Арендная плаха

В «Формуле-1» наметился новомодный тренд. Едва ли не каждую неделю страны из различных точек земного шара объявляют о строительстве новых трасс для проведения этапа «королевских гонок». Сумасшедший географический разброс вкупе с масштабными тратами впечатляет даже стороннего от большого спорта наблюдателя. Однако уместны ли такие траты в мире современного автоспорта? Вместе с обозревателем Autosport Дитером Ренкеном Sports.ru проводит инспекцию нынешних площадных активов гоночной элиты. И приходит к неутешительным выводам…

Арендная плаха
Арендная плаха

За последний год количество проектов, нацеленных на привлечение «Ф-1» под эгиду того или иного государства, возросло с такой стремительной скоростью, что скоро стандартных 52 недель в календаре будет не хватать для удовлетворения организаторских прихотей. Нет, ну правда: разве что Вануату, Зимбабве и Сьерра-Леоне еще не расчистили какое-нибудь плато в недрах своей необъятной родины, чтобы зазвать туда на инспекцию верных опричников Берни Экклстоуна. Тогда как в остальном глобализация уже слилась в экстазе даже с теми сегментами рынка, что прежде казались непригодными для маркетингового «оплодотворения». Америка объявила о возвращении в Большие Призы, взявшись за поднятие техасской целины в Остине. Россия заключила многолетний контракт на прием гостей в хлебосольном Сочи. Индия протрубила во все слоновьи хоботы о приезде великих автоспортивных раджей... И ладно бы на этом все. Так нет, вслед за ними уже выстроилась очередь из страждущих причаститься к великому гоночному чуду. Причем, очередь разношерстная и разномастная: желающие тряхнуть стариной Южная Африка и Аргентина, отказывающаяся сходить со сцены Франция, экзотичные совдеповской стилистикой Болгария да Украина и совсем уж «отвязный» Таиланд. И их нисколько не смущает тот базовый капитал, что необходимо иметь за душой для выхода на мировую арену — только на постройку и оснащение арены обычно уходит порядка 140 млн фунтов стерлингов (в ряде стран и при ряде побочных обстоятельств сумму стоит удваивать)! Общие же затраты, учитывая ежегодную «барщину» промоутерам и вложения в развитие инфраструктуры окрестностей, реально достигают отметки в 2,5 миллиарда долларов.

Вопрос в другом: стоит ли овчинка выделки? Ведь все нынешние «шапито», принимающие с гастролями Большой Цирк, живут в колоссальный долг, или же сводят концы с концами в ноль, но исключительно благодаря поддержке властей и с помощью хитроумных систем заемов. Говоря словами Масяни, существуют по принципу «перезанять, чтобы переотдать…». Факт вроде бы сомнительный и кажущийся невероятным, поскольку в списке стран-участниц фигурируют весьма состоятельные делегаты. Но даже поверхностный финансовый анализ убеждает в том, что респектабельность внешняя не всегда коррелирует с благополучием изнутри. Так, даже один из новомодных этапов — Гран-при Абу-Даби— осенью не сумел отметиться аншлагом на 50-тысячных трибунах, хотя гонка обещала назвать имя победителя в противостоянии сразу четырех пилотов. Более того, пустоты на трибунах оказались столь зияющими, что операторам пришлось в пятницу спешно менять места дислокации, дабы общие планы не поражали унылостью. Впрочем, этот ход не скрыл проблемы арабов: спустя пару недель после гонки в прессу просочилась информация о масштабных сокращениях персонала трека в рамках акции по снижению трат и возвращению мероприятия в «нулевой» цикл. О прибыли речи не шло вообще.

Гран-при Абу-Даби не сумел отметиться аншлагом на 50-тысячных трибунах, хотя гонка обещала назвать имя чемпиона мира

В Австралии внешний долг этапа в марте грозит достичь 25 млн фунтов стерлингов — и администрация «Альберт-Парка» уже не скрывает невероятные размеры пропасти, что разделяют желание принимать «Ф-1» на Зеленом континенте и возможности это делать. Бахрейнские шейхи, напротив, стараются пустить пыль в глаза, утверждая: каждая гонка приносит в бюджет страны 350 млн фунтов. Правда, при этом не уточняют, как среднестатистический посетитель успевает во время варки в тамошнем котле Гран-при оставить в разного рода кассах около 9 тысяч фунтов. В свете же того, что еще ни разу на трибунах «Сахир Интернэшнл» более 40 000 человек не собиралось (несмотря на относительную дешевизну билетов), дыры в бюджете кажутся заштопанными белыми нитками.

«Не лучший способ сохранить лицо», — так и напрашивается мораль к фарсу, развивающемуся по бельгийской схеме. В Спа также длительное время корчили хорошие мины при плохой игре. А сегодня объявляют о свертывании проекта по истечении срока контракта (2012 год), так как размер расходов превышает все мыслимые и немыслимые пороги — предельная финансовая точка невозвращения превышена на 6 млн.

Бразилия и Канада также грозили кануть в лету, но их выручили финансовые влияния отцов городов, принимающих этапы. Так, мэрия Сан-Паулу авторитарным решением установила цену на билеты, сделав их едва ли не самыми дорогими во всей линейке чемпионата мира. Однако именно эти меры вкупе с мизером, что идет на обслуживание инфраструктуры (никогда не ловили себя на мысли, что паддоки на «Интерлагосе» мало чем отличаются от фавелл?), позволили организаторам хоть как-то сводить дебет с кредитом. Пусть помещения для работы команд напоминают эру зарождения автогонок, зато заемы здесь хотя бы выплачиваются в срок. Равно как и в Монреале, исключение из календаря которого в 2009-м по причине финансовой недееспособности заставило магистрат пересмотреть кредитную политику. Грамотная экономическая реорганизация, рекламные ходы и монополия на этап «Ф-1» во всей Северной Америке позволили хотя бы относительно и временно, но восстановить баланс сил. Как будет дальше — большой вопрос.

В Китае спасение утопающих выглядит делом рук самих утопающих. А также 50 млн фунтов, отягчающих их карманы. Ведь для обновления чемпионатной лицензии в Шанхае следует провести масштабную реконструкцию трека (привет мелиорации и вписыванию иероглифа «Шань» в топи бывших болот). Разумеется, если партия скажет «надо», жители Поднебесной возьмут себя в руки и даже пластмассовыми лопатами переделают полотно от и до. Вот только приказов сверху пока не поступало. Ведь ничтожная платежеспособность основной массы населения (опять же, исходя из цен на билеты) и трехмесячный срок, в который надо завершить работы, ничего, кроме боли в причинном месте, кормчим не сулит. Так зачем им еще дополнительные убытки?

Германия и Великобритания — великолепный пример нецелевого расходования средств

Германия и Великобритания — великолепный пример нецелевого расходования средств. Обе страны гонялись за двумя зайцами, вбухивая деньги в косметическую реставрацию автодромов, нуждавшихся в кардинальной перестройке. Найти точки соприкосновения и избрать объединяющую бюджеты базу для реконструкции в странах-передовиках так и не додумались. А потому колыбель автоспорта грозит остаться без наследия, сколько бы ей не благоволил Берни — что Сильверстоун, что «Донингтон-парк» застряли в полупозиции и без солидных инвестиций оттуда не сдвинутся. «Хоккенхаймрингу» же с «Нюрбургрингом» не помогло даже обилие немцев в пелотоне. Пока боссы делили право проведения этапа по четным и нечетным годам, стараясь выявить времена лучшего притока выручки, аудитория на трассах неукоснительно падала — с 200 тысяч в среднем до 60. Состояния, пущенные по ветру, теперь напоминают о себе лишь воем этого самого ветра в трубах. Куда в скором времени может вылететь и непосредственно немецкий Гран-при. О том же, что концентрация сил на одном треке лучше распыления усилий, европейским неудачникам можно было осведомиться у итальянцев. Те, после добровольно-принудительного «самоотвода» Имолы стабилизировали состояние гонки в Монце. Хотя ни для кого не секрет, что уход в прошлое доминирования «Феррари» больно ударил по посещаемости и обороту средств в ходе апеннинского Гран-при. Благо хоть идею с Гран-при Рима пока отложили в долгий ящик…

К слову, «смерть» соседней трассы (имеется в виду «А1» в Австрии) благотворно повлияла и на судьбу «Хунгароринга». Самая скучная гонка в чемпионате зачастую выезжала лишь за счет повышенной доступности для посещения выходцами из Восточной Европы. Сейчас боссы венгерского трека молятся на Роберта Кубицу, поскольку его харизма компенсирует потерю в фанатах, прежде приезжавших из всех стран Варшавского договора «потопить» за Шумахера. Увы, в последнее время не балуют автодром также и финны, близкие венграм по духу и языку: ранее горой стоявшие за Хаккинена и Райкконена, они теперь как-то слишком уж холодно относятся к выступлениям Хейки Ковалайнена.

Япония, разделив треки между конкурировавшими «Хондой» и «Тойотой», вроде бы нашла оптимальный баланс для поддержки в боевом состоянии обеих трасс. Все-таки именной престиж не должен был давать ни одной из корпораций спустя рукава относиться к детищу, которое в то же время представляло собой мощнейшую маркетинговую платформу. Однако последовательный уход из автоспорта обоих гигантов обрушил стройность местной автоспортивной системы. А потому многие болельщики, некогда стоявшие в очередях за билетами и через интернет бронировавшие места на Гран-при на годы вперед, нынче потеряли интерес к происходящему. Отсюда падение реальной прибыли организаторов, ряды пустых мест на трибунах и ужасающий дефицит бюджета, покрывать который пока никто не горит… Впрочем, поддержка автопроизводителя также не гарантирует успех, о чем не понаслышке знают боссы трассы в Корее. Проведшая, вопреки регламенту, дебютный этап в 2010-м развалюха в Йонаме нынче требует доведения до ума по всем статьям. В том числе и плат по заявочному взносу на следующий сезон. Кто возьмется подписывать чеки — тайна, окутанная мраком. Поскольку невыгодное месторасположение, раздутая до небес платежка и непаханое поле работ в сумме образовывают непрезентабельный проект, «отбить» деньги на котором, мягко говоря, сомнительно. Это прекрасно понимают и местные автомобильные гиганты (КИА, «Хендэ»), в долю вступать не спешащие. А без них-то в Корее каши не сваришь.

Проведшая дебютный этап в 2010-м развалюха в Йонаме нынче требует доведения до ума по всем статьям

В Малайзии компенсировать дефицит бюджета пробовали с помощью гибкой системы скидок ни билеты. Даже в автоспортивных журналах проводили специальные акции, по итогам которых счастливым обладателям квитков всего-то следовало раскошелиться на семь фунтов. Да вот беда: кресла на трибунах, не попадавшие в категорию дискаунтов, одним своим видом отпугивали клиентов. Перспектива отдать 41 фунт за посещение воскресного мероприятия (и это отнюдь не самые презентабельные места) уже навевала тоску на потенциальных гостей Гран-при, а 123 фунта в качестве ценника за квиток вовсе отбивали всякое желание соваться на автодром. Помните, как комментаторы Би-би-си задались вопросом: «где привычно горячий прием трибун на специфической азиатской трассе?» После обнародования цен ответ становится очевиден сам собой. Кстати, только чтобы покрыть «арендную» плату Берни Экклстоуну за право проводить этап «Ф-1» в Куала-Лумпур, организаторам необходимо в воскресенье привлечь на самые дорогие места… 240 тысяч зрителей!

Манящей антуражем гонке в Сингапуре проблем с наполняемостью трибун не понять. Скажем, на 53 процента посещаемости в Монако промоутеры ночного этапа глядят сверху вниз с издевательской самоуверенностью. Правда, когда они приходят в кабинет и получают жировки за свет, их лица моментально становятся грустными, а от налета лоска не остается и следа. Амортизация установок вылетает боссам в такую копеечку, что мысли о вызове Монте-Карло как самому гламурному этапу моментально сходят на нет.

Схожий облом год за годом переживает и Валенсия, задумывавшаяся как пафосный Гран-при, а на деле не получающая отдачи ни от зрителей, ни от рекламодателей. Не спасает даже алонсомания: по сравнению с серединой 2000-х пламенная любовь испанцев к Нандо и его успехам спала. Теперь даже на «Каталунью-Монтмело» приходит чуть больше 90 тысяч человек, хотя еще пару сезонов назад цифра приближалась к 140 тысячам. Также против жителей Пиренейского полуострова играет относительная близость треков: автодромы разделяет всего 300 км, а позволить себе роскошь посетить обе испанские гонки в году из-за дороговизны билетов местные жители не могут. Да и кризис в местной экономике месяц за месяцем берет свое. В общем, трудности положения не скрыть, даже если прибегнуть к методам организаторов Гран-при Турции. Несколько последних лет те грамотно скрывали черным драпом 30 тысяч пустующих кресел на автодроме, дабы при съемке с вертолетов провал промоушна не бил по глазам….

Организаторы Гран-при не смотрят ни на условия сделки, ни на размеры ежегодных выплат Берни Экклстоуну

Легко видеть, что стремящимся во что бы то ни стало присоединиться к «королевской» семье, очень быстро доведется столкнуться с финансовыми проблемами. Тем удивительнее, что они включаются в гонку, не просчитывая дальнейшие перспективы существования детища. Ведь только в стране «А», строящей базис для автоспортивного праздника, слышат, как соседи из страны «В» объявляют о запуске аналогичного проекта (подготовке места, создании инициативной группы, проектировании трассы на бумаге), как моментально начинается движение по как можно быстрейшему подписанию контракта с Берни. Спешащие не смотрят ни на условия сделки, ни на размеры ежегодных выплат, ни на перспективы содержания трека. Главное — опередить конкурентов и выиграть спор бренда или престижа страны. Да вот только настоящие проблемы начинаются у них именно тогда, когда подпись под документом уже поставлена. Экклстоуну-то все равно: в его списке потенциальных участников чемпионата мира бесконечное множество и банкротство очередного проекта он без укоров совести переживет. А вот то, что это окажется по силам недальновидным организаторам — далеко не факт…

Материалы по теме


40 комментариев

Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
всё очень быстро изменится когда Берни отправится в последний путь. большие корпорации возьмут большие ножи и нарежут пирог по своему усмотрению (демокретично).
очень нравятся американские гонки, здесь не меняют каждые полгода регламент, никакая феррари за 100 млн.евро не купит федерацию вместе с правилами... гоночная лицензия стоит всего 1000 долларов, ГОДОВОЙ БЮДЖЕТ В ИНДИКАР СОПОСТАВИМ С БЮДЖЕТОМ КАРТИНГОВОЙ КОМАНДОЙ ИЗ ЕВРОПЫ... МАССОВОСТЬ.... КОГДА НИБУДЬ ВИДЕЛИ ПУСТУЮЩИЕ СТАДИОНЫ В НАСКАР????
0
0
0
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Ответ Kirill_Shott
тогда интересно что быдет после постройки трассы в Сочи?Там быдут самые дорогие билеты, минимун обслуживания. Даже на продаже официальной символики команд(там же какой то процент оргам идет) у нас не смогут хоть какие то копейки отбить.
будет, все так и будет ))
0
0
0
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Ответ H8Red
так спросите кого-нибудь во франции и испании, знают ли там, что такое астана :))) ответ вас должно быть удивит. про сша вообще молчу, там безусловно вспомнят, кто такой армстронг, но бьюсь об заклад, за какую команду он выступал назовут единицы.
А что будет, если в той же США спросить, что такое Хунгароринг?
А вообще оффтоп уже: это просто к тому, что реклама страны Формулой-1 - не самая выгодная идея.
0
0
0
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Ответ starkom
Гыгы, смешно. Например в США, Франции и Испании велоспорт намного популярнее, чем Формула-1.
так спросите кого-нибудь во франции и испании, знают ли там, что такое астана :))) ответ вас должно быть удивит. про сша вообще молчу, там безусловно вспомнят, кто такой армстронг, но бьюсь об заклад, за какую команду он выступал назовут единицы.
0
0
0
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Ответ H8Red
//Страну можно разрекламировать, как Казахстан со своей велокомандой Астана// смеетесь? казахстан если кто и разрекламировал, так это борат :D про астану в мире никто и не слышал, за исключением малочисленных фанатов велогонок, да и те воспринимают это не более как название команды, без всяких ассоциаций с казахстаном
Гыгы, смешно.
Например в США, Франции и Испании велоспорт намного популярнее, чем Формула-1.
0
0
0
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Ответ starkom
Страну можно разрекламировать, как Казахстан со своей велокомандой Астана. Вложений в десятки раз меньше, а выхлопа едва ли не больше.
//Страну можно разрекламировать, как Казахстан со своей велокомандой Астана//

смеетесь? казахстан если кто и разрекламировал, так это борат :D про астану в мире никто и не слышал, за исключением малочисленных фанатов велогонок, да и те воспринимают это не более как название команды, без всяких ассоциаций с казахстаном
0
0
0
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Ответ starkom
Страну можно разрекламировать, как Казахстан со своей велокомандой Астана. Вложений в десятки раз меньше, а выхлопа едва ли не больше.
несравнимые вещи. Аналогично: бобслейная команда Зубкова и Сочи-2014, Аршавин и ЧМ2018. Разницу чувствуешь?
0
0
0
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Ответ jinxal
Гран-при - это сначала рекламы страны, а потом все остальное.
Страну можно разрекламировать, как Казахстан со своей велокомандой Астана. Вложений в десятки раз меньше, а выхлопа едва ли не больше.
0
0
0
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Пользователь заблокирован
Ответ Элайджа
Я про страны , где развит автоспорт
Может быть примеры?
А то как-то двусмысленно получается :-)
0
0
0
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Ответ neodok
как ни странно но именно во Франции, Германии и Испании о Астане знают больше чем в самом Казахстане, и это не люди от спорта а простые обыватели (вся пищевая и машиностроительная промышленность этих стран)
//как ни странно но именно во Франции, Германии и Испании о Астане знают больше чем в самом Казахстане, и это не люди от спорта а простые обыватели (вся пищевая и машиностроительная промышленность этих стран)//

определитесь все-таки, кто знает об астане во франции - простые обыватели или машиностроительная промышленность. и как это связано с велокомандой. я вам могу ответственно заявить, как человек проживший во франции год - никто из простых обывателей не представляет себе, что такое астана и никак не увязывает это с казахстаном.
0
0
0
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Пользователь заблокирован
Ответ Элайджа
Когда в Древнем Риме начался раскол из - за подавления среднего класса , появились гонки на колесницах Именно такая ассоциация у меня сразу появилась от прочтения этой статьи ... Ни в одной нормальной стране трассы и не думают строить - и так неплохо живётся
«Ни в одной нормальной стране трассы и не думают строить - и так неплохо живётся»
Белоруссия естественно относится к «нормальным» в отличии Южной Кореи ну или хотя бы Индии? :-)
0
0
0
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Ответ PalexW
Я не понял причину ажиотажа. Всё убыточно, но все хотят. Странно. Загадочно. Что-то пропустил в статье.
+1
0
0
0
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Выскажу своё мнение. На самом деле приведенные суммы убытков при проведения гран-при не являются правдивыми. Точнее цифры верные, но относить эти затраты к убыткам не правильно. Реально страна-хозяин терпит убытки лишь в сумме нескольких десятков миллионов долларов (которые платятся Берни за право принятия гран-при). Все остальные затраты на постройку трассы, её ремонт, содержание и проведения самого гран-при являются не расходами, а инвестициями в экономику этой же страны. А благодаря эффекту мультипликатора государство ещё и зарабатывает. Плюс к этому ещё и прямые доходы от туризма, рекламы и повышения имиджа на мировом уровне. Так что при проведении гран-при страна всегда выигрывает и это объясняет очередь желающих принять у себя гонку.
0
0
0
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Я думаю, авторам нашего раздела спортс.ру пора сесть за статью на тему: «куда идут денежки, полученные за проведение ГП», потому что, похоже, большинство комментаторов твердо уверено, что все денежки прикарманивает «алчный старикашка» :)
0
0
0
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
как-то все слишком уж в темных красках размалевано и притянуто за уши. Там прибыль идет не только от билетов, да отчислений от рекламы! Имидж страны не выразишь сухими цифрами выплат. Может этого не видно, но имидж влияет не только на сам Гран При, но и на отношения к стране-хозяйке, к компаниям (которые, кстати, налоги платят) со стороны зарубежных инвесторов и т.д. Прибыль может на первый взгляд не очевидна, а потом какой-нибудь антивирус Касперского или масло автомобильное начнут больше покупать.
0
0
0
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Ответ Hassasin
Непомерные аппетиты БЭ заставляют организаторов крепко задуматься над тем, надо ли им такое счастье как ГП. Да, конечно же свой ГП - это имиджевый ход, но ведь организаторами зачастую являются частные компании, которым абсолютно безразлично сколько денег зрители потратят в гостинницах, барах/ресторанах и пр., ведь это на их доходы не повлияет. Поэтому, по-сути либо местные, либо гос. бюджеты могут потянуть организацию ГП. З.Ы. Как вариант - пускай хозяева автодромов объединяются в организацию на подобии ФОТА и все вместе вырабатывают одинаковую стратегию переговоров с алчным старикашкой. Но ведь при этом будут возникать новые проэкты, которым БЭ будут отдавать гонки, а посему в такое объединение обязательно должны войти представители Монцы, Монако, Спа, Сильверстоуна - тогда, может быть, старпер будет более сговорчивым, но не факт.
ты думаешь, там дураки сидят, которым посрать на свои деньги? Они же анализируют ситуацию и находят выгоду)
0
0
0
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Ответ evv
Так я об этом же, проблема надуманна :) Конечно, «старые» трассы еле сводят концы с концами, тем более требования безопасности вынуждают инвестировать в модернизацию. Но Берни похоже не парится по этому поводу, очередь из «гострасс» длинная.
Ну значит мы в этом мнении едины:)
P.S: мне по большому счёту всё равно на каких трассах и где будет проходить Ф1, я буду с радостью лицезреть гонки проходящие даже в Брунее.) Но конечно лучше, когда гонка проходит на трассе где каждый поворот легендарен и имеет свою историю.
0
0
0
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
тогда интересно что быдет после постройки трассы в Сочи?Там быдут самые дорогие билеты, минимун обслуживания. Даже на продаже официальной символики команд(там же какой то процент оргам идет) у нас не смогут хоть какие то копейки отбить.
0
0
0
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
старикашка-то конечно алчный, но спрос на его услуги огромен. Что ему теперь, благотворительностью заниматься?
0
0
0
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Ответ mrluxemburg
Выскажу своё мнение. На самом деле приведенные суммы убытков при проведения гран-при не являются правдивыми. Точнее цифры верные, но относить эти затраты к убыткам не правильно. Реально страна-хозяин терпит убытки лишь в сумме нескольких десятков миллионов долларов (которые платятся Берни за право принятия гран-при). Все остальные затраты на постройку трассы, её ремонт, содержание и проведения самого гран-при являются не расходами, а инвестициями в экономику этой же страны. А благодаря эффекту мультипликатора государство ещё и зарабатывает. Плюс к этому ещё и прямые доходы от туризма, рекламы и повышения имиджа на мировом уровне. Так что при проведении гран-при страна всегда выигрывает и это объясняет очередь желающих принять у себя гонку.
это убытки коммерческих структур, которые содержат трассы и платят Берни. Им пофигу косвенная выгода государства. Выгодно государству - пусть и инвестирует проект, в этом случае твой расклад работает. Берни, кстати, и идет туда, где инвестиции гарантирует государство.
0
0
0
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Цирк да и только
0
0
0
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Про «отвязный» Таиланд (даже в кавычках) не согласен :). Чудная страна, доброжелательные люди, а море ...

«в ряде стран и при ряде побочных обстоятельств сумму стоит удваивать».
Маловато будет.
0
0
0
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Ответ Hassasin
Непомерные аппетиты БЭ заставляют организаторов крепко задуматься над тем, надо ли им такое счастье как ГП. Да, конечно же свой ГП - это имиджевый ход, но ведь организаторами зачастую являются частные компании, которым абсолютно безразлично сколько денег зрители потратят в гостинницах, барах/ресторанах и пр., ведь это на их доходы не повлияет. Поэтому, по-сути либо местные, либо гос. бюджеты могут потянуть организацию ГП. З.Ы. Как вариант - пускай хозяева автодромов объединяются в организацию на подобии ФОТА и все вместе вырабатывают одинаковую стратегию переговоров с алчным старикашкой. Но ведь при этом будут возникать новые проэкты, которым БЭ будут отдавать гонки, а посему в такое объединение обязательно должны войти представители Монцы, Монако, Спа, Сильверстоуна - тогда, может быть, старпер будет более сговорчивым, но не факт.
Я не понял причину ажиотажа. Всё убыточно, но все хотят. Странно. Загадочно. Что-то пропустил в статье.
0
0
0
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Ответ evv
это убытки коммерческих структур, которые содержат трассы и платят Берни. Им пофигу косвенная выгода государства. Выгодно государству - пусть и инвестирует проект, в этом случае твой расклад работает. Берни, кстати, и идет туда, где инвестиции гарантирует государство.
Совершенно верно, но все современные трассы (построенные и те которые строятся) это гос. проекты - Бахрейн, Абу-Даби, Китай, Корея, Сингапур, Россия, Индия + гос. проектами являются и такие «ветераны» как Монако, Канада, Австралия и Бразилия. А на «коммерческих плечах» лежат лишь трассы давно эксплуатируемые (здесь не надо тратиться на постройку трасс, инфраструктуры, да и Берни дерёт с них не так много, как с новых трасс), поэтому они так же в плюсе (или около него).
0
0
0
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Ну дык хорошо, что конкуренция велика, где-нить да будут гоняться. Россия там ваще не от мира сего, пока первый гп не увижу - не поверю :-)
0
0
0
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Показать все комментарии
Укажите причину бана
  • Оскорбление
  • Мат
  • Спам
  • Расизм
  • Провокации
  • Угрозы
  • Систематический оффтоп
  • Мульти-аккаунтинг
  • Прочее
Пожаловаться
  • Спам
  • Оскорбления
  • Расизм
  • Мат
  • Угрозы
  • Прочее
  • Мультиаккаунтинг
  • Систематический оффтоп
  • Провокации
Комментарий отправлен, но без доната
При попытке оплаты произошла ошибка
  • Повторить попытку оплаты
  • Оставить комментарий без доната
  • Изменить комментарий
  • Удалить комментарий