5 причин неудачных выступлений Райкконена в 2014 году
Вряд ли Кими Райкконен мечтал о таком возвращении в «Феррари». Фото: Fotobank/Getty Images/Mark Thompson
После четырех Гран-при Кими Райкконен занимает лишь двенадцатое место в личном зачете. Его партнер по команде Фернандо Алонсо дважды финишировал на четвертой позиции, а в последней гонке сумел добиться подиума. Результаты финна куда скромнее — седьмое, двенадцатое, десятое и восьмое места на финише. Алонсо был быстрее напарника в первых квалификациях сезона, в то время как Кими дважды не смог принять участие в третьем сегменте.
На бумаге пара Алонсо-Райкконен выглядит очень грозно, но на практике ни о какой «дрим-тим» пока говорить не приходится. Так в чем причина? Что сегодня мешает Кими выступать так же сильно, как в «Лотусе»?
1. Стиль пилотирования
Покинув кокпит в Китае, Райкконен честно признался, что точно не знает, в чем причина проблем. Памятен сезон-2011, в котором, несмотря на либерализм «Пирелли», Скудерия испытывала большие трудности с прогревом резины на протяжении всего сезона. Быть может, дело в специфической конфигурации F14 T?
Видимо, нет, поскольку у Алонсо проблем с прогревом шин не возникло ни в одной из гонок сезона. Однако у Фернандо и Кими принципиально разные стили пилотирования — испанец совершает кучу мелких движений рулем в поворотах, как бы доворачивая машину на апекс, в то время как Райкконен предпочитает более аккуратный пилотаж и более мягкое отношение к передним шинам.
Возможно, дело именно в стиле пилотирования Кими. В Шанхае в холодную и сырую погоду финн не мог как следует прогреть передние покрышки, что отразилось на темпе и расходе резины. Интересно, что схожие проблемы в Китае были и у Дженсона Баттона, также отличающегося плавным пилотажем.
Особенностью нового сезона является то, что сегодня шины стали куда износоустойчивее – вывести их в рабочую температуру сложнее, чем в прошлые годы. Пилотам, недостаточно нагружающим переднюю часть автомобиля, приходится непросто, а уж когда болиду хронически не хватает прижимной силы, добиться хорошего сцепления с трассой еще сложнее.
Райкконен отметился в Китае странным высказыванием — дескать, дело, скорее всего, в своеобразном стиле пилотирования, но он будет продолжать придерживаться своих рефлексов. Но позвольте: все гонщики когда-то корректируют свой способ управления машиной. К Хэмилтону приклеился ярлык «убийца резины», пока тот не поработал над стилем, приспосабливается также Алонсо, да и Феттель со временем перестал агрессивно атаковать поребрики. Это самые успешные пилоты последних восьми лет, но даже они вынуждены подстраиваться под новый регламент.
Интересно, что финн в таком случае собирается делать в следующем году, когда вступит в силу запрет на термочехлы и пилотам придется вдвойне сложнее в вопросах прогрева шин?
2. Новый регламент
Но одной проблемой прогрева резины неутешительные результаты Райкконена не объяснить. Почему темп финна был далек от идеального в жарких условиях Малайзии и Бахрейна?
Суровый регламент не добавляет оптимизма для Кими. Совершенно новая система торможения предоставляет гонщику минимум свободы с точки зрения баланса тормозов: теперь пилот влияет только на передние тормозные диски, в то время как нагрузку на задние полностью поручили электронике. Райкконен — пилот «старой закалки», и подобные хитрости ему явно мешают.
Мало того, электронная система — часть технологии сохранения энергии. Для того чтобы как следует зарядить батарею ERS, гонщику нужно тормозить куда жестче, чем раньше. Кими привык к мягкому обращению с тормозной системой, его стиль торможения в поворотах приводит к недостатку накопленной энергии, которую можно использовать по ходу круга. Это, в свою очередь, ведет к неутешительному итогу: Кими теряет время на разгоне, так как не может использовать весь потенциал ERS, а инстинктивное недоверие гонщика к новой тормозной системе провоцирует недостаток скорости в поворотах.
Вообще, результаты финна напрямую зависят от того, комфортно ли ему управлять машиной. В этом отношении Райкконен напоминает Феттеля, который тоже пытается приспособиться к изменениям — новые болиды развивают куда меньше прижимной силы, и привыкшему к волшебным диффузорам гонщику сложно контролировать заднюю часть болида и при этом не перегружать шины. Алонсо и Хэмилтон – более универсальные пилоты, и быстрее приспосабливаются к новой технике.
Неудобный для новых покрышек стиль пилотирования и незнакомая система торможения — главные факторы, приводящие к слабым результатам. Но есть и менее значимые причины, оказывающие влияние на скорость Райкконена.
3. Сложности в квалификациях
Общеизвестно, что Райкконен — далеко не рекордсмен, когда дело касается субботних заездов. За всю карьеру у Кими всего 16 поулов — не так уж много в сравнении с Хэмилтоном (34) и Феттелем (45). Конечно, количество выигранных квалификаций напрямую зависит от возможностей болида, но надо признать, что в этом компоненте финн не всегда был хорош в сравнении с напарниками.
Когда Кими выступал за «Феррари» в чемпионский год, он проиграл квалификационную дуэль Массе. Как в 2007-м, так и в 2008 году бразилец демонстрировал стабильность результатов по субботам — за два сезона Фелипе взял 12 поулов, в то время как Райкконен лишь пять раз стартовал с первой позиции.
Вернувшись в «Формулу-1» после ралли, Райкконен получил в партнеры по команде Ромена Грожана. Француз — быстрый гонщик, однако Кими в целом справился с задачей по опережению Ромена. И все же Грожан — не ориентир. Именно противостояние с Алонсо позволило бы выяснить настоящую скорость финского пилота. Фернандо известен тем, что в свое время получил сверхсильного соперника в лице Хэмилтона и в целом не уступил ему ни по очкам, ни по скорости.
Сейчас счет в квалификациях уже 3-1 в пользу испанца. Маловероятно, что в одинаковых условиях Кими уступит Алонсо в гоночном темпе, но в квалификациях он пока слабее.
4. Физические кондиции
Проблемы со спиной преследовали финна давно, а в прошлом году пилоту даже пришлось лечь на операционный стол, не дожидаясь окончания чемпионата. С помощью хирургов давняя болячка была нейтрализована, но не отразилось ли проведение операции на подготовке пилота к новому сезону?
Операцию Кими провели 14 ноября. Учитывая раннее начало тестов, на восстановление финну отвели всего полтора месяца. То есть уже спустя месяц с небольшим гонщику необходимо было начать полномасштабную подготовку к сезону. Даже если современные технологии медицины позволили бы ускоренное восстановление после подобной операции, стоит признать, что быстро физические кондиции в таких условиях набрать трудно. Особенно, если ты уже далеко не мальчик по спортивным меркам. Напомним, что в октябре Райкконену исполнится 35 лет.
Версия хороша тем, что объясняет отставание в скорости от Алонсо на тестах и в первых гонках сезона. Однако проверить эту гипотезу не представляется никаким образом. Но даже если такой вопрос и стоял перед началом чемпионата, то сейчас поклонникам финского гонщика можно быть спокойными — ближе к середине сезона Райкконен обретет былые кондиции.
5. Отвернулась фортуна
У Райкконена возникает не в пример больше технических проблем, чем у Алонсо. Кими уже потерял несколько свободных практик по ходу этого сезона по причине неисправностей болида. В Бахрейне финский гонщик весь уик-энд выступал на поврежденной машине, а в команде заметили это только через два дня после гонки, на плановых тестах. То, как ненадежна F14 T с седьмым номером на борту в сравнении с болидом Фернандо, легко отследить по статистике замененных элементов силовой установки на обоих шасси. Испанец провел первые три Гран-при сезона с одним и тем же мотором и батареей ERS, в то время как Кими потребовалась замена почти всех составляющих турбодвигателя.
Скажем так: Райкконену пока не везет так, как партнеру по команде. В двух первых Гран-при Алонсо не смог бы финишировать выше пятого места, не потеряй Риккардо ценные очки. В квалификации на «Сепанге» Фернандо повредил подвеску в столкновении с Квятом, но вопреки обстоятельствам уже через несколько минут вернулся на трассу и пробился в третий сегмент. В Китае Риккардо потерял несколько секунд в попытках опередить Себастьяна Феттеля, и, возможно, именно этих секунд не хватило австралийцу для обгона Алонсо на последних кругах.
В любом случае, Райкконену стоит поторопиться с возвращением к былой форме — кризис затягивается, терпение Скудерии и общественности не резиновое, а Алонсо пытается закрепить свой статус первого номера. Быстрый Кими нужен не только болельщикам финна, но и всей «Формуле-1».
Исправьтесь. Как новый регламент повлиял на пилотаж Райкконена и Феттеля
http://formula1.ferrari.com/scuderia/kimi-raikkonen-2
http://formula1.ferrari.com/scuderia/fernando-alonso
Вообще, информация в разных источниках разная. Где-то Кими весит 62, где-то 65, а где-то все 70. Это, конечно, не пять кило, но тоже сказывается.
Так что здесь прошу меня извинить - не сверился с данными. Свой точный вес, похоже, знают только сами Райкконен и Алонсо)
http://cs605423.vk.me/v605423224/7a1c/7joPGTQjgKQ.jpg
63 и 68, да, ровно 5 кг...только 63 - это вес Кими, а 68 - это вес Фернандо :)
Кхм... А ничего что Гамильтон был на тот момент дебютантом, а Алонсо уже 6 лет пилотировал болиды Ф-1?