3 мин.

Маленький принц маленького катка, раздираемого титанами

Когда на каток выходит этот фигурист, в первую очередь замечаешь его рост. НО... как только он начинает делать первые шаги, неповторимо раскрывает руки, а волосы летят назад, забываешь обо всём, ибо теперь катается сама музыка.

Шома Уно, маленький принц, внезапно упавший на холодный лёд большого спорта.

На первый взгляд, он кажется совсем по-детски беззащитным и растерянным от обилия строгих взрослых, которые собираются судить и решать, каким же будет его ­­­результат. Только он может сидеть в КИКе со слезами на глазах, абсолютно одиноким и несчастным, совершенно потерянным среди титанов, выходящих на лёд следом, чтобы ‘растерзать’ его маленькую планету музыки и гармонии.

Некоторым кажется непонятным, что он делает здесь на катке, среди гигантов прыжка и гениев интерпретации, среди сильных и неотразимых?

А вот и нет, очень даже понятно. У него особая миссия на льду: он показывает нам, как может быть красив человек, если он слышит музыку в себе и имеет дар ею делиться.

А ещё добавьте испытание выходить на лёд вечным вторым рядом с красавцем-кумиром всех и вся.

Я бы также добавила взрослую (само?)ироничность в его детской улыбке, когда на лёд – и на пьедестал ступенькой выше – выезжает король в оранжевом ‘пухопаде’ зрительского обожания.

Лунную сонату» катали столько фигуристов - великих и начинающих, «плывущих» и прыгающих, классических по стилю и современных. Выбрать лучших невозможно. Я расскажу о своём впечатлении о лунном Шоме, упавшем на лёд с далёкой планеты, чтобы мы все подняли голову вверх с его заключительным жестом в финале программы (ПП на ЧЧК-2019 в Анахайме, хореограф Михoко Хигути, тренер Матико Ямада). Полный анализ этой программы можно найти здесь

www.sports.ru/tribuna/blogs/zapiskisumashedshego/2373385.html

В этой программе Вы не найдёте ни изысканной рафинированности жеста, ни чрезмерной плавности, ни романтической экзальтированности. Здесь всё подчинено музыке - каждый взмах руки (2:23, 2:48, 4:24), каждый подъём головы (0:51, 2:41), каждый поворот корпуса (1:05). Шома почти всегда, даже после падений, сливается с музыкой, а когда он не падает, это завораживающее зрелище. (Указанные минуты исполнения могут слегка не совпадать).

Посмотрите (3:47), как после 3го акселя он начинает ‘убегать’ c Presto agitato, ‘перепрыгивая’ через 3 аксель-ойлер-3 флип и 3 сальхов-3 тулуп, заканчивая исключительным вращением. А после прощального взгляда вверх в изнеможении валится на лёд.

Я верю, что Шому легко критиковать за прыжки, а кто-то может даже назвать его лентяем. Ну, знаете ли, мы так и Моцарта сходу можем назвать лентяем и гулякой. Но мы вряд ли когда-либо поймём, к какой звезде они летели всю ночь или всего 4 c половиной минуты, чтобы вот так запомниться – кто на века, кто – на годы.  

В сезоне 2017-2018 Шома выходил с абсолютно незабываемой программой – «Времена года. Зима» Вивальди (хореограф Михoко Хигути, тренер Матико Ямада). Полный анализ "Зимы" можно найти здесь https://www.sports.ru/tribuna/blogs/zapiskisumashedshego/1492356.html

Это прекрасная программа: ломкая, хрусткая, звенящая мелодия как бы переливается, трескается, снова собирается в прозрачный лёд, отражает узоры в бездонной глуби и устремляется к холодному солнцу в бесконечной голубизне. И всё это бесподобно тонко, абсолютно в каждый (употреблю фигурно-катательное слово) акцент передаёт маленький фигурист с огромным талантом. Зимний, замёрзший Шома на прозрачном льду в ‘лунном свете’ великих композиторов. И ещё улыбка после превосходного вращения и в конце короткой программы.

Вы можете после этого помнить, допрыгнул ли Шома 4ой тулуп или флип? Я – нет.

Но сам Шома – спортсмен, и он ушёл от своих талантливейших хореографа и тренера в поисках спортивного совершенства. Ушёл от сурового перфекционизма Этери, прошёл ещё каких-то тренеров, пока не оказался в КИКе – растерянным и плачущим.

А сейчас посмотрите, пожалуйста, это видео – и обязательно до конца.

Шома Уно и Стефан Ламбьель, и вечный Вивальди.

Теперь Стефан – тренер Шомы. Я их очень жду.