В России создана Студенческая лига водных видов спорта. Что это?
В начале сентября была анонсирована Студенческая лига водных видов спорта (СЛВВС). И это при том, что в стране уже существуют Студенческая лига плавания и лига по водному поло.
Встретились с генеральным директором СЛВВС серебряным призером Олимпиады в Токио Александром Красных, чтобы поговорить о всех нюансах и планах новой вотчины спортсменов-студентов.

— Что такое Студенческая лига водных видов спорта?
— Это соревнования среди молодежи 17-25 лет, которые учатся в университетах, в колледжах, магистранты и аспиранты. Я вижу студенческий спорт переходным этапом от школьного спорта, после ДЮСШ и СДЮШОР до корпоративного спорта или же спорта категории «Мастерс».
— Как появилась идея создания лиги?
— Объединились федерация плавания, синхронного плавания, прыжков в воду и водного пола. После было принято решение, что нужно создавать объединенную студенческую лигу водных видов спорта.
— Кто сейчас в команде руководителей?
— Председатель — Александра Пацкевич, трехкратная олимпийская чемпионка по синхронному плаванию. Я генеральный директор лиги.

— С 2021 года в стране существует Студенческая лига плавания, в 2020-м организовался Ватерпольный студенческий союз. Вы их наследники?
— Коротко — нет. У студенческой лиги водного поло в октябре будут соревнования, которые она проводит под собственной эгидой, после они плавно вольются в нас
Что же касается студенческой лиги плавания, мы делаем иной продукт: расширяем количество соревнований, уходим в регионы. Например, на следующий год наметили уже три всероссийских соревнования. Это будет Санкт-Петербург, Московская область и Кубок Евгения Рылова в Новосибирске.
Знаю, что еще в Воронеже много вузов, в Казани сумасшедшее количество университетов. Думаю, что мы будем расширяться уже чуть позже. Хочется раскачать регионы.
— Те, кто был в контексте последние несколько лет, знают, что вместе со Студенческой лигой плавания тянулся негативный медийный шлейф. Не боитесь, что это может передаться вам «по наследству»?
— Именно поэтому мы планируем сделать настолько крутой первый турнир в ноябре, чтобы никаких параллелей невозможно было провести.
— На что будет опираться лига в своем становлении?
— Мы будем выстраивать работу с молодежью, со студентами, которые горят этим заниматься. Будем культивировать это желание для того, чтобы потом расти вместе со студенческими спортивными клубами.
В перспективе это очень интересная кузница кадров. Мы не только про спорт, мы говорим про науку, медийную составляющую, спортивную журналистику, спортивную фотографию, спортивный менеджмент. Да, возможно на каком-то примитивном уровне. Пусть он будет локальный, пусть он будет в рамках студенческого спортивного клуба. Тем не менее, это уже опыт.
— Не у всех вузов есть свои бассейны. Что делать с этим?
— На данный момент опираемся все-таки на 100 с лишним вузов по всей стране, в которых есть бассейны. 100 вузов — это уже много. С учетом того, что у нас в целом в студенческой лиге участвовало, по-моему, 47 университетов, и от некоторых университетов было всего по одному, максимум, по два спортсмена.
В наших планах охватить все вузы с бассейнами, — у них уже есть определенная база. Встает вопрос, насколько интересно вузу развивать водные виды спорта.
Приняли решение, что будем масштабироваться за счет медийного освещения. Может быть, как АСБ (Ассоциация студенческого баскетбола). Очень интересный медийный продукт: у них финальные игры на Матче транслируются. Круто? Да офигенно вообще!
Если у нас так же будет, то вузам будет интереснее с нами работать, потому что это повышает узнаваемость университета и его цитируемость в СМИ, дальше уже это может помочь в наборе абитуриентов.

— Про спортсменов. В плавании с набором участников проблем не будет, как и в водном поло. При этом организовать массовые турниры для синхронного плавания и прыжков, кажется, чем-то на грани очень сложного и невозможного. Особенно для прыжков, где нужна не просто чаша, а трамплины и вышки. Как привлекать спортсменов этих видов спорта?
— Будем пока опираться на вузы, где могут учиться синхронистки. Наша задача — запустить процесс студенческого синхронного плавания вообще, показать вузам, что синхронное плавание – тоже спорт, который может быть студенческим, с него тоже можно расти, и в общем зачете СЛВВС за счет синхронного плавания можно будет заработать очень много очков.
Что же касается прыжков в воду, то ситуация, конечно, несколько тяжелее. У нас не так много бассейнов с вышками в стране. Плюс, это сложно координационный вид спорта. Будем работать.

— Будут ли в лиге участвовать и допускаться профессиональные действующие спортсмены сборной, например?
— Я бы вообще исключил участие финалистов чемпионата Кубка России, например, по плаванию. По поводу остальных команд, почему бы нет? Будем смотреть в зависимости от спортсменов.
Ватерполисты, как правило, играют в клубах. У нас в стране есть две лиги по водному полу, и спортсмены, в том числе и студенты, либо раскиданы по этим клубам, либо дополнительно играют в любительских лигах.
— Приведу пример. Человек плыл, например, в десятом классе в финале Б на чемпионате России. Затем ушел из профессионального спорта в 11 классе, посвятил себя образованию, поступил в вуз. На первом курсе снова хочет плавать. Его не допустят на старты лиги?
— Пока не просчитали такой сценарий. В любом случае, будем делать срез, как это будет коррелировать с нашей идеей. Посмотрим, как много «повыскакивает» (в статистике) таких спортсменов.
— Вычеркивая профессионалов из лиги, вычеркиваются и спортивные вузы: ГЦИОЛИФК, НГУ им. Лесгафта, например. У них составы практически полностью из участников полуфинала-финала чемпионата страны.
— Полуфинал-финал — это 8-12 человек. Эти команды сильно ослабляются, безусловно. Мы не увидим в лиге ярких фамилий, которые сейчас красуются в рекордах МССИ (московские студенческие спортивные игры), например, Нику Годун, Антона Чупкова, Петра Жихарева. Это первый эшелон. Мы отрезаем их, чтобы не было явного превосходства одного спортсмена, который тянет весь состав. Нам нужно поднимать общий уровень, общий профессионализм команды.

— Получается, вузам не стоит искать и заманивать спортсменов экстра-класса?
— Спорт высших достижений — это витрина. Для вуза наличие таких спортсменов — это также определенная витрина.
— Профессионалы будут амбассадорами учебных заведений?
— По большому счету, да. Вообще, в планах обозначать на чемпионатах России, по крайней мере на своих ресурсах, что спортсмены представляют университеты.
Запрет на участие будет распространяться на студенческие соревнования в рамках Студенческой лиги водных видов спорта. Но есть старты, которые проводятся не под нашей эгидой: Универсиада от Министерства спорта и РССС, региональные старты, например, Московские студенческие спортивные игры. Ради бога, как хотите. На наши соревнования — извольте соблюдать правила.
— Вы сказали, что будет первый старт в ноябре. Есть ли понимание, где он будет?
— Москва или Московская область, чтобы было легко добраться на общественном транспорте.
— Эти соревнования будут комплексными по видам спорта?
— Нет. Пока только плавание. Комплексные у нас пройдут в Рузе в октябре следующего года. И синхронное плавание, и прыжки в воду, мини-водное поло и, конечно же, плавание.

— Уже какие-то партнеры у Лиги есть?
Основной наш партнер — это Федерация водных видов спорта России. Первый старт будет проходить под эгидой Федерации. Других партнеров на бумаге пока нет, есть устные соглашения.
— Как обстоят дела с судьями?
— В Москве есть несколько судейских команд, и с ними вопросов никаких не возникает. Судейские в бюджет мы закладываем по ЕВСК. Это не 13 человек с переменным успехом.
— Судьи есть, а что с присвоением разрядов?
— Мы входим в физкультурную часть календаря и не можем войти в спортивную часть по юридическим причинам. Разряды у нас присуждаются исключительно до второго взрослого. Мы бы с радостью, например, присваивали и до Мастера спорта, но, к сожалению, по законам Российской Федерации этого делать не можем.
— Какой пул стартов планирует проводить Лига?
— На следующий год сформируем состав полпредов по федеральным кругам нашей страны. Организация дополнительных региональных и межрегиональных соревнований будет лежать именно на них.
— Эти старты будут иметь какое-то значение в общем зачете Лиги?
— В идеале, это все будет связывать рейтинговая история. На третий год мы как раз выстраиваем полноценную работу всей Лиги, куда будет входить и организация матчевых встреч среди университетов, которые приносят дополнительные очки.
Участие в благотворительных мероприятиях, например, прийти к детям в спортшколу, в детский дом, с детьми-инвалидами позаниматься тоже будут поощряться. Почему нет?

— Это мы говорим про 2028 год?
— Про 2027-й. Мы готовы поощрять очками, чтобы по итогу года выстроить рейтинг самых активных университетов в целом.
— Что за это будет вузам?
— Планируем как-то помогать университету с точки зрения спортивного инвентаря. Также готовы помогать привлекать финансирование.
— Как доказать универу, что необходимо выделить деньги на поездку на соревнования Лиги?
— Перед нами стоит сложная задача — разогнать медийный продукт. Что раньше: курица или яйцо? Больше людей — медийность больше, но людей нет и нужно повысить медийность. Здесь же можно сделать интересный и громкий продукт собственными силами.
— Сколько в лиге заимствовано из NCAA?
— Их история насчитывает 70 лет. Мы можем посмотреть на их опыт развития, но целиком перенять модель и поставить на наши рельсы практически невозможно. В том числе из-за разной системы финансирования. У них распределение по дивизионам идет, исходя из американского футбола, а никак не плавания. У них в вузах есть ряд команд, которые приносят доход. И ряд видов спорта, которые являются дотационными, на которые деньги тратятся.
В ряде европейских стран есть студенческие соревнования, которые проводятся в отчасти игровом формате.
Азия достаточно интересная, например Япония и Южная Корея. У них развитие студенческого спорта местами навеяно Соединенными Штатами.
Где-то это развивалось, конечно же, в своем формате, но не без поглядывания на старейшую лигу. Мы же находимся между Востоком и Западом, как говорится.

— В NCAA стараются собрать лучших пловцов со всего мира. Какая философия будет заложена в отечественной Студенческой лиге?
— NCAA может себе подобное позволить. Они свой 70-летний опыт прожили.
Философия у нас иная. Повторюсь: мы начинаем развиваться. Нам нужно саккумулировать на себе интерес ребят, у которых в мыслях заканчивать карьеру, потому что они выпускаются из школы и поступают в университет. Нам нужно им показать то, что есть еще линейка соревнований, в которых можно участвовать и каким-то образом самореализовываться.
— Закрыть спортивные гештальты?
— Вполне вероятно, да. У нас практически все студенты, точнее, все абитуриенты приезжают из маленьких городов. Для примера возьмем Татарстан.
Казань — административный центр республики с большим количеством университетов. Как правило, из остального региона едут в миллионную Казань учиться. Ребята уходят из своих спортшкол, от своих тренеров, но остаются амбициозными и хотят продолжать карьеру.
Мы прорабатываем, в том числе и с вузами, модель поощрения этих спортсменов. Пока ничего не могу сказать точно, это не обязательно будут деньги. Когда я рассказывал про идею Студенческой лиги от каждого первого был вопрос: «Что с этого студентам? Они что, будут плавать за пирожки?». Ну, хотя бы за пирожки, потому что многие плавают бесплатно!
— Как дальше будет развиваться лига?
— Нам надо еще будет года два или три поработать в формате массовости. И потом уже начать выкручивать профессионализм. Это все постепенное решение задач. Если звезды сойдутся, то будет условно спортивный резерв.
Если со стороны, например, Министерства спорта, будут распоряжения, чтобы в стране были спортивные клубные соревнования. Какой это толчок даст студенческому спорту в целом! Давайте хотя бы на студентах это попробуем. Мы готовы выступить пилотным проектом.

— Много говорим про медиа, какие первые шаги будут сделаны в этом направлении?
— Мы уже запустили сайт, мы запустили телеграм-канал, у нас запущена группа ВК, формируем контент. Продумали нашу историю вообще. Ты слышал, что самые первые школы по плаванию были еще при Петре? Об этом можно прочитать у нас в телеграм-канале.
— Вы много говорите про то, что предстоит много изменений в Лиги через год-два-три. Не страшно осознавать, что Лига не до конца «слеплена» на старте?
— Когда я формировал идею и видение всей студенческой лиги, она переформатировалась десятка полтора раз. Примерно год я делал проект, но он еще, на мой взгляд, сыроват. Нам нужно подсушить один уголок, посмотреть, как это будет, от него уже выстраиваться.
— Вопрос Александру Красных, как генеральному директору. Как вы будете оценивать успех в работе?
— Основное все-таки — это количество участников. Давайте на плавании хотя бы соберем человек 600 на соревнованиях. Давайте привлечем если не 100% вузов, в которых есть бассейны, а соберем процентов 70 из них. Давайте сделаем так, чтобы о наших соревнованиях говорили.
Давайте обозначимся в глазах людей, давайте обозначим для наших партнеров из Беларуси, Казахстана, например, что в России проводятся студенческие соревнования, в которых можно участвовать. Не один раз приехать, а регулярно приезжать. Это план на первые четыре года.

— Тогда следующий вопрос Александру Красных не как генеральному директору, а как человеку. Зачем вам это?
— Я люблю свой спорт, люблю плавание, хочу развивать плавание. Проводить свои соревнования в родном городе — это одно. Проводить что-то масштабное… это же интересно! Вы посмотрите, у нас существует большое количество разных масштабных соревнований: линейки соревнований Мэдвейв, Московской Лиги, те же самые Лига Поволжья, Сибирская лига, Дальневосточные лиги.
Круто, давайте студенческую такую сделаем! Почему студенты? Потому что это самая реактивная часть нашего населения. Это самая заряженная, самая эмоциональная, самая бесшабашная, наверное, часть населения нашей великой и необъятной, с которой можно и интересно работать. Я знаю, что им хочется развивать спорт, им хочется оставить свой след в истории. И мне хотелось бы оставить свой определенный след в этой истории.
— Почему вы любите плавание?
— Я задавался этим вопросом… Плавание в моей жизни заняло более 20 лет. Я в нем чуть-чуть начал разбираться. Сложно не любить то, что понимаешь и в чем разбираешься.