Футбол во времена Югославской войны
Недавно, я наткнулся на новость, что Йошко Гвардиол (игрок “Манчестер Сити” - прим.) посетил разрушенный дом детства Луки Модрича (игрок “Милана” - прим.). Я был наслышан о тяжёлом детстве балканских игроков, в том числе и Модрича, поэтому решил погрузиться глубже в историю и узнать, что произошло с футболом в Югославии в 90-е годы.
История конфликта
Война в Югославии началась с вооружённого конфликта 25 июня - 4 июля 1991 г. Ход событий берет своё начало с провозглашённой в одностороннем порядке независимости Словении, вследствие чего между нею и Югославией вспыхнули боевые действия.
После того как Словения обрела независимость от Югославии, сербская часть населения, проживающая на этой территории, попыталась создать отдельную страну.
1991-1992 года стали началом пути освобождения от кризиса Боснии и Герцеговины, в который ее втянула Югославия. Война на этот раз затронула не только одну республику, но и соседние с ней земли. В результате данный конфликт привлёк к себе внимание НАТО, ЕС и ООН.
Война в Югославии продолжилась вооружённым конфликтом, который вспыхнул между СРЮ и албанскими сепаратистами в 1998 г. Жители Косово стремились обрести независимость. Через год в ситуацию вмешалось НАТО, вследствие чего началось проведение операции под названием «Союзная сила».
Причина конфликта в Македонии не отличается от предыдущих столкновений в Югославии. Противостояние происходило между албанскими сепаратистами и македонцами на протяжении практически всего 2001 г.
В течение 1991-2001 гг. по всей территории бывшей Югославии было сброшено около 300 тыс. бомб и выпущено около 1 тыс. ракет. Общие потери: 130 - 160 тысяч погибших (включая мирное население).
Отстранение Югославии в футболе
Вынося такое жёсткое решение, УЕФА и ФИФА поддержали санкции, наложенные на Югославию резолюцией 757 Совета Безопасности ООН: национальную команду страны и клубы исключили из всех соревнований под эгидой этих футбольных организаций. Причиной санкций стали боевые действия, развернувшиеся в 1992 году на территории Боснии и Герцеговины — одной из республик, входивших в состав СФРЮ (Социалистическая Федеративная Республика Югославия - прим.).
Санкции коснулись только Югославии. Хорватия и Словения в том же 1992 году вступили в ФИФА (в УЕФА хорватов приняли годом позже). Правда, в отборочном турнире ЧМ-1994, который стартовал осенью 1992-го, они участия не принимали. При этом клубы из Словении дебютировали в еврокубках уже в сезоне-1992/93, из Хорватии — в сезоне-1993/94. В еврокубки клубы из Югославии вернулись лишь в сезоне 1995/96.
Югославии пришлось ждать выхода из изоляции куда дольше. Свой последний перед санкциями матч она провела 25 марта 1992 года в Амстердаме — товарищескую встречу с Голландией (0:2). Следующей пришлось ждать почти три года, а точнее, два года и девять месяцев: в конце декабря 1994-го Югославия отправилась в турне по Южной Америке. 23 декабря в Порту-Алегри состоялась игра с Бразилией (0:2), а четырьмя днями позже, 27 декабря, в Буэнос-Айресе — с Аргентиной (0:1).
В начале февраля 1995-го Югославия приняла участие в товарищеском турнире в Гонконге, где ее соперниками стали местная команда и молодежная сборная Кореи. Наконец, 31 марта югославы вновь сыграли на своем поле, приняв Уругвай на знаменитой «Маракане» в Белграде. 28 288 зрителей увидели победу хозяев — 1:0.
А вот на следующий матч — 31 мая — приехали уже и игроки из-за рубежа. В соперниках — сборная России. Гости победили (2:1) благодаря голам Валерия Карпина и Владимира Бесчастных.
Но еще почти год Югославия проводила исключительно товарищеские встречи, доехав даже до Мексики и Сальвадора. ФИФА сняла санкции и допустила сборную к отборочному турниру ЧМ-1998. 26 апреля 1996 года (то есть спустя без малого четыре года после отстранения) югославы в Белграде приняли Фареры и одержали победу — 3:1. Команда квалифицировалась на чемпионат мира, где вышла из группы, а в 1/8 финала уступила Голландии (1:2) после гола Эдгара Давидса на 90-й минуте.
Чемпионат страны во время изоляции и санкций не прекращался. В первом после их введения — сезон-1992/93 — приняли участие 19 команд, в числе которых и косовская «Приштина». Титул взял «Партизан», повторивший свой успех и год спустя.
Формула проведения была необычной. Лигу довели до 20 клубов и разделили на две группы, А и В, по 10 участников в каждой. Обе играли по круговой системе. К зимнему перерыву все команды дважды встречались друг с другом внутри группы — дома и на выезде. Затем четыре худших из группы A переходили в группу B, откуда поднимались четыре лучших. В конце сезона происходила такая же ротация. А три худших из группы B вылетали во второй дивизион.
Несмотря на тяжелое положение страны, воспроизводство классных футболистов не прекратилось. Если посмотреть на состав сборной Югославии(был полностью составлен из местных футболистов) в матче с Уругваем в марте 1995 года, то там есть Милошевич (51 гол за два чемпионата страны), Дарко Ковачевич, Горан Джорович (выступал за «Сельту» с Карпиным и Александром Мостовым), Деян Говедарица. Все они потом принимали участие в ЧМ-1998 и сделали хорошие карьеры в Европе. Хотя туда все уехали уже после окончания изоляции.
Но, конечно, предыдущее поколение — потерявшее три больших турнира (ЧЕ-1992, ЧМ-1994 и ЧЕ-1996) — было сильнее. Возможно, даже самым мощным в истории югославского футбола. А период конца 1980-х, пожалуй, можно считать началом расцвета, который, увы, оказался кратковременной вспышкой.
Пропуск Евро - 1992
Югославия мощно проводила отбор к Евро-1992 (пять побед и поражение от датчан). Игроки по-прежнему вместе выходили на поле, и конфликтов между ними не возникало. Но вскоре, все изменилось - Бобан, Шукер и другие хорваты сообщили, что больше не приедут. В октябре 1991-го Югославия играла с Фарерами уже без них. Потом из команды ушел словенец Сречко Катанец. Боснийцы доиграли отбор до конца, но незадолго до Евро-1992 тоже отказались приезжать (в апреле 1992-го Босния стала независимой, тогда же началась осада Сараево). Их поддержал и македонец Дарко Панчев.
Ивица Осим (главный тренер сборной Югославии - прим.) уверял, что не уйдет, несмотря на все происходящее. «С тех пор как начались все эти события, меня постоянно спрашивают, до каких же пор буду я возглавлять сборную Югославии? Ответ у меня один: пока мы будем играть под югославским флагом и петь «Гей, славяне!» – наш гимн, – сказал тренер в интервью еженедельнику «Футбол» после жеребьевки Евро-1992. – Это и ответ на вопрос, будем ли мы играть в Швеции. Пока наше участие в чемпионате Европы ожидается, и мы должны думать о том, как лучше подготовиться к нему». Мнение Осима резко поменялось весной 1992 года, когда Югославская народная армия начала осаду Сараево. В мае жена Осима и двое его детей попали под обстрел. После этого Ивица собрал пресс-конференцию и заявил об уходе из сборной.
Вместо Осима сборную Югославии возглавил Иван Чабринович, выигравший серебро Евро-1990 с командой U21. При нем в сборную попали Синиша Михайлович, Предраг Миятович, Владимир Югович и Драган Стойкович, практически не игравший в отборе.
На фоне военных действий разговоры об отстранении Югославии периодически возникали, но УЕФА пресекал их. «Мы хотим, чтобы на Евро-1992 сыграли те, кто квалифицировались на турнир, если позволит ситуация, – говорил генсек УЕФА Герхард Айгнер. – Нужно уважать спортивные достижения. Лучшие команды должны выступать на лучших турнирах».
В Евро-1992 играли всего восемь команд, их разделили на две группы. Соперниками Югославии стали Франция, Англия и Швеция. В Швецию полетели 18 югославских футболистов. Большинство из них – сербы и черногорцы, еще было два македонца и босниец.
Санкции приняли 30 мая, когда до Евро-1992 оставалось 11 дней, а сборная Югославии уже тренировалась в Швеции.
УЕФА, ФИФА и МОК не были обязаны следовать предписаниям ООН. И если МОК нашел компромисс (на Олимпиаду-1992 спортсменов из Югославии допустили без флага и гимна), то футбольные власти этим заниматься не стали. Решение об отстранении Югославии приняли глава УЕФА Леннарт Юханссон и два его заместителя.
Из-за дисквалификации Югославия пропустила и ЧМ-1994, и Евро-1996. Команду допустили к отбору на ЧМ-1998, но тогда Югославия состояла лишь из Сербии и Черногории. Все клубы югославского чемпионата забанили в еврокубках до 1995 года.
Кстати, сборная Хорватии, которая когда то была частью Югославии, на ЧМ-1998 заняла третье место.
Детство Луки Модрича
Лука Модрич родился в историческом городе Хорватии Задаре в 1985 году. Его семья, как и большинство других, стала жертвой югославских войн. Луке было всего шесть лет, деревня, в которой жила семья хорвата, была захвачена повстанцами. Дедушка Модрича, в честь которого его назвали, был казнён на глазах у маленького Луки. Его нашли убитым на лугу, где он обычно пас коз. Старика расстреляли из автомата с близкого расстояния. Отец футболиста после этого происшествия перевёз семью в Затон. Сначала им пришлось ездить по гостиницам, где обитали такие же беженцы, как и они. Иногда в номерах были разбиты окна и приходилось делить комнаты с неизвестными людьми. Пережить этот ужас войны Модричу помог футбольный мяч. Лука постоянно брал его с собой и играл каждую свободную минуту. В отсутствии каких-то особых условий ему приходилось тренироваться на обычной автомобильной стоянке у отеля. На тренировки мальчик ездил на велосипеде, несмотря на воздушные тревоги и бомбардировки. Часто тренеры прекращали занятия, чтобы укрыть всех в клубных помещениях.
«Война сделала меня сильнее. Я не хочу, чтобы эти воспоминания преследовали меня всю жизнь, но не хочу и забывать об этом», — говорит сам футболист.
«Хотя я еще маленький, я пережил много страхов. Страх войны и бомбардировок я уже понемногу забываю. Страх, который я никогда не забуду — это когда сербские националисты убили моего дедушку», — признавался Модрич.

Футбол во время войны в Боснии
В стране сначала вообще не было общего турнира, а соревнования организовывались отдельно для каждого народа. То есть, босняки играли в своей Мусульманской лиге, боснийские хорваты - в Хорватской лиге, боснийские сербы - в лиге Республики Сербской. Впоследствии босняки и хорваты объединились в общую лигу, в то время как сербы продолжали быть объектом ненависти.
Отдельно три чемпионата, выстроенные по этническому принципу, функционировали до окончания сезона 1996/1997. Далее команды тоже играли каждая в своей лиге, но босняки с хорватами пошли на объединение, организовав раунд плей-офф между двумя победителями лиг: чемпион Мусульманской лиги боролся с чемпионом Хорватской лиги за право называться чемпионом страны и представлять БиГ (Босния и Герцеговина - прим.) в еврокубках. А этнические сербы продолжали вариться в своей лиге - не признанной ни УЕФА, ни федерацией футбола БиГ.
Традиционно для балканской страны сформировались несколько болельщиков течений, которые делают погоду на ниве футбольной субкультуры. Самые мощные из них - это боснийские Horde Zla («Сараево») и Manijaci («Железничар»). Первые ненавидят представителей хорватской части Боснии и Герцеговины, вступая с ними в схватки. Вторые враждуют с сербскими фанатами, которые, в свою очередь, на домашних матчах сборной БиГ не чураются поддерживать соперников «Золотых лилий». Массовые беспорядки, столкновения, фаер-шоу и срывы матчей - это традиционная картина для чемпионата Боснии и Герцеговины.
Мощнейшую армию болельщиков-босняков имеют, как уже отмечалось, «Сараево» и «Железничар». Хорваты - это «Широки Бриег», сербы - это «Боруц» из Баня-Лука. А город Мостар, представленный командами «Зрински» и «Вележ», вообще уникальный. Он разделен на две части - хорватскую и боснийскую; и вот хорваты болеют за «Зрински», а босняки - за «Вележ».
Из-за войны сборная Боснии и Герцеговины была вынужденной пропустить по одному отбору на мировой и европейский форумы. «Золотые лилии» стартовали с квалификационного турнира к чемпионату мира 1998 года, после того, как в 1996-м году стали членом ФИФА.