3 мин.

Квотербеки, заработавшие больше, чем заслужили. Джо Флакко

Аналитик ESPN Билл Барнвелл выпустил материал, в котором рассказывает о самых удачливых игроках НФЛ с точки зрения зарабатывания денег. На основе этого материала я хочу сделать четыре поста про квотербеков — как наиболее яркие примеры того, что контракты раздувают не статус и уровень игры, а обстоятельства и рычаги давления.

Герой первого поста — Джо Флакко. Сейчас его, в основном, знают, как харизматичного дублёра с батя-вайбом, который совсем недавно выигрывал «Возвращение года» и вытаскивал «Браунс» в плей-офф. Но когда-то он превратил одно фантастическое выступление в плей-офф сразу в два жирных контракта.

«Балтимор» выбрал Флакко в первом раунде драфта–2008 и подписал с ним 5-летний контракт. За первые 4 года молодой квотербек успел сыграть в 9 (!) матчах плей-офф, но его личная статистика в этих играх не была красочной: 54,3% точных передач, 8 тачдаунов, 8 перехватов. Все командные успехи приписывали мощной защите, поэтому клуб и квотербек по-разному оценивали потенциал второго контракта.

Перед сезоном–2012 «Рейвенс» сделали Флакко предложение, от которого он отказался. 27-летний игрок решил поставить на себя и отыграть последний год по дебютному соглашению. Регулярный сезон он провёл в своём стиле «ну, потянет». До сих пор неясно, какой Монтана вселился в распасовщика «Балтимора» в январе 2013-го, но это было нечто: 4 матча, 1140 пасовых ярдов, 11 тачдаунов, 0 перехватов. Сюда входят победа в двойном овертайме над «Денвером» Пейтона Мэннинга, победа над «Пэтриотс» в финале конференции и победа над «Сан-Франциско» в результативном Супербоуле.

Джо Флакко прыгнул выше головы в самый важный момент своей карьеры.

За какой-то месяц Флакко из не очень убедительного юноши превратился в элитного квотербека в расцвете сил с чемпионским перстнем на пальце. «Балтимор» оказался загнан в угол. Отчасти ещё из-за вьетнамских флешбеков — после победы в предыдущем Супербоуле (сезон–2000) «Рейвенс» отпустили квотербека Трента Дилфера и мучились с его сменщиками вплоть до выбора Флакко.

Флакко получил 6-летний контракт на $120,6 млн — самый крупный в истории НФЛ на тот момент. До победы в Супербоуле максимальная финансовая планка для него была — два подряд франчайз-тега, то есть $33 млн за два года. А по новому соглашению он получил $51 млн за два года + ему были гарантированы ещё $11 млн в будущем.

Помните, я в начале сказал про два контракта? Дело в том, что из-за сложностей с платёжной ведомостью «Рейвенс» обязаны были составить контракт Флакко таким образом, что ему практически гарантировано было продление через три сезона: под потолком зарплат соглашение после $14,6 млн на третий год занимало почти $29 млн на четвёртый, что по тем временам было неподъёмным грузом.

И перед сезоном–2016 Флакко подписал 3-летний контракт на $66 млн с новыми гарантированными $44 млн. Хотя, конечно, после выигранного Супербоула он сразу откатился к прежнему уровню игры, а в «похмельном» сезоне–2013 и вовсе впервые за карьеру бросил в регулярке больше перехватов, чем тачдаунов (22 к 19).

За пятилетку с 2013-го по 2018-й Флакко:

💰 заработал $126 млн

🙈 сыграл всего в двух матчах плей-офф

😐 результат его команды в регулярке был 42–41

📉 его рейтинг квотербека — 53,6 (20-й из 26 квотербеков, которые за 6 лет бросили хотя бы полторы тысячи передач)

В последние два года перед выбором Ламара Джексона на драфте тренер Джон Харбо был близок к увольнению. Болельщики, обсуждая игроков НФЛ, иногда используют ассоциацию из музыкального бизнеса — авторы одного хита. Но в НФЛ один матч не принесёт тебе десятки миллионов долларов. Джо Флакко — автор одного хитового альбома, записанного в январе 2013-го. Этот альбом обеспечил его на всю жизнь.