10 священных реликвий владивостокского «Луча»
Блог Support Your Local Luch копается в раритетах и находит очень много интересного. Например:
Шелковый шарф
Тот самый. Первый в истории и единственный в своем роде. Образца 1999-го года. Тираж, естественно, был ограничен и был раскуплен тогдашней торсидой за несколько первых туров. Обладать таким шарфом – все равно, что иметь запись в партийном билете «член РСДРП с 1898 года» (партию и год можно подставить по Вашему желанию).
Меня всегда заботил вопрос, почему первые в истории «Луча» фанатские розы были шелковыми? Ответ, полученный мной от одного из создателей, был парадоксален: «Вязаные бы никто не купил. Как их носить летом?»
Единственный шарф со старой эмблемой
Первая «настоящая фанатская роза» появилась после окончания сезона 2003 года (того самого, в котором «Луч» победил в зоне «Восток»). В ней все получилось «единственным и неповторимым». Во-первых, создатели не угадали с цветом, и вместо желто-синей, она вышла в цветах дортмундской «Боруссии». Во-вторых, на ней зафиксирована старая эмблема «с человечком».
В сезоне 2004 года клуб выпустил желто-синие шарфы "с лучиками", но эмблемы на них не было. А уже в следующем сезоне эмблему поменяли – появился «тигр», так что розы "с человечком" стали настоящей коллекционной редкостью.
Роза «Санстрайк»
Закончим тему с розами самым первым, самым раритетным фанатским шарфом – Sunstrike. Так называлась первая «лучовская» фирма, созданная на рубеже веков. Розы заказывались вскладчину, дизайн придумывался «всем миром». По последней фанатской моде - двухсторонний, со всякими дурацкими лозунгами типа In Luch We Trust и Vladivostok Will Be the First.
Отдельные элементы этого дизайна определили ряд клубных традиций. Например, на розах появилось две даты: 1998 – год первого фанатского выезда, т.е. год основания фан-движа, а также 1958. Под ним подразумевался год дебюта «Луч» в «профессиональном футболе», т.е. год основания клуба. Что вообще-то не совсем верно, так как команда «Луч» существовала с 1952 года – просто до 1958 года она играла на Чемпионат края и только осенью 1957 года в дерби с владивостокским «Динамо» завоевала право представлять наш город на всесоюзных соревнованиях "команд мастеров" (так тогда назывался профессиональный футбол).
На самом деле фанаты просто первые озаботились своей историей. И когда клуб наконец-то занялся своей айдентикой, то за отправную точку взяли именно эту дату - выбранную фанатами. Хотя был еще 1952-й - год реального основания команды "Луч" и 1957-й - год дебюта владивостокского клуба в профессиональном футболе (тогда это было "Динамо"). Совпадение? Не думаю. Цифры «1958» появились на новой эмблеме, в 2008 году отметили 50-летие клуба и так далее.
Подборка по ранней истории атрибутики "Луча" есть еще здесь.
Раритетная футболка
Почетное место в числе семейных реликвий олдового фаната должна занимать настоящая раритетная футболка. Из числа тех, когда форма закупалась не у «Найков» и «Адидасов», а у неизвестных производителей, делалась с авторским дизайном и в единственном тираже. Например, такая – образца сезона в Высшей лиге (1993 год):
А лучше всего, культовая футболка сезона 1995 года с эмблемой австралийского пива «Форекс»:
Правда, ни один обладатель сего раритета нам неизвестен.
Банка лучовского пива «Форекс»
От тех славных времен, когда «Луч» спонсировала крутейшая австралийская пивчага, в запасах самых олдовых фэнов остались вот такие банки. Фирменное пиво. Футболисты «Луча» рекомендуэ. Представить себе подобное в нынешней России решительно невозможно. Тем и ценно.
Подарок от любимой команды на день рождения
Есть вещи на порядок выше. От отца к сыну. "Фанаты едины с командой любимой" (с). Ну, в общем, все такое. Каждому настоящему фанату есть что вспомнить. Бывали и такие подарки:
Фотографии с первого ЕБП
Проект вечеринки в честь завершения сезона был придуман автором этих строк и Алексеем Семененко, ныне руководителем городской федерации футбола, а тогда активным выездным фэном, по дороге с выезда в Хабаровск в 2001 году. «Луч» убого слил Хабаровску 0:4, но на выезде было весело.
Формат и содержание вечеринки придумывали интуитивно, так как о фан-пати в других регионах ничего не слышали, и как это должно быть, не знали. Придумали, что все будет называться Yellow-Blue Party.
(Мало кто помнит, что одновременно был придуман формат Yellow-Blue Round Table – ежегодных обсуждений планов на сезон перед первым туром в одном из спортбаров. Первый и единственный раз данное мероприятие провели на следующий год в культовом баре «Невада». Все было очень круто, хотя в конце концов все снова закончилось в стиле ЕБП).
Для первой же в истории движа вечеринки сняли один из двух залов в пабе «Боцман» - очень крутом месте, где подавали местные приморские сорта пиваса «Боцман» и «Премьера». Как-то очень просто договорились с администрацией. Никаких залогов и депозитов. Просто забронировали и все. Обвешали зал флагами. Отлично погуляли. Первый тост в истории ЕБП произнес Павел «Паштет» Гайчук, который в течение минут 20 пересказывал содержание газетной заметки о создании команды «Луч» в 1952 году и называл имя некого Отца-основателя нашего клуба (сейчас не вспомню и найти не могу). Некоторые за это время успели накидаться...
Коллекция билетов сезона 2004 года
В 2004 году трибуны «Динамо» были под завязку. Команда после шести лет отсутствия вернулась в Первый дивизион. А руководство клуба решило на каждый матч делать уникальные билеты с изображением одного из игроков команды. Выглядели они вот так:
Многие их собирали, но мало у кого сохранилась полная коллекция.
Что-то, что напоминало бы о великих 5:0
А что делали Вы 6 сентября 2011 года?
Подборка раритетных программок
Вот, например, эти.
Сезон 2001 года. «Луч» - середняк зоны «Восток». В составе несуществующий ныне человек Александр Гарин. На обложке – Роман Мельник. Оба – местные. Главный тренер – легендарный Виктор Анатольевич Лукьянов. Спонсоры – местные бренды «НТК» и «New Wave» (лучшее радио всех времен и народов). Где все это сейчас?
Внимание: далеко не все представленные экспонаты принадлежат автору этих строк. Спасибо всем тем, кто поучаствовал в создании подборки )))
Интересный материал, хоть немного не хватает вступления
Вот Вам, например, может быть интересно это: http://www.sports.ru/tribuna/blogs/vladivostokblog/815489.html. Это так, просто в честь Миши Рекуданова, с которым был знаком. Не интересно - не читайте.
А по поводу топа - да ради Бога, если честно. Это блог про местную команду, про такой искренний олдовый футбол, чуждый всяких рейтингов и прочей хуеты.
http://m.sports.ru/tribuna/blogs/codfo18/845961.html
А теперь вот чувствую, что немного жалею)
А соцредакторы - ага, лажают. Только пофиг вообще.
А "великая" и "местная" - не вижу тут противоречий. Хотя и не без преувеличения, само собой. Идеология этого блога - это поддержка местных команд (собсна см. название). Если бы в регионах люди больше гордились своими командами, а не страдали фан-онанизмом со всякими "Арсеналами" и "Эвертонами", то футболу от этого было бы лучше. Так что и местная команда может быть великой в глазах своих фанатов. Тем более "Луч", наравне с "Томью" - действительно наиболее титулованная команда по эту сторону от Урала.
Только лучше бы определиться - «местной» или «великой» команды)
За Рикиша спасибо, прочитаю
И я на самом деле знаю, кто такая Даша Исаева (ну, ок, вспомнил, когда посмотрел профиль), это та девушка, которая рисует странные картинки, похожие на фотографии. Поэтому мой комментарий это не из серии "а ты вообще кто?!", а из серии "а почему ты учишь меня писать мои тексты?" Ну да, я так и не понял, почему, если человек "соцредактор", он может безапелляционно говорить, чего моему тексту не хватает, а чего хватает. "Апелляционно" - может )) можно поспорить или предложить. Но менторский тон - бэээ.