7 мин.

10 священных реликвий владивостокского «Луча»

Блог Support Your Local Luch копается в раритетах и находит очень много интересного. Например:

Шелковый шарф

Тот самый. Первый в истории и единственный в своем роде. Образца 1999-го года. Тираж, естественно, был ограничен и был раскуплен тогдашней торсидой за несколько первых туров. Обладать таким шарфом – все равно, что иметь запись в партийном билете «член РСДРП с 1898 года» (партию и год можно подставить по Вашему желанию).

знаменитый шелковый шарф

Меня всегда заботил вопрос, почему первые в истории «Луча» фанатские розы были шелковыми? Ответ, полученный мной от одного из создателей, был парадоксален: «Вязаные бы никто не купил. Как их носить летом?»

Единственный шарф со старой эмблемой

Первая «настоящая фанатская роза» появилась после окончания сезона 2003 года (того самого, в котором «Луч» победил в зоне «Восток»). В ней все получилось «единственным и неповторимым». Во-первых, создатели не угадали с цветом, и вместо желто-синей, она вышла в цветах дортмундской «Боруссии». Во-вторых, на ней зафиксирована старая эмблема «с человечком».

Луч Владивосток

В сезоне 2004 года клуб выпустил желто-синие шарфы "с лучиками", но эмблемы на них не было. А уже в следующем сезоне эмблему поменяли – появился «тигр», так что розы "с человечком" стали настоящей коллекционной редкостью.

Роза «Санстрайк»

Закончим тему с розами самым первым, самым раритетным фанатским шарфом – Sunstrike. Так называлась первая «лучовская» фирма, созданная на рубеже веков. Розы заказывались вскладчину, дизайн придумывался «всем миром». По последней фанатской моде - двухсторонний, со всякими дурацкими лозунгами типа In Luch We Trust и Vladivostok Will Be the First.

Sunstrike
Sunstrike

Отдельные элементы этого дизайна определили ряд клубных традиций. Например, на розах появилось две даты: 1998 – год первого фанатского выезда, т.е. год основания фан-движа, а также 1958. Под ним подразумевался год дебюта «Луч» в «профессиональном футболе», т.е. год основания клуба. Что вообще-то не совсем верно, так как команда «Луч» существовала с 1952 года – просто до 1958 года она играла на Чемпионат края и только осенью 1957 года в дерби с владивостокским «Динамо» завоевала право представлять наш город на всесоюзных соревнованиях "команд мастеров" (так тогда назывался профессиональный футбол).

На самом деле фанаты просто первые озаботились своей историей. И когда клуб наконец-то занялся своей айдентикой, то за отправную точку взяли именно эту дату - выбранную фанатами. Хотя был еще 1952-й - год реального основания команды "Луч" и 1957-й - год дебюта владивостокского клуба в профессиональном футболе (тогда это было "Динамо"). Совпадение? Не думаю. Цифры «1958» появились на новой эмблеме, в 2008 году отметили 50-летие клуба и так далее.

Подборка по ранней истории атрибутики "Луча" есть еще здесь

Раритетная футболка

Почетное место в числе семейных реликвий олдового фаната должна занимать настоящая раритетная футболка. Из числа тех, когда форма закупалась не у «Найков» и «Адидасов», а у неизвестных производителей, делалась с авторским дизайном и в единственном тираже. Например, такая – образца сезона в Высшей лиге (1993 год):

Луч сезон 1994

А лучше всего, культовая футболка сезона 1995 года с эмблемой австралийского пива «Форекс»:

Михаил Русляков и Александр Юрченков

Правда, ни один обладатель сего раритета нам неизвестен.

Банка лучовского пива «Форекс»

От тех славных времен, когда «Луч» спонсировала крутейшая австралийская пивчага, в запасах самых олдовых фэнов остались вот такие банки. Фирменное пиво. Футболисты «Луча» рекомендуэ. Представить себе подобное в нынешней России решительно невозможно. Тем и ценно.

Луч - Форекс

Подарок от любимой команды на день рождения

Есть вещи на порядок выше. От отца к сыну. "Фанаты едины с командой любимой" (с). Ну, в общем, все такое. Каждому настоящему фанату есть что вспомнить. Бывали и такие подарки:

Луч Владивосток
Луч Владивосток

Фотографии с первого ЕБП

Проект вечеринки в честь завершения сезона был придуман автором этих строк и Алексеем Семененко, ныне руководителем городской федерации футбола, а тогда активным выездным фэном, по дороге с выезда в Хабаровск в 2001 году. «Луч» убого слил Хабаровску 0:4, но на выезде было весело.

Формат и содержание вечеринки придумывали интуитивно, так как о фан-пати в других регионах ничего не слышали, и как это должно быть, не знали. Придумали, что все будет называться Yellow-Blue Party.

(Мало кто помнит, что одновременно был придуман формат Yellow-Blue Round Table – ежегодных обсуждений планов на сезон перед первым туром в одном из спортбаров. Первый и единственный раз данное мероприятие провели на следующий год в культовом баре «Невада». Все было очень круто, хотя в конце концов все снова закончилось в стиле ЕБП).

Для первой же в истории движа вечеринки сняли один из двух залов в пабе «Боцман» - очень крутом месте, где подавали местные приморские сорта пиваса «Боцман» и «Премьера». Как-то очень просто договорились с администрацией. Никаких залогов и депозитов. Просто забронировали и все. Обвешали зал флагами. Отлично погуляли. Первый тост в истории ЕБП произнес Павел «Паштет» Гайчук, который в течение минут 20 пересказывал содержание газетной заметки о создании команды «Луч» в 1952 году и называл имя некого Отца-основателя нашего клуба (сейчас не вспомню и найти не могу). Некоторые за это время успели накидаться...

Yellow Blue Party

Коллекция билетов сезона 2004 года

В 2004 году трибуны «Динамо» были под завязку. Команда после шести лет отсутствия вернулась в Первый дивизион. А руководство клуба решило на каждый матч делать уникальные билеты с изображением одного из игроков команды. Выглядели они вот так:

Луч сезон 2004

Многие их собирали, но мало у кого сохранилась полная коллекция.

Что-то, что напоминало бы о великих 5:0

А что делали Вы 6 сентября 2011 года?

Дерби Луч СКА

Подборка раритетных программок

Вот, например, эти.

Луч сезон 2001
Луч сезон 2001

Сезон 2001 года. «Луч» - середняк зоны «Восток». В составе несуществующий ныне человек Александр Гарин. На обложке – Роман Мельник. Оба – местные. Главный тренер – легендарный Виктор Анатольевич Лукьянов. Спонсоры – местные бренды «НТК» и «New Wave» (лучшее радио всех времен и народов). Где все это сейчас?

Внимание: далеко не все представленные экспонаты принадлежат автору этих строк. Спасибо всем тем, кто поучаствовал в создании подборки )))