9 мин.

Смерть бразильского футбола. Часть 1

Все стихло в Бразилии 2 июля 2010 года. Перед глазами всей страны, и после уверенного первого тайма, после которого они вели 1-0 благодаря голу Робиньо, национальная сборная развалилась на части против Голландии. Снова Бразилия была вне Чемпионата Мира, который она рассчитывала выиграть, и выиграть красиво. Вместо этого они проиграли, играя в такой же неприятный глазу футбол, как и рубашки их непопулярного и уходящего тренера, Дунги.

В то время как страна скорбила, атмосфера в раздевалке сборной Бразилии была похоронной. “Это было ужасно”, -вспоминает нападающий Луис Фабиано. “Все плакали, было невероятно печально, состояние беспомощности. Ощущение всего самого плохого”.

Шесть месяцев спустя после вылета Бразилии из Чемпионата Мира, настал момент, равноценный по своей значительности. Величайший бразильский футболист поколения FourFourTwo и один из лучших нападающих всех эпох, Роналдо, объявил о завершении карьеры. Его товарищ по команде, выигравшей титул Чемпиона Мира, Ривалдо, скоро последует по его стопам, в то время как третий мушкетер 2002 года, Рональдиньо, похоже, уже отыграл свой последний матч за сборную.

Вакуум, оставленный этими тремя игроками, все еще не заполнен. Еще один Лучший Игрок Мира, Кака, был тенью самого себя после присуждения награды в 2007; Робиньо остается энигмой; Элано и Адриано присоединились к Фабиано на самолете по дороге обратно домой, в Бразилию, их европейская карьера закончилась еще до их 30-летия. Впервые в своей истории у Бразилии нет ни одного нападающего, доказавшего, что он игрок мирового класса. Ни одного. Вместо этого все их лучшие игроки защитники… Защитники! Бразильский футбол, такой, каким мы его знаем, официально мертв.

Вне поля проблемы даже еще более ужасны. Есть серьезное беспокойство, что Бразилия не будет готова провести Чемпионат Мира 2014, не говоря уже о его выигрыше. Их заявка окружена злословием и бюрократией.

Но не все так плохо. Благодаря своей быстро растущей экономике, бразильская лига процветает, а это значит, что клубы могут позволить себе удерживать молодые дарования от лап крупных европейских клубов чуть дольше. А молодые дарования имеются – и их много. Один из них, Неймар, похоже, предназначен для величия, в то время как его товарищ по команде Сантос, Гансо (интервью с ним в одной из следующих частей),  присоединится к нему в сборной к началу кампании Бразилия 2014. Но способен ли человек, ответственный за освоение этой волны новых талантов, сделать из Бразилии снова элегантных победителей?

Это один из многих вопросов, который стоит перед самой помешанной на футболе нации на планете. В этом специальном репортаже FourFourTwo ищет ответы в Бразилии…

 

Вопрос: Когда защитники стали настолько хорошими?

Для многих поколений босоногих мальчишек, которые били по мячу на улицах, в трущобах и воображаемых полях Бразилии, правила были просты. Первое: мальчишки, у которых нет таланта в ногах, сразу ставились на ворота. Второе: неповоротливые мальчишки, которые не могли бегать, оставались на задней линии и прибегали к грубости каждый раз, когда в этом была необходимость. Третье: тощие мальчишки всегда избегали физического контакта. Четвертое: те, кто действительно умел играть, должны были быть бахвалами и хвастаться своим умением как можно чаще. Пятое: тот, кто выбивал мяч за поле, должен был бежать за ним.

Так сформировались такие игроки как Пеле, Гарринча, Зико, Ромарио и Роналдо, но времена меняются. Страна, которая так гордилась обилием атакующих талантливых игроков, теперь экспортирует защитников и хавбеков как никогда раньше. Манчестер Юнайтед, Барселона, Реал Мадрид, Милан, Челси… У них у всех сзади есть как минимум по одному бразильцу. Но почему так произошло?

До 70-х бразильцы не играли за границей, а те, кто играли, считались дома второклассными нападающими: Жозе Альтафини (Милан, Наполи и Ювентус), Эваристо де Маседо (Барселона и Реал Мадрид) и Жаир да Коста (Интер) – поищите их. Бразильские победители Чемпионата Мира предпочитали случайный тур по Европе вместе со своим клубом, вместо того, чтобы уехать перманентно от бразильского образа жизни. В конце концов, зарплаты были не намного выше.

“Все изменилось после того как Пеле переехал в Соединенные Штаты, чтобы поддержать их новорожденную лигу и закончить карьеру в Нью Йорк Космос”, -объясняет Карлос Альберто Торрес, капитан сборной Бразилии 1970, победительницы Чемпионата Мира. “Играть за границей выглядело довольно прибыльно тогда. Я последовал за ним в Штаты и обнаружил, что я был первым бразильским защитником, обладателем титула Чемпиона Мира, который играл за пределами Южной Америки. Ощущение было будто у нас хреновые защитники, что, конечно, не было верно. Деньги вкладывались в игру в то время, но все страны хотели только наших нападающих”.

Лимит на легионеров в европейских лигах стал большим препятствием для бразильцев. “Я только был в составе сб. Бразилии на ЧМ 1990 года и я был в расцвете сил”, вспоминает Мауро Гальвао, многократный чемпион Бразилии и бывший тренер защитников в Васко  да Гама. Несмотря на это, он получал предложения только от маленьких клубов в Европе. Вместо перехода мечты, Гальвао смог показывать на что он способен в течение 6 лет в швейцарском Лугано. “В конце моей заграничной карьеры настало время правила Босмана, в 1995”, -вспоминает он. “Я уже не мог извлечь из этого выгоду, но это стало поворотной точкой для бразильских защитников. Бразилия только что выиграла Чемпионат Мира с защитным стилем игры, и на нас стали смотреть с таким же интересом как на немецких, итальянских и английских защитников. Стереотип нерешительных бразильских защитников умер тогда”.

После того как он был частью бразильской защиты, пропустившей всего 3 гола на ЧМ 1994, Альдаир, один из немногих бразильских защитников имеющих хорошую репутацию в Италии, стал легендой Ромы. Многообещающий левый защитник Роберто Карлос, тем временем, переехал в Интер за 7 миллионов долларов – больше чем ПСВ Эйндховен заплатил за Роналдо. Даже у менее уважаемых защитников, таких как Жуниор Баиано, который еще будет играть на ЧМ 1998 во Франции, теперь был большой шанс в европейском футболе (хотя он продержался всего один сезон в бременском Вердере). “Расчёт на наших защитников в 1994 послужил оправданием их предшественникам”, -говорит Марио Загалло, единственный обладатель 4 Кубков Мира как игрок (1958 и 1962) и как тренер (главный тренер в 1970; ассистент тренера в 1994). “Наши защитники раньше обвинялись в тех голах, которые были забиты после невыполнения защитных функций в передних линиях. Но не после этого турнира”.

Европейские клубы вскоре начали следить за молодыми бразильскими защитниками, так же как и за уже сформировавшимися. Были два основных вида, объясняет агент Марсело Джиан, сам бывший защитник: “У нас были неизвестные, которые были дешевыми, они проводили пару лет в окружных лигах до того, как их прорвет и они присоединятся к одной из крупных лиг за абсурдные деньги”, -говорит он. Так обстояло дело с хавбеком Арсенала Денилсоном, с Давидом Луисом, Дани Алвешом и Пепе из мадридского Реала. “Другие проводили еще пару лет с местными гигантами, получали вызов в сборную, после чего перебирались в крупные клубы в Европе”. Под это описание подходят Андерсон из МЮ, Сандро из Тоттенхэма, Тиаго Силва из Милана, Майкон из Интера и ливерпульский Лукас Лейва. За исключением натурализированного португальца Пепе, все входят в планы состава сборной Бразилии на ЧМ 2014.

Но почему так много? “У нас есть техника”, -говорит Гальвао. “Европейцы могли увидеть, что команды 1994 и 2002 годов прекрасно играли в защите, но не переставали атаковать из-за этого. Бразильские защитники прикрывали вингеров, когда те часто атаковали, поэтому у них есть прекрасный расчет времени, когда нужно останавливать соперника. Кроме того, все игроки, которые хорошо играют в Европе, обладают прекрасным пасом. Когда у тебя есть центральный защитник, который владеет мячом так хорошо, как Лусио из Интера, например, ты можешь начинать атаки из глубины. Гораздо лучше иметь бразильского защитника, чем защитника, который просто бессмысленно выбивает мяч вперед”.

Теперь на улицах бразильских городов не так уж редко можно увидеть мальчишек, которые гордятся своими подкатами и отборами мяча. Но есть и обратная сторона: в то время как закон Босмана открыл шлюзы для бразильских защитников, это позволило так же нападающим из других стран в массовом порядке двинуться в Европу.

В 10-ке лучших голеадоров в европейском клубном футболе в этом сезоне, не было ни одного бразильца. Халк из Порто, относительно неизвестный в своей стране, расположился на 16-м месте.  Несмотря на выигрыш титула, миланский дуэт Пато и Робиньо плетутся на 38 и 71 местах соответственно.

Затем есть старшее поколение. В то время как возвращение Роналдо на родину и его последующее заявление о завершении карьеры были ожидаемы, учитывая его травмы, преждевременный отъезд из Европы Рональдиньо в этом году в возрасте всего 30 лет, наводит на мысль о том, что он просто больше не может играть на высочайшем уровне. “Он вернулся во Фламенго, чтобы иметь шанс снова играть за Бразилию”, -говорит Загалло. “Но то, что он продемонстрировал до сих пор, только подтверждает то, что мы уже знали: Рональдиньо больше не сможет надеть желтую форму”. Еще один 30-и летний, Луис Фабиано, тоже вернулся домой в марте, чтобы играть за Сао Паоло.

Но в то время ,как все это наводит на мысль о деградации в атакующих дарованиях Бразилии (хотя может все эти прекрасные защитники делают их менее заметными?), есть еще причина, по которой бразильский футбол вдруг опустел от больших звезд…

 

Продолжение следует…  

 

Огромное спасибо Наде (ray of light) за помощь при переводе и оформлении этой статьи!