Клубы НФЛ поделили зарубежные страны. А кто из них мог бы покорить Россию?
Издавна в НФЛ существуют строгие правила, касающиеся продвижения бренда команд на рынок — клубам разрешено реализовывать маркетинговые права не далее, чем в 120 километрах от стадиона.
Это сделано для сохранения паритета в лиге — чтобы большие и популярные клубы не выдавливали маленькие из их родных ниш. Конечно, везде есть свои особенности. Обычно, если в штате находится только одна команда НФЛ, то она так или иначе контролирует всю деятельность, касающуюся НФЛ. Но, что если в штате две команды, как в Техасе? Не говоря уж про команды из Нью-Йорка или Лос-Анджелеса, которые делят один стадион на двоих? Везде есть свои нюансы.
Для американских болельщиков на практике это прежде всего значит, какой матч будут показывать по телевизору в общей волне. Если ты живёшь в Иллинойсе, и «Беарс» играют в первой волне воскресных матчей, то показывать будут именно их игру, а не «Браунс» — «Пэтриотс». Есть и другие моменты, касающиеся продажи атрибутики, рекламы и так далее. Проще говоря, быть фанатом «Лос-Анджелес Чарджерс» в Висконсине — это челлендж, а вот болеть там за «Грин-Бэй Пэкерс» легко и удобно.
Однако НФЛ уже мыслит глобальными категориями. Американский пирог давно поделён, пора задумываться об остальной планете. И пока НФЛ решает задачи по популяризации игры целиком, клубы начали реализовывать возможность продвигать собственные бренды за рубежом. 18 команд получили доступ к 26 регионам в 8 странах.
Вот как были распределены международные права среди команд:
Вопросов много, не правда ли? Почему Германию поделили сразу четыре команды, а Китай целиком достался «Рэмс»? Почему «Рэмс» вообще претендуют сразу на несколько стран, а те же «Баффало Биллс» не претендуют ни на что, даже на Канаду, где они игры проводили? По какому принципу всё это вообще выбиралось?
Давайте по порядку:
Каждая команда могла отправить заявку на получение маркетинговых прав в той или иной стране. Это публично не афишируется, но поговаривают, что подача такой заявки была не бесплатным делом. Собственно, в «Биллс» решили не лезть завоёвывать восточную часть Канады, которая и так уже завоёвана.
Самые амбициозные планы — у «Рэмс» и «Долфинс». Стэн Кронке обладает колоссальным опытом по продвижению брендов принадлежащих ему спортивных команд по всему миру и готов в одиночестве покорить Китай и Австралию. «Дельфины» — единственные, кто будут продвигать себя в Бразилии + вместе с «Беарс» поделят Испанию. Твиттер-аккаунты на соответствующих языках уже завели.
Наибольший ажиотаж вызвали уже понятные для команд НФЛ рынки — Великобритания и Мексика. К британцам ломанулись команды, которые чаще остальных играли в Лондоне и успели наработать там какую-то фан-базу. С Мексикой ситуация аналогичная. Пускай матчей там в последние годы проводилось значительно меньше, чем в Лондоне, но определённые болельщицкие коммьюнити уже сложились.
Каждый клуб мог руководствоваться своими представлениями о том, стоит ли ему подавать заявку в ту или иную страну. «Джагуарс» хорошо знают в Великобритании, у «Нью-Ингленд Пэтриотс» налажены мосты с Германией через немецкого футболиста Себастьяна Воллмера, а в «Миннесоте» рассудили, что их образ и географическая близость должны хорошо зайти в Канаде.
Ещё один практический момент распределения — если та или иная страна попадут в Международную серию игр, то приоритетным будет проведение матчей с участием «домашних» команд. То есть, если в ближайшие восемь лет НФЛ созреет до игры в Бразилии, то, вероятнее всего, одним из участников матча будут «Майами Долфинс». В этом смысле интересно, кто получил права в Германии — именно здесь в ближайшие годы должна состояться одна из игр регулярки НФЛ. «Пэтриотс» — «Чифс»? «Бакканирс» — «Пэнтерс»? Все варианты хороши.
Россию не выбрал никто.
В принципе, понятно, почему. Кто смотрит американский футбол в наших широтах? Ты да я, Хайтовский да Андронов. Ну, ещё твой друг, который делает вид, что ему НФЛ интересна, хотя на самом деле он просто не хочет тебя обидеть. На нас много не заработаешь.
Может быть, в один прекрасный день, когда американский футбол завоюет Европу получше, на нас обратят внимание. Но никто же не мешает нам помечтать прямо сейчас, верно?
Представим, что Роджер Гуделл говорит владельцам: «Господа, вот у нас есть ещё жирное пятно на карте. Давайте вместе подумаем, какую команду логичнее всего туда послать?».
(рискну предположить, что страны бывшего СССР они бы рассматривали пакетом; это нам тут очень важно, что мы даже в пределах одной страны можем быть разные, а оттуда мы все русские хакеры)
У каких команд были бы наилучшие стартовые позиции?
5. «Чикаго Беарс»
Конечно, медведь — прямая ассоциация с Россией. И я бы на месте маркетологов в США эксплуатировал сюжетную линию «Брата-2» — всё-таки Данила Багров большую часть дел проводил именно в Чикаго. И хотя за хоккейную команду «Блэкхоукс» не играет ни одного российского хоккеиста, можно вспомнить, что именно «Беарс» стали первым клубом НФЛ в, к сожалению, недолгой карьере кикера Виталия Писецкого. А ещё про них пел Высоцкий, как нам когда-то на «Трибуне» рассказывал Тикондерога.
4. «Нью-Йорк Джайентс»
Гигантской стране — команду с гигантским названием. Тем более, учитывая любовь молодёжи к футболкам с надписью «I LOVE NY», ассоциацию можно сделать спортивной. Выездная джерси «Джайентс» — вылитый российский триколор, даже менять ничего не надо. Ну, и конечно, главное связующее звено — выступающий за «Нью-Йорк Рейнджерс» хоккеист Артемий Панарин. Не стоит забывать, что Нью-Йорк является домом для крупнейшей диаспоры русскоязычных людей в Западном полушарии.
3. «Вашингтон Футбол Тим»
Во-первых, из всех команд, которые можно отдать чудакам из Сибири, «Вашингтон» менее всего жаль. У неё ведь даже нет названия, и на это можно было бы сыграть. До сих пор ведь обсуждаются разные варианты со всякими там «Red Wolves», а всё, что красное — это Советы. Я, например, в детстве был уверен, что «Крылья Советов» — это просто литературный перевод названия «Detroit Red Wings». И, конечно, одна из главных суперзвёзд российского и американского спорта Александр Овечкин стал бы послом, если не миноритарным владельцем команды под новым названием. Он ведь даже заглядывал на стадион «Федекс». Вот только сдавать столицу страны русским — это такое себе.
2. «Тампа-Бэй Бакканирс»
Действующих чемпионов легко впарить вообще кому угодно. Уж не знаю, впишется ли икра и пельмени в диету Тома Брэди, но что-то подкрутить всегда можно. В тренировочном лагере «Бакканирс» играл сейфти Сергей Иванов. Ну, и связка с НХЛ, пожалуй, тоже очень сильная — Кучеров, Василевский и Сергачёв помогли бы приучить соотечественников к заморской игре.
1. «Нью-Ингленд Пэтриотс»
Самый очевидный выбор. Во-первых, «Пэтриотс» — самая популярная команда НФЛ в России. Во-вторых, мосты уже в некотором смысле налажены — ни у одной другой российской команды нет такой связи с США, как у московских «Патриотов». В Москве работал (не знаю, работает ли ещё) профильный ресторан Patriots, и если не изменяет память, на его открытие приезжали представители бостонского клуба. Это я уже не говорю про бостонскую погоду, подаренный Владимиру Путину чемпионский перстень и существование Ильи Ярощука, игравшего за «Пэтриотс» в сезоне–1990. Конечно, продвижение клуба «Патриоты» со звёздно-полосатым флагом на гербе — тот ещё челлендж, но мы же мучаемся, пусть и они тоже!
Про «Майами Долфинс» можно еще вспомнить, потому что Эйс Вентура...)