле, то важно сохранять хладнокровие и действовать последовательно. Не делайте лишних движений, при сильной боли в позвоночнике, головокружении, тошноте и онемении. Если можете двигаться, то немедленно уйдите с проезжей части. Включите аварийку и выставьте знак аварийной остановки на расстоянии 30 м.
Если мотоцикл попал в аварию и горит, то отойдите на безопасное расстояние. Попытайтесь потушить огнетушителем если нет угрозы взрыва. Вызовите на место ДТП экстренные службы (единый номер – 112)

Для повышения безопасности в дороге, всегда одевайте экипировку. Львиная доля смертельных ДТП с мотоциклистами происходит без шлема. На дороге будьте заметными и включайте ближний свет. Тщательно проверяйте мотоцикл перед поездкой, в особенности осмотрите тормоза, шины, цепь и свет.
А если поездка состоится в вечернее время или ночью, то запаситесь светоотражающими элементами. Соблюдайте дистанцию и смотрите за обстановкой дороги спереди, чтобы можно было заранее сделать какой-либо маневр. Не задерживайтесь рядом с машинами, в особенности с фурами. Тренируйте технику экстренного торможения с применением переднего и заднего тормоза. Если выполнять все наши рекомендации, то с большей долей вероятности вы сможете избежать аварий на дороге.
ТОП-5 ошибок при покупке мотоэкипировки: выбор, безопасность, комфорт
Как выбрать тормоза для мотоцикла: дисковые, барабанные, ABS