Блог Весь мир в глазах твоих

«Гохуа»: искусство традиционной китайской живописи

Если живешь отшельником 

Высоко в горах

Непременно луна,

Цветы и осенние листья

Станут твоими друзьями (Рёкан)

 5 

Гохуа - это традиционная китайская живопись.

Природа учит человека понимать прекрасное. Эта истина является главной темой традиционной китайской живописи Гохуа.

Как утверждают историки, истоки китайской живописи восходят к узорам и изображениям людей и животных на расписной керамике неолита, отдаленного от нас на 5-6 тысячелетий.

Произведения китайских мастеров, созданные ими в различные эпохи, начиная с глубокой древности, являются драгоценным вкладом в мировое искусство.

5

Техника исполнения рисунка______________

С самого начала китайской живописи образы создавались посредством линейного рисунка. Это одна из отличительных черт китайской живописи по сравнению с европейской. 

В западных традиционных картинах маслом, в акварелях можно совсем не заметить линию, как таковую. В китайской же живописи тушью, наоборот, редки произведения, творцы которых обходились без нее.

5

Овладеть секретами живописи тушью совсем не так уж просто. Тут очень важно безупречное владение кистью. 

Ведь каждый мазок кисти с тушью, ложась на пористую бумагу, должен быть безукоризненно точным, так как ни стереть, ни поправить его уже невозможно. 

 5

С глубокой древности китайцы рассматривали живопись в тесной связи с каллиграфией, считая, что у обоих видов творчества имеется общий источник. Поэтому китайские художники (это прежде всего относится к художникам-интеллектуалам) вполне естественно вносили в свои картины элементы каллиграфии.

5

Они сопровождали картину стихотворной надписью, выполненной в каллиграфическом стиле, в которой выражали свой душевный настрой либо свое отношение к предмету изображения. Стихотворная надпись призвана дополнить образное содержание картины, сделать все произведение гармоничным. 

5

Выдающийся древнекитайский живописец и литератор Су Ши (1036-1101) выступал за то, чтобы "в стихах была образность живописи, а в живописи присутствовала поэзия". Этот девиз очень хорошо выразил идею органического единства поэзии и живописи, достичь которого стремились поколения китайских художников.

Кроме того, согласно китайской традиции художник ставил на картине свою печать (непременно красного цвета), удостоверяющую личность автора. 

5

В целом картина должна стать органическим единством поэзии, каллиграфии, живописи и граверного искусства (последнее проявляется в оттиске с печати). 

Аллегоричность рисунка______________________

За тысячелетия китайская живопись выработала свой лаконичный художественный язык. В китайской живописи растения символически изображают четыре времени года, а луна или свеча - глубокую ночь. 

5

В ней очень редко изображают конкретное время суток, ясность или пасмурность погоды. Такого рода язык символов, лишенный предметной реальности, близок и понятен истинному ценителю китайского искусства.

5

Например, нарисовав нежный цветок мэйхуа (цветок сливы), художник сбоку наносит кистью стихотворную строчку: "Легкий аромат расплывается в бледном свете луны".

Конкретное время передается содержанием картины с изображением и стихотворной строчкой. 

 5

Что касается композиционного построения, то тут важным отличием китайской живописи от живописи западной является непременное наличие на китайских картинах "пустых", незаполненных участков полотна.

5

Эти пустые участки могут маскироваться под виды белесого облака, окутавшего гору, или туман над водной гладью, или отблеск солнечного или лунного света, а могут быть просто пустым местом, оставляя простор для зрительской фантазии.

 5

Китайские картины - это такой вид искусства, который невозможен без своего рода "соучастия" автора и зрителя. Картина настоящего художника пробуждает в зрителе множество мыслей и чувств.

Взять хотя бы картину с изображением бамбука с качающимся под ветром стволом и трепещущими листьями, выполненным линиями густой и бледной тушью.

 5

Сбоку приписана строка: "Свежеет ветер, выявляя несгибаемость бамбука". В строке говорится о бамбуке, который, полный непокорной жизненной силы, гордо стоит на ветру.

Но ведь в китайской литературе бамбук - воплощение образа благородного и прямого человека. Таким образом, на китайских картинах бамбук - это не просто растение, а символ человеческого характера. Изображая бамбук, художник воспевает благородного мужа чистых и высоких устремлений.

5 

Там, далеко от нас, восточней и южнее

Летит как будто снег цвет сливы Мэйхуа

И шёлком стелет он китайские аллеи

Так посреди зимы рождается весна… (с)

 

Цветок сливы мэйхуа раскрывается в самую суровую зимнюю стужу, и его чистый аромат опьяняет человека. Поэты очеловечили мэйхуа, уподобив его гордой личности кристальной чистоты. Так растение стало воплощением человеческого характера.

5

Не страшен холод и стройному бамбуку, гордо уходящему ввысь, и старой могучей сосне.

5

Стоит прибавить к ним хризантему, и картина будет называться - "Четверо совершенных". Все эти картины символизируют чистых благородных людей, чья дружба и взаимная поддержка прошли все испытания. 

5

В отличии от весенних цветов, гибких и очаровательных, хризантема символизирует "позднее благоухание" - почтенную зрелость, уход от мира в возвышенное одиночество ("отшельник, льющий поздний аромат"). При этом хризантема остается "гордой в инее" - цветущей и не боящейся морозов. Её называют: прекрасной, скромной, целомудренной - воплощением торжества осени.

5

А вот пион, например, в китайской живописи олицетворяет человеческую красоту, а также богатство и почести; сорока воспринимается как символ счастливой вести.

5

5

Два цветка лотоса на одном стебле и селезень с уткой - воплощение верных и неразлучных супругов. И таких примеров можно привести сколько угодно. При этом каллиграфия и надпись на картине придают этой аллегории еще большую поэтичность и выразительность.

5

Китайские художники любят прибегать к такого рода иносказаниям, отождествляя с образами идеального воображаемого мира явления человеческой жизни. Вот почему трудно постичь китайскую живопись тому, кто не понимает этой ее особенности. 

5

Жанры и стили китайской живописи__________________ 

В традиционной китайской живописи установились определенные жанры:

Пейзаж - жанр "шаньшуй" - "горы и воды".

В китайских пейзажах горы считались олицетворением мужского светлого начала ян, а воды - женского тёмного начала инь, из сочетания которых, по древним представлениям , возникает вселенная. 

5 

Особое положение пейзажного жанра объясняется в частности широким распространением в Китае концепции о единстве человека и природы. Согласно этой концепции между человеком и Вселенной не существует неодолимых преград.

5

Человеческие качества: благородство, одаренность и т.п. способны "тронуть" природу. А человек неизменно мечтает быть поближе к горам, лесу и водоемам и желает слиться с природой. Художник, создавая пейзажное произведение, стремится передать свое тяготение к природе и в то же время вызвать ассоциации у зрителя. 

5

 Жанр "хуаняо" - "цветов и птиц" - фауна/флора.

5

Для этого жанра характерны темы трав, бамбука, камней, а также зверей, птиц, насекомых и пр.

5 

5

"Вглядываясь в совершенные формы растений, передавай их истинную сущность. Через внешнее сходство воспроизведи их дух. Достижение этого зависит от руки, от совершенства штриха. Поистине невозможно это выразить в словах - тайна этого лежит в сердце" ("Слово о живописи из сада с горчичное зерно")

5

 Что касается изображаемых растений, то художники отдавали предпочтение сливовому дереву (особенно в сезон цветения), орхидее, бамбуку, хризантеме, считая эти растения олицетворением благородных качеств человека.

 5

5

И портрет - жанр "жэньу" - "люди".

Древнекитайский теоретик искусства Гу Кайчжи (348-409) выдвинул требование "передавать" в портрете внутренний мир пейзажа", заботиться как о внешнем сходстве, так и о воплощении характера и душевного состояния объекта.

5

 Последующие поколения художников остались верными этой концепции. Уже на ранней стадии развития китайской живописи мастерство портретного жанра достигло высокого уровня.

5

Тут уместна параллель с западной живописью, где имеются портретный жанр, пейзажный жанр и натюрморт.

5

В китайской живописи существует два основных традиционных стиля письма: гунби и се-и.

Гунби присуща тонкая и подробная графическая манера письма с тщательным накладыванием краски и прописыванием мелких деталей; на картинах такого стиля можно сосчитать волоски в бороде у старца.

5

5

Се-и (буквально се - «писать», и - «значение» или «идея») - свободная манера письма широкой кистью. Художники этого стиля стремятся передать не внешнее сходство предмета, а его сущность, в чем и заключается главная цель мастера.

5 

 Разновидностью стиля се-и является стиль "шуймо" (буквально шуй - «вода» и мо - «тушь»). В шуймо для написания картины используется только черная тушь в различных концентрациях.

5

5 

Разумеется, было немало художников, которые применяли приемы и "гунби", и "сe-и", их картины занимают как бы промежуточное место между указанными стилями.

5

Эти два стиля уже издавна широко распространены в Китае и взаимно дополняют друг друга. 

-----------------------------

В китайской живописи, в отличие от европейской, существует особый вид картин - картины-свитки. Они свертываются на палочке в рулон и хранятся в специальных футлярах. В нужный момент эти картины вывешиваются на стену.

5

Такие картины пишутся на китайской традиционной бумаге специфическими красками из растительного и минерального сырья и тушью. А потому они могут храниться свыше тысячи лет, сохраняя свою первозданную свежесть, что позволяет и в наши дни любоваться ими.

Конечно, возникновение такого вида картин преследовало свою цель, а не только удобство их хранения. Оно связано с возникновением и развитием главного художественного направления в китайской живописи - вэньжэньхуа ("живопись ученых"). 

5

Мастера вэньжэньхуа не стремились расписывать дворцы и храмы. Их картины-свитки вывешивались в кабинетах и предназначались для обозрения друзей-литераторов, ученых и служивого сословия.

5

Вэньжэньхуа отличалась от живописи как народных, так и дворцовых художников. Ее зачинателем считается Гу Кайчжи. Он был не только прославленным художником, но ученым и поэтом. Конечно, простые народные живописцы не могли достигнуть такого уровня. 

5

Художники "вэньжэньхуа", как правило, имели прекрасную подготовку в области литературы и каллиграфии. Таковы, например, Су Дунпо (1037-1101 гг.), Ни Юньлинь (1306-1374 гг.), Дун Цичан (1555-1636) и др., чьи картины неизменно украшались стихотворными строчками или надписями.

Изящество иероглифов и поэзия стиха не только дополняли и подчеркивали основное содержание и идею картины, но и в сочетании друг с другом придавали ей особую красоту и законченность.

5

Стиль вэньжэньхуа с его слитыми воедино поэзией, каллиграфией и живописью обладает яркой отличительной особенностью китайской живописи и популярен и по сей день.

Таков путь развития китайской живописи. Её создавали народные живописцы и умельцы, а представители интеллигенции и служивого сословия, унаследовав это искусство, подняли его на новую высоту. 

------------------------------

Здесь - читайте больше о живописном стиле "гохуа".

Видео-выставка школы традиционной китайской живописи художника Виталия Близнецова (Санкт-Петербург).

 Бонус: здесь вы можете приобрести понравившиеся картины современных китайских художников -

Выставка-аукцион картин в стиле традиционного искусства гохуа.

Вы можете приобрести картины в стиле гохуа и в Интернет-галерее "Синий Феникс".

 Источник Источник Источник Источник Источник

Автор

Комментарии

Возможно, ваш комментарий – оскорбительный. Будьте вежливы и соблюдайте правила
  • По дате
  • Лучшие
  • Актуальные
  • Друзья