Эволюция правил. Что изменится в «Формуле-1» в 2013 году
В декабре прошлого года ФИА опубликовала новые редакции технического и спортивного регламентов сезона-2013. В первой части обзора мы рассмотрим изменения, которые коснулись спортивной составляющей правил.
DRS
C момента появления DRS в «Формуле-1» прошло два года. Система с задним подвижным закрылком удачно вписалась в архитектуру болида, ее разработка оказалась достаточно дешевой, а применение – особенно в паре с KERS – эффективным.
Однако если в первый год команды использовали DRS более-менее в штатном режиме (на прямых), а с точки зрения конструкционных особенностей устройство различалось от команды к команде, то в 2012 году ситуация резко поменялась.
Во-первых, благодаря глазастым фотографам и переходам инженеров из одного коллектива в другой конструкция подвижного закрылка у большинства конюшен стала схожей.
Во-вторых, началось внедрение второго поколения DRS, которые должны не просто снижать лобовое сопротивление на прямых, но также улучшать баланс болидов и активно работать с воздуховодами для увеличения прижимной силы в поворотах.
В-третьих, новые технические возможности стали приводить к излишнему риску: пилоты активировали систему везде, где команды считали это возможным, к примеру, на выходе из поворотов на быстром круге.
В 2013 году время прохождения квалификационного круга увеличится
В результате, в конце сезона-2012 в квалификациях DRS включалась по ходу 50-55% быстрого круга, хотя разрешенная в гонках зона активации едва превышала 15-20%.
Желая снизить риски во время проведения всех заездов гоночного уик-энда, ФИА ввела запрет на использование подвижного закрылка DRS в любых местах трассы за исключением разрешенных отрезков, рекомендованных для обгона во время воскресного заезда, а если система «забарахлит» в любой части квалификации – она должна быть отключена до окончания этой части.
Что в итоге? Заезды в пятницу и в субботу станут более безопасными, количество вылетов с трассы несколько уменьшится (возможно), а время прохождения быстрого круга в квалификациях увеличится – по некоторым оценкам от 1,5 до 2,5 секунд, – и время поула «Трассы Америк» останется незыблемым еще как минимум пару лет.
Разумеется, лидеров это решение ФИА затронет в большей степени – развитие болидов проводилось с прицелом на увеличение прижимной силы в поворотах, и пилоты, уверенные в поведении машины, активно применяли DRS.
Форс-мажорные обстоятельства в квалификации
В 2012 году два претендента на чемпионский титул останавливались после завершения быстрого круга в квалификации. В обоих случаях стюарды оказались перед дилеммой: расценивать это событие с точки зрения здравого смысла или руководствоваться невнятно написанным спортивным регламентом, традиционно полным загадочных фраз.
По сути, и в случае Льюиса Хэмилтона в Испании, и в случае Себастьяна Феттеля в Абу-Даби имела место одинаковая ситуация: с обеих машин команды сумели слить почти литр топлива для анализа ФИА, но они не смогли бы это сделать, если бы пилоты вернулись в боксы более традиционным способом (после круга возвращения).
До сезона-2012 коллективы могли как угодно оправдывать остановки после быстрого круга, называя их форс-мажорными обстоятельствами, и в прошедшем году нужно было обязательно предоставить 1 литр топлива для анализа. Но теперь эту «серую зону» спортивного регламента ФИА полностью удалила.
В машине должно хватать топлива и для анализа ФИА, и для возвращения в боксы
Отныне в любой остановившейся на трассе машине должно хватать бензина для анализа (пресловутый 1 литр), и еще ровно столько топлива, которого хватило бы для возвращения в боксы своим ходом.
Впрочем, и в такой бескомпромиссно написанной статье регламента есть «серая зона». В правиле сказано, что «дополнительное количество топлива (которое необходимо для возвращения в боксы) определяет ФИА». Однако на стартовой решетке присутствуют клиенты четырех мотористов, изделия которых по-прежнему имеют несколько разную мощность и расход топлива, в том числе и в дождевых условиях. Следовательно, либо Чарли Уайтинг будет последователен и выдаст «на гора» все четыре цифры расхода, либо команды будут иметь некоторую свободу маневра.
Изменение формата квалификации
Несмотря на все усилия владельцев «ХРТ», «Формула-1» потеряла-таки двенадцатую команду. Крах испанского коллектива (минус две машины на стартовой решетке) подвиг ФИА к очевидным изменениям в проведении главного субботнего заезда.
Напомним, что при 24 машинах во второй сегмент проходило 17 машин, и только 10 из них разыгрывали поул. При этом в начальном сегменте оставалось одно место для самого откровенного неудачника из «середняков» и шесть мест для представителей новых команд.
Теперь таких «неудачных» мест будет два.
В новой редакции статьи 33.1 указано: после завершения первого и второго сегмента выбывают по шесть машин. Возможно, выбывшие после Q1 гонщики будут чуть меньше расстраиваться (все же, их теперь будет двое), с другой – позор есть позор.
В стороне опять остались некоторые неплохие идеи. Например, начисление очков за самый быстрый круг в гонке
В целом, изменения в спортивном регламенте носят предсказуемый характер. Ведомство Жана Тодта успешно закрывает те серые зоны, которые были обнаружены в 2012 году, но совершенно не перечитывает весь документ полностью. Впрочем, даже в некоторых изменениях существуют двусмысленности, которые дают командам некоторую свободу маневра.
Ну, а что же изменится для зрителей? Ответ – ничего. В новой редакции спортивного регламента нет практически никаких видимых изменений формата уик-энда.
В стороне опять остались некоторые неплохие идеи, например, начисление очков за самый быстрый круг в гонке (что внесло бы интригу в подсчет очков), не прописано правило обязательной попытки установить время в финальном сегменте квалификации (а значит, кто-то опять обязательно останется в боксах в решающие минуты), не введены быстрые покрышки (только для квалификации)… Тут каждый вполне может сам продлить список своих несбывшихся ожиданий.
Что касается технической стороны вопроса, то заметные изменения произошли и там, и мы с удовольствием рассмотрим их в следующем материале.
Приключения в России. Как отдыхают гонщики «Формулы-1»
Люди года. Почему Льюис Хэмилтон сбежал из серебряной клетки
В квалах мы испытываем гигантское напряжение, когда 8-01 болидов на последних секундах ставят времена одно быстрее другого или проигрывают за пару секунд реального времени несколько позиций. В этом плане последние минуты Q3 в субботу являются ярким событием, когда сотни тонн андреналина и пива из кружек выплескивается одновременно по всему миру.
Представьте себе, что десяток автомобилей, карауля друг друга, заскакивают на последних кругах за свежей резиной, а выехав на трассу, превращают унылое доезжалово до финиша (а после 2/3 дистанции мало что происходит) опять в яркое шоу.
Позволят ли себе лидеры (1-5 места) подобный риск? Скорее всего нет. А вот начиная с шестого и ниже, где интервалы иногда позволяют рисковать стратегией - вполне.
В этих условиях Себ и прочие чемпионы врятли будут ставить БК так часто, как в 2012.
Американские го(р)нки совершенно не страдают от того, что это очко прописано в правилах. Более того, шоу становится более непредсказуемым, но более ярким одновременно. Это дает шанс какому нить Монтойе, который валдахаетсо на 19 месте взять и принести очко в копилку.
Потому, что нефига в паровозиках участвовать. В этой части правил БК более осмысленно.
Представим себе, что условный Алонсо в борьбе за десятое место в долгой и сложной борьбе проходит условного Райконнена. Обгоняет, уходит в отрыв, упирается в паровозик имени Трулли (трасса необгонная, у всех ДРС, все дела). Отставший Кими на последнем круге на чистой трассе ставит быстрый круг и набирает столько же очков, сколько обогнавший его в непосредственной борьбе соперник. Не спортивно.
То же в борьбе за девятое место. И т.д.
маруся и катер несутся на пит за 3 круга до финиша и ставят софт
Я бы очень хотел увидеть такое очко за БК, так как пилоты дрались бы за это очко, в условиях сверхплотного пелотона. И доступно это очко было бы до последних секунд гонки, как и представителям совершенно неожиданных команд.
Успехи Феттеля за последние три года основаны не в последнюю очередь именно в искустве оторваться на указанную величину в начале гонки. Вам было интересно наблюдать за яростной БЕСКОМПРОМИССНОЙ борьбой за второе-третье место? Без интриги и бонусов?
Лично мне - нет.
Чтобы не было разночтений между пунктами а и б, надо в начале пункта написать от чего они "пляшут" с цифрами.
На приписку в разделе не обратил внимания.
В общем, если Хиспания или ее заместитель все-таки останется в чемпионате, то ничего и не изменится в количестве команд в сессиях.
Небольшое уточнение.
Все-таки теперь после Q1 выбывает 6, а после Q2 - 8.
Соответственно, в первом сегменте заведомо "неудачных мест" для середняков больше не будет :-)
Хотя не исключаю, что в новом сезоне кто-нибудь из шести представителей новых команд будет периодически вытеснять из Q2 представителей прописанных в "середняках" :-)
a) From 14.00 to 14.20 (Q1) all cars will be permitted on the track and at the end of this period the slowest eight cars will be prohibited from taking any further part in the session. Lap times achieved by the eighteen remaining cars will then be deleted.
b) From 14.27 to 14.42 (Q2) the eighteen remaining cars will be permitted on the track and at the end of this period the slowest eight cars will be prohibited from taking any further part in the session. Lap times achieved by the ten remaining cars will then be deleted.
c) From 14.50 to 15.00 (Q3) the ten remaining cars will be permitted on the track.
!!!!!!!!! The above procedure is based upon a Championship entry of 26 cars. !!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
(Указанная процедура базируется на участии в чемпионате 26 машин)
If 24 cars are entered seven will be excluded after Q1 and Q2 and if 22 cars are entered only six cars will be excluded after Q1 and Q2.
"If 24 cars are entered seven will be excluded after Q1 and Q2 (по семь "счастливцев" после каждой сессии квалификации)
(2012 год - 12 команд, 24 пилота)
and if 22 cars are entered only six cars will be excluded after Q1 and Q2." (по ШЕСТЬ "счастливцев" после каждой сессии квалификации)
(2013 год - 11 команд, 22 пилота)
Хиспанцы отвалились.
Новых команд - 2 штуки,
пилотов новых команд - 4 штуки.
Мест отсева - ШЕСТЬ мест,
ШЕСТЬ минус ЧЕТЫРЕ = ДВА представителя середняков.
Ну вот! С этого и надо было начинать! А то неспортивно, паровозики...
Цель гонки - победа на финише, подиум, а не собирание очков по разным углам
На мой взгляд - медальная система для определения чемпиона и очковая система для КК
Хотя одно очко дополнительно за БК было бы очень интересно в Бразилии 2007