Любопытная история о Формуле 1 №22: Календарь
Источник: блог Джо Сейварда.
В наши дни Формула 1 достаточно сильно дисциплинирована. В феврале проходят предсезонные тесты, первая гонка всегда проходит в марте. Сезон продолжается до ноября. Проводятся 20 или 21 гонка, они рассеяны по всему миру, при этом часто без видимого смысла или причины. Современные гонщики Ф1 получают весьма крупные деньги за свои навыки и постоянно заняты спонсорскими мероприятиями, съёмками и поддержанием физической формы. Команды вкладывают серьёзные деньги в пилотов, и потому не хотят, чтобы они соревновались на других машинах, поскольку это может навредить их здоровью. Если это кажется преувеличением, стоит напомнить, что год назад Паскаль Верляйнповредил шею, принимая участие в Гонке чемпионов, и был вынужден пропустить первые несколько гонок Ф1. В 2011 Роберт Кубица завершил карьеру после того, как получил серьёзные повреждения, попав в аварию в незначительном итальянском ралли.
Машина Роберта Кубицы после аварии в Ралли Ронди ди Андора, 2011
Но ситуация не всегда была таковой. Сложно сказать наверняка, поскольку всё постоянно менялось, но в ранние годы Мирового чемпионата Гран-при в Европе не стартовали раньше мая, а продолжались лишь до сентября, после которого команды могли переместиться через океан для участия в гонках в Канаде, в Уоткинс-Глен или в Мехико.
Начало года часто было ознаменовано внезачётными этапами Формулы 1, на которых обкатывались новые машины. Было определённое количество британских трасс, каждая из которых жаждала принять у себя Формулу 1, в то время как прочие, такие как По или Сиракуза, регулярно проводили соревнования. В конце 1940-х и начале 1950-х был период, когда лучшие гонщики проводили несколько недель в Аргентине, участвуя в Temporada Series, проводившейся в летний период в южном полушарии при поддержке правительства. Поддержка закончилась, однако серия была восстановлена в 1960-х уже с машинами Формулы 2 и Формулы 3.
К тому времени гонщики Формулы 1 уже начали проводить зиму в Австралии и Новой Зеландии, соревнуясь в Tasman Cup, который стартовал в 1964. Формула 1 в те годы использовала 1.5-литровые двигатели, тогда как машины серии Tasman позволяли пилотам выступать с двигателями большего объёма, из-за чего и были так популярны. Правда, как только Ф1 перешла на 3-литровые двигатели в 1966, серия Tasman перестала быть такой привлекательной, а команды всё меньше хотели в неё вкладываться, однако часто посылали машины в Австралию, но не с целью последующего их возвращения, а для продажи. Серия Tasman шла до конца февраля, а затем гонщики начинали возвращаться в Европу, часто через 24-часовую гонку в Дейтоне и 12-часовую гонка на Себринге, которые проходили до европейского старта чемпионата. Это на самом деле зависело от того, где можно было больше заработать призовых и денег за выступление. В 1950-х, для примера, была даже короткая история с гонками спортивных машин в Гаване, на Кубе, пока правительство, возглавленное Фиделем Кастро, это не прекратило.
Джим Кларк меняет колесо на своём Lotus 33, Tasman Cup, 1967
В 1960-х среди гонщиков Ф1 было достаточно распространено участвовать в серии CanAm. Она началась в 1966 и изначально проводилась в период с сентября по середину ноября, но в 1969 была расширена для включения новых гонок и начиналась уже в июне. Парни из Ф1 также гонялись в 500 милях Индианаполиса, занимавшей большую часть мая. Это означало, что они пересекали Атлантику туда и обратно, чтобы переключаться с гонок Гран-при на CanAm. Сезон заканчивался в Мехико в конце октября. С 1954 по 1966 гонщики Формулы 1 также часто появлялись на Bahamas Speedweek - серии гонок спортивных машин на багамских трассах. Там они соревновались с пилотами из Америки, а затем отдыхали до самого Рождества.
Chevrolet Corvette Sting Ray, Bahamas Speedweek, 1963
В конце 1960-х на смену пришла Springbok Championship - серия для спортивных машин, проходящая по трассам Африки с ноября по декабрь, правда не привлекающая больших звёзд Ф1, поскольку во многих вещах была достаточно примитивной. Всё это привело к Гран-при Южной Африки, проводившемся с 1960 года в последнюю неделю декабря, а иногда даже в Новый год. Это давало звёздам Ф1 как раз достаточно времени, чтобы посоревноваться в Южной Африке, а затем успеть перелететь в Австралию к началу Tasman Series. Серия, правда, перестала существовать в начале 1970-х, а Гран-при Южной Африки переместился на начало марта. В те годы существовали длинные предсезонные тесты в Кьялами, завершившиеся по причине политических неурядиц в стране, которые вынудили Ф1 переместить свои активности в Южную Америку. Рио-де-Жанейро стало любимым тёплым местом для проведения тестов в 1980-х, где команды проводили время до самых первых гонок, проходивших в Бразилии и Аргентине. Продолжалось это до тех пор, пока Австралия не стала гонкой, открывающей чемпионат, а команды не начали проводить больше тестов в Европе.
Айртон Сенна, Алан Прост и Михаэль Шумахер, Кьялами, 1993