8 мин.

5 причин, почему Хэмилтон больше всех заслужил чемпионский титул в «Формуле-1»

Самый успешный британский гонщик в истории только что обзавелся вторым титулом. Дмитрий Агапов объясняет, почему триумф Хэмилтона был неизбежен.

1. Скорость в гонках оказалась важнее, чем в квалификациях

Квалификационный счет (12-7 в пользу Нико Росберга) стал настоящим сюрпризом и для самого Льюиса, и для публики. Хэмилтон — один из рекордсменов пелотона по поулам, и прежде англичанин всегда опережал напарников, когда дело касалось скорости на быстром круге. Так было в противостоянии с Фернандо Алонсо, Хейкки Ковалайненом, Дженсоном Баттоном и с Росбергом в их первый совместный сезон. Однако, стартовав с четырех поулов в первых пяти гонках, Льюис быстро разбазарил преимущество. Собственные ошибки и поразительная ненадежность машины закрепили успех более стабильного соперника.

Но это только одна сторона медали. Дело в том, что Хэмилтон конвертировал в победы 6 из 7 поулов (исключая технический сход в Австралии), в то время как Нико имеет отнюдь не чемпионскую статистику — лишь 2 из 11 квалификационных триумфов принесли немцу первое место на подиуме. В Канаде, Великобритании и Абу-Даби немцу помешали технические проблемы, но в потерянных победах в остальных гонках виноват только он сам.

С Хэмилтоном в этом сезоне произошло много удивительных метамарфоз. Одна из них — превалирование гоночного темпа над квалификационным. В прошлые годы Льюис по разным причинам часто терял скорость по воскресеньям, но сейчас все наоборот: 11 выигранных гонок против 5 у Росберга и два прорыва на подиум после старта из последних рядов. Порой преимущество Хэмилтона в скорости было подавляющим — как, например, в Бразилии, где он мгновенно уничтожил семисекундное отставание. За хорошую квалификацию очков не дают, и Льюис в 2014 году понял, что гнаться за поулом в ущерб гоночным настройкам действительно не стоит.

2. Хорошая психологическая подготовка

В долгой и плотной борьбе за титул, как правило, ментальное преимущество всегда получает более опытный пилот. Льюис в прошлом четырежды боролся за титул и трижды неудачно — вдоволь насытившись привкусом горьких неудач, проще действовать в будущем, чтобы избежать ошибок. У Росберга такого опыта в «Формуле-1» просто не было.

Если посмотреть на сезон немца в целом, то можно увидеть, что стратегия Нико изначально основывалась на преимуществе по очкам, с непременной оглядкой на личный зачет. Сознательно она была выбрана или нет, но как только что-то шло не так, Росберг был готов абсолютно на все, чтобы восстановить преимущество в чемпионате. Иногда, как например, в Монако, это получалось, в Бельгии технически задумка удалась, но ошибка и столкновение с Хэмилтоном повлекли за собой последствия, после которых стратегия Росберга рассыпалась как карточный домик.

Льюис просто перестал оглядываться на личный зачет. Он проводил каждую гонку как последнюю, не замечая препятствий впереди. В Италии англичанина подвела электронная система старта, однако это не помешало ему быстро вырваться на оперативный простор, догнать и обогнать напарника. В Сингапуре Льюис в конце гонки пронесся мимо опешившего Феттеля с риском врезаться в стену, а в Японии вновь провел красивый обгон. В Бразилии будущий чемпион упорно боролся за победу, хотя для титула она была и необязательна.

Именно более расслабленный подход Хэмилтона обеспечил преимущество на финише чемпионата. Пять гонок подряд, выигранных на любой вкус: от прорыва после неудачного старта до ярчайших явлений лютого самовозничества — даже самый привередливый болельщик вряд ли назовет итоговую победу Льюиса легкой и непринужденной.

3. Лучшая работа с покрышками и топливом

После быстрого схода в Австралии пресса гадала: насколько быстр Хэмилтон в условиях нового регламента? Все межсезонье считалось, что необходимость беречь топливо лучше вяжется с интеллектуальными способностями Росберга, а давний стереотип о «Льюисе-пожирателе резины», несмотря на разоблачение еще в 2012 году, продолжал витать в умах журналистов и экспертов.

Пришло время уик-энда в Малайзии, и Нико совершенно неожиданно оказался разгромлен — поул, лучший круг и победа с 17-секундным отрывом у Хэмилтона, а немцу досталось только второе место. Мало того, Льюис сэкономил на 3 килограмма больше топлива, чем Росберг, и до неприличия затягивал каждый пит-стоп.

Еще один ярчайший пример прогресса Льюиса — гонка в Сильверстоуне. Учитывая характер трассы, никто не ожидал, что кто-либо сможет проехать дистанцию Гран-при с одним пит-стопом. Хэмилтон, стартовавший только шестым, прорвался на второе место и начал медленно догонять лидирующего Росберга. Нико неожиданно быстро сообщил о проблемах с износом шин и отправился на пит-стоп уже на 18 круге. Льюис же без особых потерь скорости растянул первый отрезок до 24 круга, что теоретически позволяло пройти оставшуюся дистанцию без второго заезда в боксы. Неизвестно, удалось бы гонщику в таком случае выиграть гонку, так как Росберг вскоре сошел с трассы, но на последний пит-стоп за 11 кругов до финиша Хэмилтон заехал, имея 40-секундное преимущество перед ближайшим соперником. Это ли не показатель работы с резиной?

В целом, по ходу сезона Льюис был лучше Нико как с точки зрения экономии топлива, так и расхода покрышек. Благодаря эффективному сбережению горючего в баки Хэмилтона каждую гонку заливали на 3-4 килограмма меньше бензина, чем Росбергу, что облегчало машину и позволяло демонстрировать лучший темп. А это, в свою очередь, стало одним из составляющих конечного успеха.

4. Борьба колесо в колесо

Равные по скорости машины предполагали, что периодически Льюис и Нико должны бороться друг с другом на трассе. И здесь Хэмилтон тоже вырвался вперед — он устоял под натиском в Сахире, Барселоне и Будапеште, вынудил ошибиться конкурента в Монце и обогнал его как в Сузуке, так и в Остине.

Нико не может похвастать успехами по части борьбы колесо в колесо — имея преимущество в темпе, он трижды не смог опередить Льюиса, в Спа немец при попытке обгона допустил столкновение, и только в Сан-Паулу удержал шустрого соперника позади.

Интересно, что схожие результаты Льюис и Нико демонстрировали и в борьбе с другими гонщиками. Хэмилтону по воле ненадежности техники чаще приходилось прорываться сквозь пелотон, и он отлично с этим справлялся — пилот ни разу не финишировал ниже третьего места. Росберг же зачастую попросту застревал за более медленной машиной. Показателен один из эпизодов гонки в Венгрии — немец несколько кругов безуспешно пытался обогнать «Торо Россо» Верня, не выдержав, свернул на пит-стоп, а в этот момент ехавший позади Хэмилтон легко и непринужденно опередил француза.

В принципе, способность успешно бороться колесо в колесо всегда считалась сильной стороной англичанина, в то время как немец, наоборот, отнюдь не слыл мастером обгонов. Но умение опережать соперника на трассе важно не только с точки зрения авторитета гонщика. Лишний обгон прибавляет очков в копилку. Реализуй Росберг потенциал резины в Бахрейне, Испании и Венгрии, у него уже было бы лишних 17 баллов относительно Хэмилтона.

5. Превосходная вторая половина сезона

Если обратиться к статистике последних лет, то можно заметить одну закономерность — обычно чемпионом мира становился тот, кто добивался более стабильных и высоких результатов во второй половине чемпионата. Любые ошибки допустимы весной или летом, пока есть время отыграть упущенное. Но в конце сезона ошибаться нельзя — иначе поражение неминуемо.

В 2010 году Феттель имел мало шансов на титул, но соперники допустили несколько оплошностей, повлиявших на итоговый результат. Уэббер сошел в Корее и безвольно провел финальную гонку, а Алонсо подвела собственная команда. Себастьян, напротив, в решающий момент собрался и был вознагражден формульной судьбой.

Двумя годами позже немец во второй половине сезона выиграл четыре гонки подряд, прорвался на подиум в Абу-Даби и финишировал в сложных условиях Бразилии. У Алонсо не было машины, способной бороться с «Ред Булл», и он проиграл борьбу за титул, несмотря на солидный очковый задел, добытый в середине сезона.

Хэмилтон же, за исключением первых трех лет в «Формуле-1», никогда хорошо не проводил осеннюю часть чемпионата. Англичанину всегда что-то мешало — то неудачные попытки обгона и не слишком быстрая машина (2010 год), то недостаток мотивации (2011, 2013), а когда Льюис уже, наконец, собирался с силами, подводила техника (2012). Но в этом сезоне все сошлось воедино — после неудачи в Бельгии гонщик выиграл шесть из семи гонок. Впервые 29-летний пилот настолько ударно отметил вторую половину сезона.

Его оппонент, наоборот, был идеален 2/3 чемпионата, но допустил сразу серию ошибок осенью. В Монце и Остине Нико не смог удержать Льюиса позади, а в Сочи и Абу-Даби откровенно запорол старт гонки. Словом, везде, где Росберг должен был выигрывать, оказавшись впереди, он терял драгоценные очки. В решающий момент Хэмилтон просто оказался быстрее и стабильнее, и язык не поворачивается отдать титул чемпиона мира кому-то другому.

Фото: REUTERS/Ahmed Jadallah; Fotobank/Getty Images/Mark Thompson, Peter J Fox

10 ключевых моментов в борьбе Хэмилтона и Росберга за чемпионский титул

10 главных шагов Хэмилтона к чемпионству