Эволюция правил. Что изменится в «Формуле-1» в 2013 году
В декабре прошлого года ФИА опубликовала новые редакции технического и спортивного регламентов сезона-2013. В первой части обзора мы рассмотрим изменения, которые коснулись спортивной составляющей правил.
DRS
C момента появления DRS в «Формуле-1» прошло два года. Система с задним подвижным закрылком удачно вписалась в архитектуру болида, ее разработка оказалась достаточно дешевой, а применение – особенно в паре с KERS – эффективным.
Однако если в первый год команды использовали DRS более-менее в штатном режиме (на прямых), а с точки зрения конструкционных особенностей устройство различалось от команды к команде, то в 2012 году ситуация резко поменялась.
Во-первых, благодаря глазастым фотографам и переходам инженеров из одного коллектива в другой конструкция подвижного закрылка у большинства конюшен стала схожей.
Во-вторых, началось внедрение второго поколения DRS, которые должны не просто снижать лобовое сопротивление на прямых, но также улучшать баланс болидов и активно работать с воздуховодами для увеличения прижимной силы в поворотах.
В-третьих, новые технические возможности стали приводить к излишнему риску: пилоты активировали систему везде, где команды считали это возможным, к примеру, на выходе из поворотов на быстром круге.
В результате, в конце сезона-2012 в квалификациях DRS включалась по ходу 50-55% быстрого круга, хотя разрешенная в гонках зона активации едва превышала 15-20%.
Желая снизить риски во время проведения всех заездов гоночного уик-энда, ФИА ввела запрет на использование подвижного закрылка DRS в любых местах трассы за исключением разрешенных отрезков, рекомендованных для обгона во время воскресного заезда, а если система «забарахлит» в любой части квалификации – она должна быть отключена до окончания этой части.
Что в итоге? Заезды в пятницу и в субботу станут более безопасными, количество вылетов с трассы несколько уменьшится (возможно), а время прохождения быстрого круга в квалификациях увеличится – по некоторым оценкам от 1,5 до 2,5 секунд, – и время поула «Трассы Америк» останется незыблемым еще как минимум пару лет.
Разумеется, лидеров это решение ФИА затронет в большей степени – развитие болидов проводилось с прицелом на увеличение прижимной силы в поворотах, и пилоты, уверенные в поведении машины, активно применяли DRS.
Форс-мажорные обстоятельства в квалификации
В 2012 году два претендента на чемпионский титул останавливались после завершения быстрого круга в квалификации. В обоих случаях стюарды оказались перед дилеммой: расценивать это событие с точки зрения здравого смысла или руководствоваться невнятно написанным спортивным регламентом, традиционно полным загадочных фраз.
По сути, и в случае Льюиса Хэмилтона в Испании, и в случае Себастьяна Феттеля в Абу-Даби имела место одинаковая ситуация: с обеих машин команды сумели слить почти литр топлива для анализа ФИА, но они не смогли бы это сделать, если бы пилоты вернулись в боксы более традиционным способом (после круга возвращения).
До сезона-2012 коллективы могли как угодно оправдывать остановки после быстрого круга, называя их форс-мажорными обстоятельствами, и в прошедшем году нужно было обязательно предоставить 1 литр топлива для анализа. Но теперь эту «серую зону» спортивного регламента ФИА полностью удалила.
Отныне в любой остановившейся на трассе машине должно хватать бензина для анализа (пресловутый 1 литр), и еще ровно столько топлива, которого хватило бы для возвращения в боксы своим ходом.
Впрочем, и в такой бескомпромиссно написанной статье регламента есть «серая зона». В правиле сказано, что «дополнительное количество топлива (которое необходимо для возвращения в боксы) определяет ФИА». Однако на стартовой решетке присутствуют клиенты четырех мотористов, изделия которых по-прежнему имеют несколько разную мощность и расход топлива, в том числе и в дождевых условиях. Следовательно, либо Чарли Уайтинг будет последователен и выдаст «на гора» все четыре цифры расхода, либо команды будут иметь некоторую свободу маневра.
Изменение формата квалификации
Несмотря на все усилия владельцев «ХРТ», «Формула-1» потеряла-таки двенадцатую команду. Крах испанского коллектива (минус две машины на стартовой решетке) подвиг ФИА к очевидным изменениям в проведении главного субботнего заезда.
Напомним, что при 24 машинах во второй сегмент проходило 17 машин, и только 10 из них разыгрывали поул. При этом в начальном сегменте оставалось одно место для самого откровенного неудачника из «середняков» и шесть мест для представителей новых команд.
Теперь таких «неудачных» мест будет два.
В новой редакции статьи 33.1 указано: после завершения первого и второго сегмента выбывают по шесть машин. Возможно, выбывшие после Q1 гонщики будут чуть меньше расстраиваться (все же, их теперь будет двое), с другой – позор есть позор.
В целом, изменения в спортивном регламенте носят предсказуемый характер. Ведомство Жана Тодта успешно закрывает те серые зоны, которые были обнаружены в 2012 году, но совершенно не перечитывает весь документ полностью. Впрочем, даже в некоторых изменениях существуют двусмысленности, которые дают командам некоторую свободу маневра.
Ну, а что же изменится для зрителей? Ответ – ничего. В новой редакции спортивного регламента нет практически никаких видимых изменений формата уик-энда.
В стороне опять остались некоторые неплохие идеи, например, начисление очков за самый быстрый круг в гонке (что внесло бы интригу в подсчет очков), не прописано правило обязательной попытки установить время в финальном сегменте квалификации (а значит, кто-то опять обязательно останется в боксах в решающие минуты), не введены быстрые покрышки (только для квалификации)… Тут каждый вполне может сам продлить список своих несбывшихся ожиданий.
Что касается технической стороны вопроса, то заметные изменения произошли и там, и мы с удовольствием рассмотрим их в следующем материале.
Приключения в России. Как отдыхают гонщики «Формулы-1»
Люди года. Почему Льюис Хэмилтон сбежал из серебряной клетки
Представим себе, что условный Алонсо в борьбе за десятое место в долгой и сложной борьбе проходит условного Райконнена. Обгоняет, уходит в отрыв, упирается в паровозик имени Трулли (трасса необгонная, у всех ДРС, все дела). Отставший Кими на последнем круге на чистой трассе ставит быстрый круг и набирает столько же очков, сколько обогнавший его в непосредственной борьбе соперник. Не спортивно.
То же в борьбе за девятое место. И т.д.
Американские го(р)нки совершенно не страдают от того, что это очко прописано в правилах. Более того, шоу становится более непредсказуемым, но более ярким одновременно. Это дает шанс какому нить Монтойе, который валдахаетсо на 19 месте взять и принести очко в копилку.
Потому, что нефига в паровозиках участвовать. В этой части правил БК более осмысленно.
маруся и катер несутся на пит за 3 круга до финиша и ставят софт
В квалах мы испытываем гигантское напряжение, когда 8-01 болидов на последних секундах ставят времена одно быстрее другого или проигрывают за пару секунд реального времени несколько позиций. В этом плане последние минуты Q3 в субботу являются ярким событием, когда сотни тонн андреналина и пива из кружек выплескивается одновременно по всему миру.
Представьте себе, что десяток автомобилей, карауля друг друга, заскакивают на последних кругах за свежей резиной, а выехав на трассу, превращают унылое доезжалово до финиша (а после 2/3 дистанции мало что происходит) опять в яркое шоу.
Позволят ли себе лидеры (1-5 места) подобный риск? Скорее всего нет. А вот начиная с шестого и ниже, где интервалы иногда позволяют рисковать стратегией - вполне.
В этих условиях Себ и прочие чемпионы врятли будут ставить БК так часто, как в 2012.