4 мин.

Костолом

Винни Джонс – человек, без всяких сомнений, интересный и оригинальный. Действительно, а попробуйте вот так сразу назвать известного футболиста, сделавшего себе какую-никакую, но все-таки карьеру в киноиндустрии. Не получается? То-то же. Потому что Винни Джонс – он такой один. Как футболист, он снискал известность весьма специфического толка. Джонс выступал за несколько команд, но дольше всех он играл за «Уимблдон» времен его расцвета – это конец 80-х – начало-середина 90-х гг. Команду эту весьма справедливо нарекли «Бандой психов», поскольку она исповедовала исконный британский стиль, причем в самой агрессивной  и жесткой манере. А Джонс по кличке «Секира» стал, пожалуй, главным ее олицетворением, наводившим ужас на тогдашних звезд английского чемпионата. Полу Гаскойну, к примеру, однажды не дал выпрыгнуть при подаче углового, схватив его за интимные места. Фотография этого момента стала настолько знаменитой, что по ней даже изготовили и поставили памятник. При этом в карьере Джонса нашлось место и для победы в Кубке Англии в 1988 году. Покончив 10 лет спустя после этого знаменательного события с профессиональным футболом, он принимает предложение сняться в малобюджетном криминальном фильме клипмейкера Гая Ритчи «Карты, деньги, два ствола». Что было дальше, и какой статус обрела эта картина практически сразу, вы знаете. То же самое случилось и со второй работой Ритчи – «Большой куш». После этого Джонса стали активно зазывать и в голливудские фильмы на роли разных громил, а в 2001 году ему достается первая в карьере главная роль в картине «Костолом».

Кино это является прямым римейком известного фильма «Самый длинный ярд» 1974 года, но при этом адаптированным на британский манер. Это значит, что вместо футбола американского в сюжете присутствует тот футбол, родоначальниками которого англичан и считают испокон веков. Когда-то давно мне попалась лицензионная видеокассета с этим фильмом, на которой красовалась гордая надпись: «Фильм Гая Ритчи». Но на самом деле это не совсем так. Да, над картиной работала вроде бы та же самая команда, что и над «Картами, деньгами…» и «Большим кушем», но здесь Ритчи и его верный соратник Мэттью Вон ограничились лишь функциями продюсеров. И на пользу фильму это явно не пошло. Режиссером стал безвестный Барри Сколник, для которого «Костолом» стал первой и, судя по данным кинопоиска, последней работой. Оно и видно, потому что временами кино выглядит каким-то сумбурным и аляповатым, а мгновенные переходы от комедии к драме сделаны уж очень топорно. Особенно это заметно в сравнении с другим римейком «Самого длинного ярда» - картине, получившей в нашем прокате название «Все или ничего», которая вышла 4 года спустя. Вот этот фильм гораздо более эффектный, смешной и увлекательный. Можно, конечно, сделать скидку на существенную разницу в бюджетах картин, но если бы мистер Ритчи не был в ту пору так увлечен Мадонной, а сам поставил бы «Костолома», то результат был бы совершенно другим. Но, как мы знаем, история сослагательного наклонения не терпит, поэтому оценим то, что имеем.

Однако не все так плохо. Актерский состав таит в себе множество плюсов, за исключением только Стивена Уолтерса, безмерно раздражавшего в образе зэка Нитро. Винни Джонс очень хорош в роли главного героя - Дэнни Михэна, бывшего капитана сборной Англии, чья карьера покатилась под откос после скандала на тотализаторе, что, в итоге, привело его на тюремные нары. Вот очень мало я могу назвать актеров, которые могут сравниться с Джонсом по части харизмы и колорита, и мне очень жаль, что его в последнее время приглашают сниматься по большей части во всяческий трэш, нежели во что-то стоящее. «Костолом» - подлинный его бенефис, и хотя бы ради него фильм достоин просмотра.

На втором плане здесь есть тоже немало примечательного. Например - едва ли не самая забавная роль в карьере у Джейсона Стэйтема, сыгравшего бешеного шотландца по кличке Монах, которого зэки сделали своим голкипером. В роли Мэссива (аналогичную роль во «Все или ничего» играл Крис Рок) мало кто узнает Уэса Блэквуда – Рори-Ломщика из «Карты, деньги, два ствола». Также весьма прикольные персонажи у Дэнни Дайера и Джейсона Флеминга - не последних британских актеров. Что же касается всяческих футбольных эпизодов – снято добротно, не слишком реалистично, но в то же время и не отталкивающе. Джонс и в этих моментах выглядит отлично, что, в общем-то, и не подлежало сомнениям.

Что можно вынести из всего вышесказанного? Кино неплохое, пусть временами и не слишком профессиональное. Хотя бы однократного просмотра вполне себе достойно. В том числе благодаря классному Винни Джонсу. Пока что это единственная его главная роль.