Загрузить фотографиюОчиститьИскать

    Немного гонок среди суеты

    Чем запомнился прошедший сезон в «Формуле-1»: гениальными техническими решениями, неожиданными лидерами, ярким пилотированием, глупыми ошибками, скандалами, конфликтами, уходом автоконцернов? Обозреватель Sports.ru Дмитрий Герчиков делится собственным взглядом на события 60-го чемпионата мира.

    Немного гонок среди суеты
    Немного гонок среди суеты

    Из года в год чемпионат мира в классе «Формула-1» начинаешь смотреть с взращенной на самовнушении надеждой: «Ну, уж в этом сезоне наверняка-то будет класс!» Порой автоспортивные боги проникаются милостью к фанатской наивности и посылают яркое первенство, борьба в котором идет до последней гонки и разворачивается исключительно на трассах, а не в паддоках, комнатах совещаний стюардов или судебных залах в Париже. Но чаще всего морозным зимним вечером с последним подведением итогов проникаешься тихой грустью – многомесячные чаяния сбылись, в лучшем случае, на четверть… Первенство-2009 в моем восприятии относится, к сожалению, именно к последней категории. Постараюсь объяснить почему.

    «Пикегейт» и его последствия. При всей гениальности «плана Симондза» столь беспардонное попрание принципов честной игры оставило в душе горький осадок. Когда же вместе с распутыванием клубка происшествий закрутились маховики историй, извлекающих на божий свет тонны грязного белья, и вовсе стало противно и страшно. Противно потому, что сексуальный скандал имени Макса Мосли Большие призы ничему не научил, хотя экспериментальным путем было доказано – мешать автоспортивное и мирское чревато ущербностью для обоих миров. Страшно же по той причине, что джинна выпустили из бутылки. Скажите на милость, есть ли гарантия, что трюк Пике-младшего в дальнейшем не будет повторен более изысканно и грамотно как часть, к примеру, хитрой командной тактики в борьбе за чемпионство?

    Малое количество обгонов – проблема не только трасс, но и того узкого правового поля, в которое загнаны пилоты

    Работа стюардов. Работая комментатором в эфире белорусского телевидения, не раз задавался вопросом, когда видел на экране надпись «инцидент будет рассмотрен после гонки»: «Господа, а «Формулу-1» ли мы с вами наблюдаем?». Право слово, что за мания-2009 в каждом защитном маневре искать криминал? Почему раннее торможение на более медленном болиде в попытках отстоять позицию нынче классифицируется как угроза безопасности движению? Отчего пилоты топ-команд прямо в ходе гонки требуют активности со стороны Чарли Уайтинга, пеняя на блокировку, если не могут отыскать момент для обдуманной атаки? Какого черта «захлопывание калитки» внутреннего радиуса вменяется в вину гонщику, просто решившему довести изначально запланированный маневр до конца и не поверившему в глупость преследователя?.. Возможно, где-то утрирую или немного перегибаю палку, но сейчас во мне говорит болельщик, а не аналитик. Как потребителю зрелища и любителю умелых оборонительных маневров, хочется наслаждаться мастерством пилотов, а не осторожным выходом из виража по широкой траектории с запасом, чтобы «не дай бог не зацепить конкурента антикрылом и не попасть на ковер к стюардам»! Глубоко убежден: малое количество обгонов – проблема не только конфигураций трасс, но и того узкого правового поля, в которое сегодня загнаны пилоты.

    Выборы президента ФИА. Поскольку абсолютно равнодушен к «Скудерии» и, как следствие, не отношусь к фобам/филам итальянской конюшни, следил за процессам без пристрастий и переживаний за того или иного кандидата. В итоге, уже через месяц знакомство с любой новостью о борьбе Жана Тодта с Ари Ватаненом вызывало исключительно слуховую ассоциацию – припев песни группы «Ленинград», посвященной выборам… особенно забавно было отслеживать конъюнктурные заявления на телеканале «Евроспорт 2». То француз провозглашает: «Я вас спасу, проведя в жизнь реформы!» Следом финн возражает, что задуманные конкурентом реформы – ерунда, а настоящие преобразования значатся у него в планах. Потом стороны меняются ролями, хотя конкретики, по сути, в речах обоих претендентов – мизер (сейчас говорю о реальных преобразованиях в «Ф-1»). А напоследок на экране появляется незабвенный Макс, который «приехал и все опошлил»… В общем, искренне рад, что это шоу «для тех, кто все еще верит в сказки» закончилось.

    Без знаковых брендов Большие гонки смотреть будет уже куда как менее интересно

    Огромное количество профнепригодных гонщиков. Если бы в паддоке кроме «Пиранья-клуба» существовал орден рента-драйверов, то по итогам сезона-2009 в него следовало бы принять добрую часть пелотона. Японский ас Казуки Накадзима «развел» благодетелей из «Уильямса» на кругленькую сумму на починку передних антикрыльев. При этом остался единственным пилотом, проведшим чемпионат от начала и до конца и не набравшим ни единого балла! Себастьян Бурдэ получил справедливую увольнительную за то, что препирался с механиками вместо изучения точек торможения на треке и работы с настройками. Нельсон Пике-младший куда профессиональнее управлялся с вентилятором, разбрызгивавшим медиа-дерьмо на окружающих, нежели с баранкой R29. Хайме Альгерсуари заставил задуматься компанию «Репсол» о целесообразности миллионных трат на промоушн человека, единственной заслугой которого оказался факт бытия самым молодым участником Больших призов. Ромен Грожан наконец-то доказал миру, что слухи о его таланте сильно преувеличены (читатели Sports.ru наверняка помнят как к этому выводу мы в дискуссиях пришли около года назад). Кто еще? Лука Бадоер? Здесь просто без комментариев…

    Новые автодромы. Второй год подряд приходится поднимать тему нецелевого использования средств в «Формуле-1». Вот носится нынче Берни Экклстоун с Донингтоном: этапу быть, этапу не быть… Да возьми половину бюджета, ухнутого на строительство «Яс Марины» и положи эту сумму британцам. Островитяне же на такой капитал не только оба английских автодрома отреставрируют, да еще на сдачу Хоккенхайму с «Нюрбургрингом» помогут! Ведь, сознайтесь, друзья: кроме гламурной картинки этап в Абу-Даби ничем внимание – с точки зрения борьбы на трассе – не привлек. При полутора местах для обгона надеяться на шоу могли лишь люди, еще к началу гонки назюзюкавшиеся какого-нибудь Macallan Fine Rare Vintage в VIP-зоне. Вслед за Валенсией календарь Больших призов получил еще одну карусель, остановить монотонные покатушки на которой могла только техническая неисправность либо глупейшая ошибка кого-либо из пилотов. А ведь так хотелось драйва, а не панорамы заката в качестве утешения…

    Уход из «Ф-1» крупных концернов. Для меня «Хонда, БМВ, «Тойота» были сродни дредноутам – непотопляемым кораблям, уверенно противостоявшим самым могучим бурям. Однако финансовый кризис превратил могучие суда в утлые челноки, которых погребло под обвальными волнами мировой рецессии. Теперь есть нешуточные опасения, что в случае мало-мальски неудачных выступлений, автоспортивные программы свернет «Рено», тем самым еще больше расширив проторенные первыми диссидентами пути. А ведь без знаковых брендов Большие гонки смотреть будет уже куда как менее интересно…

    Ложек меда в бочке дегтя оказалось куда меньше. Тем не менее, вовсе не упомянуть о них было бы грешно.

    Ведь это какую титаническую работу следовало проделать, чтобы изобрести двойной диффузор!

    Камуи Кобаяси. Об этом пилоте мы с вами вели задушевные беседы в комментариях еще год с лишним назад. Тогда кто-то отнесся к обсуждению со скепсисом, кто-то взял парня на заметку, а иные, вовсе услыхавшие о японце впервые, принялись поиском интернет-записей гонок с его участием. Уверен, последние полтора месяца вы не жалели о времени, потраченном в диалогах, и трафике, ушедшем на скачку состязаний. Ведь на фоне многочисленных европейских болельщиков и журналистов, посетители Sports.ru в отношении Кобаяси были более-менее подкованы. Надеюсь, что в следующем сезоне мы все-таки увидим его за рулем боевой машины, несмотря на коллапс «Тойоты».

    Двойной диффузор. Вернее, не столько само хитрое изобретение, сколько озарение, пришедшее в светлые головы конструкторов, внедривших узел. Ведь это какую титаническую работу следовало проделать, чтобы выискать в техническом регламенте необходимую лазейку, разработать под нее элемент, внедрить его в философию машины и заставить это все приносить пользу пилоту в соответствии с его стилевыми предпочтениями… Отдельно снимаю шляпу перед «Брауном»: создать болид с чистого листа настолько удачным, чтобы стартового задела хватило для золотого дубля – великолепное достижение команды, созданной в аврале и долгое время вовсе никем не воспринимавшейся всерьез. Кстати, мои поздравления поклонникам Дженсона Баттона. Глубоко убежден – случайно чемпионами мира не становятся. Даже на великолепной машине необходимо уметь добраться до финиша во главе пелотона и не растерять преимущества, если таковое появилось к середине сезона.

    Атмосферные явления. Что и говорить, непогода нынче в моде. Дожди, обильно орошавшие трассы, привнесли в гонки элемент неожиданности, которого так недоставало предсказуемым европейским Гран-при. Посему предложил бы новому президенту ФИА всерьез задуматься над шутливой идеей, предложенной корреспондентами «Автоспорта», и специально перед каждым этапом поливать трассу водой из шлангов.

    Читатели Sports.ru. Без экивоков и искусственных реверансов хочу сказать огромное спасибо вам, уважаемые читатели, что все эти месяцы горячо обсуждали события, делились мнениями с авторами, создавали блоги и предлагали темы для обсуждения. Признаюсь: порой читать ваши комментарии было интереснее, нежели следить за событиями Гран-при. Надеюсь, в следующем сезоне вы останетесь с нами!

    КОММЕНТАРИИ

    Комментарии модерируются. Пишите корректно и дружелюбно.

    Лучшие материалы