3 мин.

Nazar off. Как в СКА признали главную ошибку лета

Никита Петухов – о самой ожидаемой тренерской отставке сезона.

В Санкт-Петербурге, судя по всему, очень любят кино. Если пересмотреть матч СКА – «Ак Барс», уже зная, что произойдет по его окончании, трудно будет отделаться от мысли, что это практически готовый отрывок из фильма «Исход Назарова» – нужно лишь немного подрезать эпизоды игры. В остальном антураж идеальный – проигрыш сопернику по победному финалу, добровольная эвакуация фанатского сектора в начале третьего периода (посмотрите хотя бы фотографии, удивительное зрелище), пустующая в том же игровом отрезке ложа руководителей (Тимченко, Точицкий и Ротенберг появились на своих местах только к его середине), в основном безвольная игра хоккеистов СКА.

Но это будет служить фоном и выгодно оттенять главный сюжет – панику тренера. Который для начала придумал собрать суперзвено, переставив к Шипачеву и Дадонову капитана Ковальчука (не сработало). Который почти не выпускал на лед хоккеиста, которого сам взял в команду (у Артюхина за два периода семь смен на четыре минуты), а в третьем периоде просто снял с игры его, двух своих лидеров (тех же Шипачева и Дадонова) и молодого Юдина. Который неоднократно напихивал каждому возвращающемся на скамейку звену в стиле, что не понаслышке знаком ныне казанцу Николаю Белову. И который потерянным взглядом наблюдал за тем, как два опытных бойца, Поникаровский и Калинин, подряд хватали бестолковые удаления в тот момент, когда СКА нужно было идти вперед.

Впрочем, антураж не должен никого смущать, отставка Андрея Назарова не особенно заслуживает, чтобы ее так пафосно обставлять. За спиной тренера в СКА нет громких побед, длинного триумфального пути или хотя бы одной выдающейся выигранной серии плей-офф. Он лишь однажды ответил согласием на предложение, от которых не отказываются. Это было не его место, о чем многие догадывались с самого начала, но инициатива исходила с другой стороны, из офиса питерского клуба. И это изначально была крайне скверная затея, из которой и не должно было выйти ничего хорошего.

Два месяца восьмого сезона КХЛ показали, что Андрей Назаров просто не готов работать с такой большой, разнородной системой, какой сейчас является СКА. Его идеальная среда – гордый и независимый клуб уровня первого раунда плей-офф КХЛ, в котором есть два-три мастеровитых лидера и много хоккеистов среднего уровня, поднять которых можно ловким сравнением с игроками Высшей лиги или просто очень крепким словцом. Тактические действия такой идеальной назаровской команды описываются двумя глаголами – «бьются» и «колотят», очки приносят индивидуальные действия записных мастеров, которым главный тренер позволяет все. В топ-клубе с топ-хоккеистами (пускай и по российским меркам), это не работает. Когда бьется и колотит «Северсталь» с Геннадием Столяровым – это вызывает уважение. Когда бьется и колотит СКА с Ильей Ковальчуком – это как забивать гвозди микроскопом. Во всем этом упавшем ему в руки разнообразии Назаров не очень-то и разобрался (яркий пример – как под его руководством потух Вадим Шипачев), а громадный кредит доверия и единоличная власть в таких условиях просто-таки приговор. Чем дальше в лес, тем больше было выстрелов в пустоту.

Другое наблюдение – как выяснилось, современный СКА вовсе не «Барселона», которую, по убеждению некоторых, может тренировать любой. Там непростые игроки, кое-кто считает себя в какой-то степени «избранным» (тут очень помогает клубная инфраструктура) и никто не считает себя участником стада. Да, уехали шесть важных игроков, но все-таки взамен кое-кого приобрели, продолжил прогрессировать Бурдасов, и потери можно было перекрыть хоть отчасти. Тем не менее, до уровня середняка конференции команда легко скатилась за 22 игровых дня. Сколько займет путь назад, на вершину? И случится ли вообще этот путь? В руководстве СКА думали, что решили проблему с постом главного тренера. Но нет, просто ее отложили на осень. Классическая, если подумать, российская привычка – откладывать на потом.

Фото: ska.ru